Жизнь великого жонглера Энрико Растелли
Сегодня мы расскажем о великом жонглере. Расскажем о блеске и мишуре маленьких странствующих цирках и о больших варьете мировых столиц. Мяч катится вокруг света!
Он катится, движимый фанатизмом одержимого своей идеей жонглера, он катится, подгоняемый ненасытной алчностью импресарио, он катится, вопреки всему, к прекрасной гармонии счастливого будущего.
Мяч катится вокруг света!
Последуем за мячом и теми, кто его бросает.
Занавес!..»
Гаснет луч прожектора, освещавший набеленное лицо Пьеро, который произнес этот монолог, и на сцене возникает бродячий цирк в маленьком русском городке в первом десятилетки нашего века.
Так начинается ревю «Мяч катится вокруг света», которое мы смотрели в берлинском варьете «Фридрихштадт-Паласт».
Да, жизнь великого жонглера Энрико Растелли (1896—1931), выведенного в ревю под именем Энрико Нардини, была тесно связана с Россией. Он родился в семье итальянских цирковых артистов, гастролировавших тогда в Сибири. В скромных провинциальных цирках и на аренах крупных русских городов рос и развивался его феноменальный талант. Здесь, в России, ежедневным напряженным трудом оттачивал он свое изумительное мастерство, поражавшей впоследствии зрителей Европы и Америки.
Картины ревю показывают отдельные эпизоды из жизни большого артиста.
1908 год. Мы видим маленького Энрико, жонглирующего за кулисами странствующего цирка. Следующая картина переносит нас в Петербург. Энрико вместе с группой артистов выступает на балу у губернатора.
1914 год. Энрико уже самостоятельный артист, признанный мастер в цирке Труцци на Нижегородской ярмарке.
1920 год. Неаполь. Энрико, только что вернувшийся из России в Италию, начинает работать в жалком бродячем цирке. Но антрепренеры, давно прослышавшие о феноменальном жонглере, выросшем в далекой северней стране, уже слетаются в Неаполь. Они грызутся между собой за право заключить с Ним контракт. Каждый из них хочет урвать свою долю прибыли, сделать большой бизнес на жонглере, который сам еще не знает масштаба своей славы.
1920 год. Глазго. Варьете «Одеон». Начинается триумфальное шествие артиста по крупнейшим варьете и циркам Европы и Америки.
Как в гигантском калейдоскопе, мелькают страны и города...
Лондон... Париж... Берлин... Нью-Йорк... Чикаго…
Все ярче и крупнее огни реклам...
Все выше гонорары и прибыли импресарио...
Все больше нарастает сумасшедшее напряжение работы без отдыха и передышки. Организм жонглера не выдерживает этой бешеной гонки, и Энрико гибнет, гибнет еще молодым, в расцвете своего дарования...
В ревю есть такой эпизод: незадолго до трагического конца на одном из представлений Энрико дарит маленькому мальчику из публики свой Мяч, мяч, с которым он начинал когда-то свою работу. Мальчик, бережно сохранивший подарок великого артиста, сам становится впоследствии известным жонглером Эрнестом Монтего.
Действие переносится в Советский Союз.
1950 год. Ленинград. На Московском вокзале группа советских цирковых артистов сердечно встречает своих зарубежных коллег, среди которых находится и Монтего.
Финальная картина ревю. Ленинград. Госцирк. Оркестр играет знаменитый выходной марш Дунаевского.
На манеж выбегает молодой жонглер Эрнест Монтего, получивший высокое признание своего мастерства — он включен в международную программу одного из крупнейших советских цирков.
Мяч катится вокруг света!..
Таково краткое содержание ревю.
В нем занято много первоклассных артистов из различных стран. Тут и негритянский певец Берг Лони, тепло и задушевно поющий негритянские народные песни, тут и работающие в быстром темпе итальянские велофигуристы Жерардис и очень смешной испанский музыкальный клоун Сики со своим сыном.
Хорошо работают Эксцентрики на проволоке Тонелли (кстати, знакомые нам по гастролям немецкого цирка в СССР). Подкупающий своим четким ритмом номер показывают австрийские танц-акробаты братья Комо. Великолепную группу дрессированных собачек и обезьян демонстрирует Ильза Холле. В программе работают западногерманские артисты Эллон и Тамар, показывающие сложные трюки на слабо натянутой проволоке, французские «акробаты с юмором» Гловерс.
