Романтика и будничность
Заметки и мысли
— Друзья! К нам едет...
Артисты, репетировавшие на манеже, удивительно долго сохранявшем стойкий запах свежей краски и опилок, как по команде прекратили работу. Режиссер-инспектор Григорий Бененсон произнес эту классическую фразу, ставшую провозвестником неприятного, с единственной целью обрадовать собравшихся на открытие летнего сезона в Запорожском цирке. Приблизившись к барьеру, он закончил:
— ...режиссер Александр Николаевич Ширай.
Сообщение было приятным. А. Н. Ширай известен как опытный практик. Многим хотелось посоветоваться с ним, выслушать замечания. А о том, что он прекрасно поставит парад, никто не сомневался.
Каждый артист по многолетнему опыту знает, что высокий по своим художественным качествам парад-пролог помогает построить программу как цельное представление. Он особенно важен при открытии сезона как своеобразная заявка на будущее.
Каково же было удивление не только артистов старшего поколения, но и молодых, когда режиссер Союзгосцирка, не мудрствуя лукаво, расставил всех участников представления у барьера, в центре — Ирину Польди, читавшую предлинный монолог. Трудно представить такое нелепое сочетание — манеж и бездействующих на нем людей, на протяжении 5—8 минут.
И это в юбилейный для советского цирка год, в первую весну великой семилетки! Неужели нельзя было умелой композицией номеров придать романтическую взволнованность представлению?
Так спектакль из романтического плана был низведен в будничный просмотр отдельных номеров. И даже усилия прекрасных мастеров Евгении Страшной, Петра и Василия Маренковых, икарийцев Стародубцевых, гимнастов Казионовых, Ирины Польди, нашедших свои стиль исполнения, напоминали кратковременные приливы и не могли поднять представление до высокого звучания.
О свойстве циркового искусства, его возвышенном влиянии на зрителей в свое время говорил молодой Карл Маркс: «Когда мы видим боязливо скорчившегося, униженно гнущего спину индивида, мы невольно осматриваемся, сомневаясь в своем существовании и спасаясь, как бы не затеряться. Но, видя бесстрашного акробата в пестрой одежде, мы забываем о себе, чувствуем, что мы как бы возвышаемся над собой, достигая уровня всеобщих сил, и дышим свободнее»*.
Это один акробат. Легко себе представить впечатление, которое оказывает брызжущее весельем жизнерадостное представление, в котором принимают участие отлично подготовленные гимнасты, акробаты, жонглеры, дрессировщики, клоуны.
Режиссер должен быть первым другом и советчиком артиста, дирижером увлекательного народного зрелища. Он должен смело и уверенно вторгаться в цирковую жизнь, не ожидая особого приглашения. Разве по чьему-то указанию сыграл положительную роль в судьбе воздушной гимнастки В. Сурковой режиссер А. Арнольд?
Цирковые артисты, не избалованные вниманием режиссуры, требуют немногого. Для большинства режиссеров, пришедших из театра, не всегда понятна психология рождения трюка. На этом этапе работы они не всегда могут оказать дружескую помощь. Но облечь номер в соответствующую художественную форму режиссеры обязаны. Они должны помочь артисту манежа в создании образа.
В цирках страны гастролирует клоунская группа под руководством С. Анохина. Она выступала во второй программе Запорожского цирка. Знакомство с репертуаром и исполнителями вызвало грустные размышления. Нет, речь пойдет не о слабости сценариев, текстов, в которых слово все же довлеет над действием. Где уж тут клоуну думать о забавных трюках, острых комических мизансценах, использовании местной темы, когда он превращен в чтеца-декламатора?
Но, как известно, сетования не рождают репертуара. Поэтому, веря в то, что он все же будет создан, обратимся к исполнителям. За последние годы велись жаркие разговоры о репертуаре. Дым словесных перепалок окутал клоунов, но они не очень стремились к тому, чтобы разорвать эту завесу. Так спокойнее.
Но как только дым развеялся, у многих вырвалось восклицание: «Ба, знакомые все лица!» Знакомые потому, что одинаков грим, костюмы, приемы, а главное — нет своего лица, образа, типа. Искусство не существует вне образа, и если он отсутствует, возникает схематизм, упрощенчество.
