В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Программа действий

 

XXI съезд КПСС — съезд строителей коммунизма — уделил большое внимание идеологическим вопросам.

Создание материально-технической базы коммунизма не­разрывно связано с процессом формирования нового челове­ка, активного и сознательного участника строительства нового общества.

В своей идейно-политической работе партия постоянно опи­ралась на помощь советского социалистического искусства — одного из отрядов идеологического фронта.

XXI съезд КПСС призвал деятелей литературы и искусства еще выше поднять идейно-художественный уровень своего творчества, быть и впредь активными помощниками партии и государства в деле коммунистического воспитания трудящих­ся, в развитии многонациональной культуры.

Этот призыв партии в полной мере относится и к работни­кам советского циркового искусства. Необходимо сделать все для того, чтобы он дошел до каждого работника Союзгос­цирка. Для этого должны быть использованы все формы аги­тационно-пропагандистской работы: лекции и беседы, докла­ды и теоретические конференции, стенная печать и занятия в сети партийного просвещения.

В решениях съезда дан глубокий, подлинно научный ана­лиз важнейших вопросов теории и практики коммунистиче­ского строительства: о двух фазах коммунистического обще­ства, о сближении и слиянии двух форм социалистической собственности, о возрастающей роли общественных органи­заций в осуществлении государственных функций, о переходе стран социалистического лагеря   к коммунизму.

Большая и ответственная задача по пропаганде решений XXI съезда в цирке ложится на его партийную, профсоюзную и комсомольскую организации. Каждый коммунист, комсомо­лец, профсоюзный активист должен не только хорошо знать материалы съезда, но и уметь ярко и доходчиво разъяснять значение принятых съездом решений. В связи с этим вся сеть партийного просвещения переходит на изучение материалов XXI съезда партии. Партийное собрание Союзгосцирка, рас­смотревшее этот вопрос, дало конкретные рекомендации о формах и порядке изучения материалов творческими и тех­ническими работниками цирка.

Это даст возможность артистам, независимо от пере­ездов из одного цирка в другой, заниматься изучением мате­риалов съезда, избегая повторения тематики. Несомненно, что сеть партийного просвещения на этот период может несколько измениться в сторону увеличения числа кружков и семина­ров. При этом формы изучения должны определяться непо­средственно на местах, с учетом особенностей работы и кон­тингента занимающихся. Они могут быть разнообразными, на­чиная от теоретических конференций и семинаров и кончая самостоятельным  изучением материалов.

В целях лучшего изучения и усвоения материала необхо­димо проводить с самостоятельно изучающими периодиче­ские собеседования и консультации, прикреплять к ним в качестве  консультантов  наиболее опытных  пропагандистов.

Следует добиваться сознательного и глубокого изучения всеми артистами материалов съезда, тесно увязывая их с за­дачами, стоящими перед каждым предприятием и коллекти­вом.

Решения съезда партии оказывают большое влияние на идейно-политическую работу в цирке, являются боевой про­граммой действия для каждого коллектива и артиста.

Эта программа — программа дальнейшего совершенствова­ния идейно-художественного качества циркового искусства, расширения и укрепления связей циркового искусства с жизнью народа, улучшения воспитательной работы среди творческих работников и особенно молодежи, нетерпимого отношения ко всякого рода недостаткам на производстве и в быту.

За последние годы цирковое искусство добилось значи­тельных успехов, получило всенародное признание. Присвое­ние почетных званий и награждение орденами и медалями большой группы творческих работников — свидетельство вы­сокой оценки партией и правительством достижений советско­го цирка. Артисты правильно восприняли высокие награды, рассматривая их как призыв к новым, более значительным успехам.

Повышение идейно-художественного качества циркового ис­кусства должно идти по пути создания новых, оригинальных номеров и аттракционов, использования в цирке новейших достижений науки и техники, привлечения молодых творче­ских сил из художественной самодеятельности и спорта, ор­ганизации   национальных  цирковых   коллективов,   повышения мастерства исполнения и создания актуального и политически целеустремленного репертуара.

Большая роль в повышении идейно-художественного уров­ня циркового искусства принадлежит Центральной студии цир­кового искусства. Необходимо избавить студию от работы по переоформлению бесперспективных номеров с тем, чтобы она готовила и выпускала подлинные произведения цирково­го  искусства,  стала  настоящей  творческой  лабораторией.

Нуждается в серьезной перестройке работа художествен­ного отдела Союзгосцирка по руководству творческой дея­тельностью в цирках. Нужно избавиться от безынициативности и пассивности в постановке вопросов развития циркового ис­кусства, от бесконтрольности работы режиссерской группы, оказывать артистам помощь в повышении их мастерства.