Есть даже высшая школа верховой езды... на верблюде, демонстрируемая артистом Гербертом Финке из ГДР. Во многих эпизодах занят четко и слаженно работающий балетный ансамбль «Фридрих-штадт-Паласта».
Особо хочется отметить молодого жонглера Эрнеста Монтего, который помимо своего номера выступил в роли великого артиста Энрико Нардини (Растелли). Задача труднейшая. Ведь нелегко, окажем, молодому басу играть Шаляпина в расцвете его славы. Такая же по сложности задача стояла перед Монтего, и он отлично с ней справился. В своем номере он также показал хорошую технику, особенно в сложных трюках на моноцикле.
Все номера удачно «плетены в ткань яркого и красочного представления, сама тема -которого дала возможность органического включения цирковых и эстрадных номеров.
Конечно, ревю не претендует на точное воспроизведение жизни Энрико Растеллм. Есть целый ряд отклонений от действительных фактов его биографии, не всегда оправданных. К сожалению, почти не показан его титанический труд, его упорная, настойчивая работа над собой, составлявшая величие и смысл его жизни.
Улыбку вызвала у нас сцена на балу у губернатора в Петербурге.
Дамы, сидевшие за одним столом с губернатором и одетые почему-то в костюмы оперных крепостных крестьянок, в разгаре бала вдруг вскочили на стол и начали отплясывать на нем какой-то танец под напев «Калинка, калинка, калинка моя!», исполненный вокальным квартетом.
Но не хочется говорить об отдельных досадных мелочах, хочется сказать о том, что порадовало нас, советских артистов, смотревших этот спектакль. Нас, артистов, тесно связанных с цирком, прежде всего очень порадовал сам выбор темы: показ жизни замечательного артиста цирка.
Порадовало нас и то, как заботливо вводится зритель в атмосферу спектакля.
Программка ревю (небольшая, но богато иллюстрированная брошюра) начинается с краткого исторического очерка о жонглировании и о жонглерах. На стенах Фойе масса Фотографий. Тут есть снимки египетских фресок с изображением сцен жонглирования, снимок древнегреческой статуэтки жонглера с шарами, репродукции средневековых гравюр, показывающих работу бродячих артистов. Много снимков отдельных трюков из репертуара жонглеров. Повсюду развешаны пестрые плакаты на разных языках: пожелтевшие от времени афиши и клишированные оттиски портретов артистов прошлого века, и еще пахнущие свежей краской плакаты современных мастеров этого жанра. Приятно, что там, среди полулегендарных имен Чинквевалль Салерно, Кара, Растелли мы нашли и имена выдающихся советских жонглеров: А. и В. Кисс, К. Никольского, Н, Ольховикова, И. Хромова.
Много зрителей толпилось у застекленной витрины, в которой выставлен подлинный реквизит Растелли: мячи, палочки, тарелки и его костюм — скромный одноцветный костюм великого мастера.
Все эти экспонаты, заботливо собранные из архивов различных стран, наглядно знакомили зрителей с историей одного из древнейших жанров циркового искусства, заставляли их с большим интересом и уважением следить за судьбой героя спектакля. За это хочется сказать спасибо авторам (идея Пегти Цаль, сценарий Енно Нойман и Абс Майер) и режиссеру Готфриду Герману.
В заключение несколько соображений, возникших у нас после спектакля.
Полезно вспомнить, что в 30-х годах наиболее удачными постановками Московского мюзик-холла также были обозрения, построенные на материале из жизни артистов цирка и эстрады. Достаточно назвать прошедшие сотни раз при переполненных залах спектакли «Артисты варьете» и «Под куполом цирка» (пьеса И. Ильфа и Е. Петрова). Очевидно, такая направленность сюжета давала большие возможности для органического монтажа аттракционов, каким, по сути дела, является любое сюжетное эстрадно-цирковое представление.
Хотелось бы увидеть и в современном советском цирке, в современном эстрадном театре представления с сюжетами, построенными на материалах из жизни выдающихся артистов русской эстрады и цирка, представления, которые вместе с экспозициями музея циркового искусства давала бы зрителям цельное впечатление об истории развития цирковых и эстрадных жанров.
А тем для таких представлений нашлось бы немало. Братья Дуровы, В. Лазаренко, Вильямс Труцци, семья Донато, Б. Борисов, В. Трояновский, Егор Пешков... Да разве перечтешь имена больших артистов, вписавших славные страницы в историю циркового и эстрадного искусства!
Владимир Николаев,
Борис Брунов
Журнал "Советский цирк" Май.1960 г