В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

От бродячих трупп до Ринглинга 

                                                                                                                                                                          

История цирка в Соединенных Шта­тах Америки начинается с XVII века, когда на деревенских площадях перед тавернами охотники показы­вали пойманных и выдрессированных ими медведей.

В Филадельфии в 1724 году выступала первая известная цирковая труппа, состояв­шая из клоуна, канатоходцев и артистов, танцевавших со шпагами. В Нью-Йорке цирковые артисты появились впервые в 1753 году. По-видимому, все они были вы­ходцами из  Европы.

 

На фото, зрительный зал  и арена Плавучего цирка

 

3 апреля 1793 года в Филадельфии от­крылся первый стационарный цирк англий­ского наездника Джона Билла Рикеттса. Здесь   выступали  канатоходец,  клоун и  наездники, особенно выделялся сам Рикеттс.

 

Среди различных трюков эффектным был такой: Рикеттс стоял на галопирующей ло­шади в то время, когда она брала высо­кие барьеры.

В 20-е годы XIX века появляется боль­шое количество зверинцев, в которых де­монстрировались и дрессированные живот­ные. Постепенно номера дрессировщиков и укротителей начинают занимать все бо­лее заметное место и на аренах цирков. Первые цирки были передвижными, они не имели шапито и строили в каждом городе примитивные манежи. Артисты в такой труппе выполняли обязанности и конюхов, и  строителей, и  униформистов.

В 30-е годы XIX века возник первый цирк-шапито Натана Хауэса и Арона Терне­ра. С этого времени идет быстрое разви­тие циркового   искусства.

В 1852 году Джильберт Огюлдинг по­строил единственный в своем роде «Плаву­чий цирк-дворец». В громадном здании на барже был оборудован манеж, зритель­ный -зал на 2400 мест, уборные для артистов и конюшни. Цирк, который буксировался пароходом, плавал по рекам Охайо и Миссисипи, останавливался на зиму в Новом Орлеане. Весной 1865 года этот цирк сгорел.

Особое место в истории американского цирка занял Тэйлор Барнум (1810—1891). Барнум начал как импресарио, организо­вывавший выступления различных артисти­ческих звезд, Он первым очень широко использовал рекламу. Так, Барнум возил по городам, как сообщали афиши, негритянку ста шестидесяти лет, бывшую кормилицу Вашингтона. Но вскоре выяснилось, что негритянке всего только семьдесят лет и Вашингтона она не кормила. Нимало не сму­тившись, Барнум снова повез ее по стране и теперь подчеркивал, что это та негритян­ка, на которую ходили смотреть простаки. Позже Барнум организовал паноптикум, названный им Американским музеем, где де­монстрировались различные уроды: сиам­ские близнецы, великаны, карлики, женщи­ны с бородой, толстяки, мужчина с тремя ногами  и   т. д.

Барнум создал новую форму цирка — так называемый трехманежный передвиж­ной цирк. Представление в таком цирке идет одновременно на трех аренах, в про­грамме участвует до восьмидесяти номе­ров. Естественно, что зрители не могут как следует рассмотреть то, что происходит на

Плакат немецкого дрессировщика Эмиля Лалленберга, выступавшего в цирке Ринглинга в 1914 году. Его медведи танцевали, катались на роликах, играли на музыкаль­ных инструментах, ходили по канату и ка­тались   на   велосипеде манежах, и ни один артист не имеет настоя­щего успеха.

 

 

Цирковая   кавалькада на   улицах  Нью-Йорка

 

Танцор на проволоке Кон Коллеано

 

Комик Эмметт   Келли

 

Едва раздастся свисток ре­жиссера, ориентирующегося на централь­ный манеж, как артисты двух других арен должны немедленно кончать выступления, даже если они не исполнили своих лучших трюков. Тонкая актерская игра, сложные трюки в таком цирке не доходят до пуб­лики. Здесь поражают масштабы представления и калейдоскопичность сменяющих друг друга номеров.

Но в цирке Барнума на очень большой высоте находилась организационная сторо­на: цирк переезжал из города в город в специальном железнодорожном составе, огромное шапито на несколько тысяч мест устанавливалось в течение нескольких ча­сов и еще быстрее разбиралось. Вокруг цирка строились большие и маленькие па­латки с аттракционами, а также бары и рестораны. Обычно цирк Барнума стоял в городе не более недели, а иногда всего один день. Барнум широко включал в представления номера с животными, главным образом со слонами, в его цирке вы­ступали большие группы клоунов. В конце представления барьеры убирались, на образовавшемся ипподроме проводились скачки,  бега и  массовые шествия артистов.