Это особенно заметно, когда клоуны собраны в одну группу (С. Анохина). Среди них выделяется одаренный Анатолий Векшин. Выделяется потому, что им создан жизненно правдивый характер разбитного паренька, который сам не скучает и другим не дает скучать. С таким пареньком мы встречались и на заводе, и в колхозе, и на стадионе.
Да, образ комика должен быть связан с живой действительностью, с современностью. Но как могут установить эту связь А. Лагранский, П. Клементьев, С. Курепов, С. Анохин, если они никого не играют? Кстати, стоит Сергею Курепову появиться одному, и в репризах обнаруживается его остроумное клоунское лицо. Это же относится и к А. Глущенко.
В размышлениях о программах этого сезона в Запорожском цирке столь много места уделено клоунам не потому, что они занижали центральное место в представлении, а потому, что своей слабой работой вносили будничность в представление. На примере их работы можно показать роль и место режиссера, доказать, что дело не только в репертуаре.
Старое антре «Бумажник» исполняли Д. Зверев и С. Шестопалов, исполняли его и С. Анохин, А. Глущенко, П. Клементьев. Один и тот же текст, те же мизансцены, но успех вторых больший, хотя С. Шестопалов «плакал» чудесными клоунскими слезами, а А. Глущенко только говорил об этом. Значит, дело в мастерстве.
На заре советского цирка пытались действием подменить в клоунаде острое политическое слово. Сейчас происходит обратное — слово вытесняет действие. У детской коляски нудный и длинный разговор ведут Г. Быстрое и В. Володин, у импровизированной лошадки препираются Д. Зверев и С. Шестопалов, у ящика, изображающего универмаг, говорят С. Анохин, А. Векшин, П. Клементьев, А. Глущенко, А. Лагранский, С. Курепов.
Когда же на манеж робко проникает действие — оно основывается на приемах не подлинно комичных и не весьма эстетичных. Это один из основных пороков клоунад, снижающий романтику.
Клоунская группа «Семеро веселых», а также другие клоуны и артисты различных жанров выступали во многих цирках, их смотрели многие режиссеры. Почему же они не осмелились устранить явные промахи и недостатки? Дважды за последнее время встречается с семеркой веселых (их осталось шесть) режиссер Харьковского цирка Е. Зискинд, Почему же и он остался равнодушным?
_______________________________________________________________
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М.. Госполитиздат, 1956. стр. 169.
Динамика циркового действия, праздничная торжественность циркового представления находят отражение в живописи, скульптуре, графике.
Искусство цирка многообразно. Нет ничего более нарядного и волнующего. Удивительна притягательная сила, кроющаяся в искусстве цирка.
Оригинальные скульптурные изображения популярных клоунов Карандаша, Б. Вяткина и других, созданы скульпторами В. Воробьевым, А. Дегтяревым, А. Трауготтом с удивительной наблюдательностью и свойственной для каждого творческой индивидуальностью.
Московским скульптором С. Орловым создана статуэтка «клоун". Художник создал «свой» образ клоуна, его маску, клоунский костюм. Росписи статуэтки выгодно отличают ее от традиционных штампов, которыми изображаются клоуны.
Широко известны работы скульптора-анималиста В. Воробьева. Его больше всего увлекает в цирке мир животных. Человек, покоривший хищников, образы волевых дрессировщиков советского цирка воплощены В. Воробьевым в статуэтках И. Бугримовой и Н. Гладильщикова.
Искусство цирка — благородная почва для мастеров резца. Наши художники далеко не исчерпали необычайную красочность и богатство цирка в своем творчестве.
Вспомним, что выдающиеся художники Дега, Домье, Курбе, Тулуз-Лотрек, Пикассо, русские художники Гончаров, Львов, Лебедев неоднократно в своем творчестве обращались к поэзии циркового искусства. Их произведения до настоящего времени доставляют наслаждение.
Советский цирк создал свой стиль, свойственное только для него оптимистическое зрелище, выдвинул плеяду талантливых артистов, творческие достижения которых заслуживают внимания наших советских художников.
А разве руководитель группы С. Анохин не несет ответственности за художественное качество антре и реприз? Если да, то почему остается безразличным к мелочам? Неужели трудно устранить такие, например, недостатки? Упав в манеже, артист А. Лагранский поднимается и «пускает» опилочную струю из носа. Через несколько номеров этот прием повторяет С. Курепов. В начале одной из клоунад А. Векшин с грохотом сваливается с последних рядов. Спустя 15—20 минут А. Лагранский появляется с грохочущей доской.