Выполняя указания партии, советский цирк расширил и укрепил свои связи с народом. Однако многое в этом направ­лении предстоит еще сделать. Необходимо расширить, если так можно сказать, «географию» цирка с тем, чтобы увели­чить число зрителей. До сих пор в нашей стране имеются города, которые не видели полноценных цирковых представ­лений. Подавляющее большинство сельского населения зна­комо с цирком только по кинофильмам и печати. Выдающее­ся мастерство ряда крупнейших артистов хранится в «тайне» от населения многих городов страны. Ликвидация этих не­достатков во многом зависит от улучшения организационной работы в аппарате Союзгосцирка, от повышения оперативности и четкости во всех его звеньях. Нужна, как никогда, активная и инициативная работа по совершенствованию методов и форм деятельности в любой области. Хорошим примером этого служит опыт работы по перестройке двух зооцирков, переводе их на автотранспорт. Это позволило улучшить обслуживание небольших населенных пунктов и дало положительный эконо­мический результат. В предсъездовские дни у артистов цирка родилась новая форма работы — творческие отчеты-выступ­ления перед участниками коммунистических бригад. Необхо­димо, чтобы эта форма связи с народом получила не только распространение в группах передвижных коллективов, но и была использована стационарными и передвижными цирками.

Творческие встречи с передовиками производства, строек, колхозов и совхозов — это не только творческие отчеты пе­ред народом, но и одна из форм воспитания трудящихся в духе коммунизма, причем воспитания как зрителей, так и самих творческих работников.

Идейно-политическое воспитание творческих кадров в цирке, к сожалению, все еще отстает от предъявляемых тре­бований. Имеются серьезные недостатки в организации и ходе учебы в сети партийного просвещения. Мало уделяется вни­мания таким формам работы, как доклады и лекции по во­просам теории марксизма-ленинизма. Недостаточно активно участвуют в агитационно-пропагандистской работе руководя­щие кадры Союзгосцирка и предприятий.

Серьезные недостатки имеют место в воспитательной ра­боте, особенно среди молодежи.

Артистическая молодежь цирка добилась серьезных твор­ческих успехов. В подавляющем большинстве молодые ар­тисты являются подлинными тружениками, честно и добро­совестно относящимися к работе, дисциплинированными, мо­рально  устойчивыми  людьми — надеждой   советского  цирка.

Однако среди части молодежи, к сожалению, бытуют от­сталые взгляды на жизнь, неправильное отношение к труду, к коллективу, своим товарищам по работе. Только за послед­нее время наложены административные взыскания за прогул и недостойное поведение на артистов Соколова, И. Капитанова, Баркалая, Устинова. Есть, к сожалению, случаи, когда моло­дые артисты злоупотребляют спиртными напитками. Совсем недавно по требованию профсоюзной организации был уво­лен за пьянство артист армянского коллектива Брутьян.

Поведение артистов в быту не должно оставаться вне поля зрения администрации и общественных организаций. Необ­ходимо вести решительную борьбу со всякого рода амораль­ными поступками со стороны отдельных товарищей, своим поведением позорящих высокое звание артистов советского цирка. Общественные организации не должны оставлять без внимания ни одного случая нарушения моральных норм и правил социалистического общежития.

Следует отметить, что значительное число нарушений дис­циплины и аморальных проступков совершается артистами, выпускниками Государственного училища циркового искусства. Имеются серьезные основания полагать, что воспитательная работа в училище поставлена плохо. Видимо, отделу учебных заведений  министерства  и  Союзгосцирку следует по-настоящему поинтересоваться состоянием воспитательной работы среди студентов училища.

Партия наметила и проводит в жизнь решительные меры по перестройке народного образования, по повышению об­щеобразовательного уровня трудящихся. Большое внимание уделяется расширению заочного и вечернего образования. Это имеет большое значение и для артистов цирка, работаю­щих в сложных условиях постоянных  разъездов.

По ряду причин уровень образования артистов цирка в целом значительно отстает от уровня образования творче­ских работников других отраслей искусства. Поэтому отрад­ным фактом является стремление многих артистов повысить свою общеобразовательную подготовку. Ряд артистов успешно сочетает работу с учебой в школе и вузах. Это стремление должно быть поддержано администрацией и общественными организациями. Вопрос о повышении общеобразовательной подготовки артистов цирка является в настоящее время важ­ным  делом, имеющим общественное значение.

Величественная программа строительства коммунизма уже претворяется в жизнь. Вместе со всем советским народом ар­тисты цирка преисполнены решимости достойно выполнить возложенные на них задачи. Успешное решение этих задач в значительной мере будет зависеть от уровня идейно-поли­тической работы, от ее активности и целенаправленности.

На это сейчас должно быть направлено все внимание.

 

Б. МЕЛЬНИКОВ 

Журнал «Советский цирк» май 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100