Вскоре этот не знавший конкурентов предприниматель встретил достойного со­перника в лице Д. А. Бейли. В цирке Бейли родился слоненок. Это был первый случай рождения слона в неволе, и Барнум опро­метчиво дал Бейли телеграмму, предложив за слоненка сто тысяч долларов. Бейли пе­репечатал эту телеграмму в виде афиши, снабдив ее дополнительным текстом: «Что думает Барнум о бэби-слоненке». Спустя некоторое время два крупнейших цирко­вых предпринимателя объединились, соз­дав «Цирк Барнума и Бейли — величайшее представление   на   земле».

В 1878 году начинают свою деятель­ность еще одни предприниматели — братья Ринглинг. Вначале они создали небольшой цирк, но быстро разбогатели и стали кон­курентами Барнума и Бейли. В 1919 году Бейли и Ринглинг объединились, назвав свой   цирк   «Большой   ареной».

Обычно в марте — мае в течение шес­ти недель этот цирк работает в Нью-Йорке а громадном здании Мэдисон Сквер Гарден, занимающем целый квартал. Внутри оно походит на громадный крытый стадион, где размещены три арены и две эстрадные площадки, вытянутые в одну линию и окруженные дорожкой, на которой происходят парады и шествия, а также устраиваются бега и скачки. После окончания гастролей в Нью-Йорке цирк с молниеносной быстро­той погружается в четыре поезда. В новом городе в течение двух часов устанавлива­ется огромное шапито на 25 тысяч зрите­лей, имеющее три арены и четыре сцены-эстрады. Артисты и обслуживающий персо­нал цирка составляют приблизительно три тысячи человек. С 1956 года цирк Ринглинга показывает свои представления в ста­ционарных зданиях  и   на  стадионах.

В 1929 году Джон Ринглинг купил аме­риканскую цирковую корпорацию, в кото­рую вошло пять крупных цирков. Его род­ственник Джон Ринглинг Норт с 1947 года возглавил «Большую арену». При нем цирк утрачивает свою традиционную форму под влиянием   мюзик-холла.

Своеобразные представления давал цирк   «Дикий   Запад»   Wild   West   Show»), открывшийся в 1883 году. Его создателем был Буффало Билль (1846—1917) — настоя­щее имя Коди, Вильям Фредерик.

Канатоходцы   Валленда

 

В этом цирке ковбои и индейцы демонстрировали национальные спортивные игры на лоша­дях, так называемое родео, то есть умение удержаться в течение определенного времени на необъезженной лошади или быке. Здесь также шли пантомимы, изображав­шие быт ковбоев и индейцев и утверждав­шие превосходство колонизаторов. Поста­новщиком и основным актером был Буффа­ло Билль. В течение двадцати лет цирк гастролировал в различных городах Америки и Европы. Успех цирка Буффало Билля по­будил других антрепренеров создавать по­добные предприятия. Один из таких цир­ков был в 1958 году на Всемирной выстав­ке   в   Брюсселе.

До первой мировой войны в цирках Америки, и в первую очередь в цирке братьев Ринглинг, часто ставились большие пантомимы-феерии. В постановках прини­мала участие вся труппа, а на главные ро­ли обычно приглашалась драматические актеры.    Сюжеты   заимствовались   из   истории, библии, мифологии и сказок. В панто­миме «Золушка», поставленной в цирке братьев Ринглинг, были заняты 1370 артис­тов (из них 60 клоунов), 735 лошадей, мно­го слонов. Одни эти цифры дают представление   о   масштабе  постановки.

В настоящее время в США работает около тридцати цирков, половина из них находится под покровительством какой-ни­будь общественной организации. В стране есть и небольшие цирки, но особенный успех имеют цирки, объединенные в кор­порацию, возглавляемую Римглингом.

На западном берегу Флориды раскинул­ся город Сарасота — его называют городом цирка. Сюда в 1927 году впервые при­ехали Джон и Чарлз Ринглииг. Там же стационировался и цирк братьев Кристиани, талантливой семьи, насчитывающей пять поколений артистов, среди которых были исполнители всех жанров, В музее амери­канского цирка, находящемся в Сарасоте, можно увидеть ценнейшую коллекцию по истории   циркового    искусства.

В школе верховой езды, которую со­держит выдающийся некогда цирковой на­ездник Вильям Хейтер, обучаются моло­дежь и любители конного спорта. Джо Масчино,  в прошлом акробат, создал своеобразный лагерь для цирковых артистов, в котором они могут совершенствовать свои номера и создавать новые. Здесь к их услугам необходимые снаряды, спе­циальные вагончики, заменяющие гостиницы. За  все это нужно платить.