Какая бедность трюков, изобразительных средств! Почему ни один режиссер не решился устранить досадные мелочи? Может быть, именно из-за невнимания смещен акцент в клоунаде «Универмаг». Исполнители открывают огонь по временным трудностям в торговой сети вместо того, чтобы обрушить удар на любителей создавать очереди по любому поводу.
Нужно было придать клоунаде правильное звучание. Завязка сюжета нисколько не пострадала бы, если бы произнесено было одно слово «дают» без уточнения, что именно. И все стало бы на свои места.
Приходишь к неизбежному выводу: во многом виноват художественный отдел Союзгосцирка. Решив создать большие клоунские группы (они, бесспорно, нужны), отдел не заботится о подборе исполнителей по типам, создании репертуара, рассчитанного на определенного артиста, о режиссуре.
В Запорожье начало жить антре «Танцплощадка». Для его постановки приезжал балетмейстер И. В. Курилов. Подвела потеря чувства времени. Клоуны так долго движутся со своими куклами-партнерами, что высмеивание стиляг на танцплощадке превращается в пропаганду их ужимок и кривляний.
* * *
Аромат подлинной романтики вносят в цирковое представление исполнители воздушных номеров. Их было немало в трех программах этого сезона: Валентина Суркова, воздушные турнисты Морозовы, воздушные акробаты Л. Викторова и Б. Матус, гимнасты Гусевы, В. Тарарова и Л. Быстрова.
На общем фоне под куполом выделяется талантливая Валентина Суркова. В гармонично развивающемся номере органично сочетается работа на кольцах и на трапеции, отточенная техника и артистизм. Вот один из штрихов, дополняющих образ гимнастки. Правая рука в петле. В. Суркова уже соскользнула со штамберта, но пальцы левой руки медленно и неохотно отпускают снаряд, на котором она только что с таким вдохновением работала. Одна незначительная деталь, но как много она дает для восприятия образа, созданного артисткой.
Благодаря усилиям опытного мастера и педагога С. Д. Морозова воскрешен полный динамики, радостной победы человека над воздухом номер воздушных турнистов. Ведь его не видели в нашем цирке уже около тридцати лет. Новый для современных зрителей, он принимается тепло, несмотря на несовершенство техники молодых исполнителей и ограниченность трюков.
Номер, безусловно заслуживает поддержки, как и жанр воздушных акробатов, таящий огромные возможности для выявления разнообразного дарования исполнителей. Не в этом ли направлении должны идти поиски «воздушников»?
В третьей программе летнего сезона под куполом разместились две номера. В номере опытных гимнастов Гусевых зрители видят много сложных и эффектных трюков (переднее сальто-мортале, прыжок с рамки в руки партнера, эффектный бросок на штрабатах). От соседства с номером старых мастеров еще больше проигрывает номер В. Тараровой и Л. Быстровой. Он слаб по технике и рыхл по композиции.
Аппарат представляет сочетание двух трапеций и пропеллера. Но соответствуют ли ему образы исполнительниц? Нет. Это не единственный случай в практике, и поэтому о нем следует поговорить. Нарушение единства между аппаратом и образом исполнителя наносит явный ущерб эстетическому восприятию номера. Ликвидировать этот недостаток — дело режиссеров.
Вращающаяся на высоте по кругу площадка, на которой работают артисты Шашковы, напоминает сказочный ковер-самолет. Конструкция и идея, заложенные в аппарате, открывали большие возможности для создания образов доброго русского молодца и нежной девушки, уносящихся в светлое будущее. Могла возникнуть ассоциация, сближающая сказочные образы с нашими молодыми современниками.
В данном случае аппарат, художественная правда требовали и определенных костюмов и трюков, подчиненных решению общей задачи. Но артисты с нею не справились.
Слабо натянутая проволока — снаряд, ограничивающий возможности исполнителя. У артиста А. Коренюка есть несколько сильных трюков (стойка в каче, стойка на одной руке), однако от номера веет унылым ремесленничеством. Отсутствие четкой, продуманной композиции снижает его художественные достоинства.
Нет соответствия между стилем, в котором работают эквилибристы «а движущейся проволоке Кожевниковы, и аппаратом. Они стремятся вести номер в героическом плане, однако многие трюки несовершенны. В искусстве нет места неправде. Нарушение единства между формой и содержанием оборачивается против артистов.
Возможно, творческие поиски артистов Шидловских, работающих на переходной лестнице, увенчались бы успехом на пути к комическому. Тогда все трюки принимались бы по-иному. Сейчас плохо исполняемый баланс на лобовом перше только снижает восприятие подобного очень сильного, технически отшлифованного трюка. Кстати, успех номера Шидлсвских основан и на отточенной технике и на продуманной композиции и слаженности исполнителей, единстве стиля художественных образов и аппарата.
Можно назвать еще ряд первоклассных номеров, украшающих любую программу, придающих героико-романтическую окраску всему происходящему на манеже. Это и сверхчуткие эквилибристы на першах Половневы, и прыгуны Довейко, и темпераментные джигиты Ходжабаевы, и жонглеры с мировым именем Виолетта и Александр Кисс и другие.
Романтизм циркового спектакля достигается гармоничным сочетанием высокохудожественных номеров, музыкой, художественным оформлением, цельностью программы. В связи с этим важно говорить о формировании программ.
* * *
Многолетняя практика свидетельствует, что успех циркового сезона во многом зависит от тщательного и творческого подхода к составлению программ, очередности их показа. Каждая новая программа должна быть сильнее предыдущей и содержать новое.
К сожалению, этот принцип часто нарушается. Первая программа в Запорожье была неплохой, вторая очень сильной, третья значительно слабее второй. Ее эффект был ослаблен тем, что к премьере не прибыли ведущие артисты — Кисс, Демина, Бакуновские (они заканчивали работу в других цирках).
Любопытно сравнить успех программ с крупным аттракционом и хорошо подобранных сборных программ. Сравнение не в пользу первых. Это доказано практикой не только текущего сезона, но и предыдущих, практикой не только Запорожского цирка, но и других цирков.
Кстати, третья программа летнего сезона включает аттракцион «Чудеса без чудес». Несколько лет тому назад он не имел должного успеха в индустриальном городе, где многие зрители связаны с новейшей техникой. За минувшее время номер не вырос, более того — устарел, а уровень зрителей повысился. Ведь юные техники делают многое из того, что показывает артист А. Сокол. Постановщиками номера допущен просчет: не- артист должен идти на поводу у техники, превращаться в популяризатора ее достижений, а техника должна способствовать более полному раскрытию индивидуальных качеств исполнителя. Главное на манеже — человек.
За последние годы слово «аттракцион» утратило свою лексическую свежесть. Аттракцион — эффектный, вызывающий интерес номер в программе. Значит, не количество участников, не тоннаж реквизита, не длительность пребывания на арене, а качество определяет ценность и значение номера.
С этой точки зрения выступление непревзойденных жонглеров-эквилибристов Виолетты и Александра Кисс можно рассматривать как аттракцион.
В свое время И. Мичурин отмечал: «Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства... тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся». Именно виртуозная техника позволила создать номер жонглеров-эквилибристов, который справедливо считается лучшим.
Его исполнители, суровые ревнители чистоты классического стиля, уверенно и смело идут от одного достижения к другому. Недавно в честь 40-летия советского цирка Александр Кисс добился нового успеха: с балансом на лбу он балансирует на катушке, одновременно бросая восемь обручей! А Виолетта в антиподистской работе подбрасывает большой барабан и успевает ногой отбивать на нем в такт музыке.
Оригинальный номер — каучук в воздухе — подготовила Валентина Демина. Закончили шлифовку акробатического номера Рустам Касеев и Рубен Моносарян.
Нельзя не сказать о роли директора цирка в формировании программы. Почему-то руководители Московского и Ленинградского цирков пользуются правом преимущественного подбора программы на весь сезон. Другие же директора лишены возможности самостоятельного формирования программы. Кому как ни директору должно принадлежать решающее слово в подборе номеров. Ведь он лучше других знает местные условия и запросы зрителей.
В Запорожье директор отвечает не только за финансово-хозяйственную деятельность, но и за художественное качество программ. По совершенно непонятным причинам ликвидирована должность режиссера. Если преследовалась экономия средств, то вряд ли она достигнута, так как гастрольные командировки режиссеров из Москвы для просмотра одного или двух номеров стоят немало. А для поднятия уровня представления они недостаточны.
Режиссеру цирка надо дерзать, смелее вторгаться в жизнь манежа. Только при этом условии цирковое представление будет романтически-взволнованным, жизнерадостным, целеустремленным.
И. ЧЕРНЕНКО
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1959