По всему городу расположены дома артистов цирка, обретших в старости покой: многие из них странствовали долгие годы  по дорогам Америки  и   Европы.

Американский цирк знает многих талант­ливых артистов: укротителя Вэн Амбурга, на­ездников Джемса Робинзона и Чарлза Фиша, прыгунов Фрэнка Гардинера, Вильяма Багчелера, Джона Борланда, делавших двойные сальто через спины слонов, клоу­нов Дэна Раиса, Билли Бурка, Ал Миако, Спадлера, Джонсона, Фрэнка Оакли, Розу Хэнлон — женщину-клоуна.

 

Труппа жокеев Лойяль

 

Укротительница Мейбл Старк

 

Иллюзионист Мервин Рой

 

Несколько слов о некоторых наиболее выдающихся   артистах.

Исак Вэн Амбург (181Т—1863) был пер­вым американским укротителем. Он рабо­тал одновременно со львами, пантерами, тиграми и леопардами. В клетку к льву и ягненку он вносил ребенка. Разбогатев, Вэн Амбург стал владельцем цирка-зве­ринца.

В истории цирка было немало женщин-укротительниц, но ни одна не может срав­ниться с Мэйбл Старк, дебютировавшей, в 1911 году. Она была единственной дрессировщицей, боровшейся с тиграми. Некото­рое время артистка работала с шестна­дцатью тиграми, находившимися в одной клетке.

Известный наездник Леви Норт в 1839 году первым сделал заднее сальто на ло­шади.

В 1850 году начал выступать Джемс Ро­бинзон, первым отказавшийся от панно и делавший акробатические упражнения на крупе неоседланной лошади. Он придумывал новые трюки, доводя их исполнение до со­вершенства. Наездник имел необычайный успех. В 1889 году Робинзон ушел из цирка.

В 1912 году шестнадцатилетняя австра­лийка Майя Вэт, дебютировавшая в Мэди­сон Сквер Гарден, была признана лучшей наездницей мира. Она легко и грациозно исполняла на лошади заднее сальто и саль­то с одной лошади на другую.

Отважная эквилибристка Элла Зуила на проволоке,   подвешенной      на      высоте   ста футов, ездила на деревянном велосипеде, проходила, надев на ноши корзины, ходила на железных ходулях, проносила на плечах мужа, провозила по проволоке в тачке сво­его  ребенка.

Прекрасный акробат на туго натянутой проволоке австралиец Кон Колеано высту­пал в 20-х годах. Он танцевал на проволо­ке   болеро,   делая   заднее   сальто,   успевал снять а воздухе брюки, а также исполнял свой коронный трюк — переднее сальто на проволоке.

 

Эквилибрист  на   проволоке   Хьюберт   Касл. Фото   А.   Птицына

 

В это же время любимицей публики бы­ла американка Бэд Миллман. Она пела и танцевала на свободной проволоке. В руке для баланса артистка держала небольшой шар.

Двадцатые годы часто называют золо­тым веком цирка, потому что в это время появилось много замечательных исполните­лей, и среди них талантливая Лиллиан Ляйтцель, покорявшая зрителей «Большой арены» в течение двенадцати лет. Она ра­ботала на гимнастических кольцах; ее лучшим трюком были перевороты в воздухе, которые она проделывала до ста раз.

В Америке было много талантливых клоунов, но особую популярность снискал Дэн Райс (1823—1900). Многосторонний цир­ковой артист, он играл фермера-увальня, не лезущего за словом в карман. Райс об­менивался шутками с шпрехшталмейстером, читал стихи, танцевал чечетку и пел песни, в основном сочиненные им самим.

Клоунов в Америке называют Джо в честь знаменитого буффона Джозефа Гри­мальди (1778-1837). Но все они имеют раз­ные маски, создаваемые ими самими и рев­ностно охраняемые. В настоящее время «королем клоунов» считается Феликс Адлер, выступающий с дрессированной свиньей. Клоуны Отто Гривлинг, Эмметт Келли и Фред Фримен играют бродяг-неудачников, влюбленных в жизнь, несмотря на   все  ее   невзгоды.

Сейчас американский цирк испытывает явное влияние мюзик-холла. Это лишает его тех демократических и своеобразных качеств, которые всегда привлекательны в цирковых   представлениях.

 

 

М. ЗОНГЕР

Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

bravo двери