Клоун и его репертуар. А. Рождественский
На манеж выходит сатирик Ротмистров. Выходит он в образе пьяницы, произносит монолог. Когда зритель освоился с тем, что на манеже образ обывателя, Ротмистров исполняет вторую вещь, на этот раз от лица передового человека. Но в восприятии зрителя один образ накладывается на другой, и выступление сатирика в целом лишается убедительности.
Так строить номера нельзя. Как не вспомнить И. Набатова, избравшего жанр политических куплетов на международные темы и не исполняющего ничего другого! И выступление сатирика в цирке должно быть цельным, строиться по единому сценарию. Этот сценарий должен опираться на выразительные средства, свойственные цирку.
Не только сатирики, но и клоуны зачастую исполняют в одном и том же представлении сценки, различающиеся по характеру,
ждый раз клоун появляется в новой роли. Эта пестрота мешает риятию образа клоуна, итель должен видеть единый, постепенно развертывающийся
унский образ, В течение представления он должен успеть полюбить этот образ. Тогда центральным для клоуна станет крупный, запоминающийся номер. Примером такой клоунады может служить сценарий А. А. Федоровича и М. С. Местечкина «На ракете вокруг света». Входящие в него репризы на международные и внутренние темы меняются, а каркас номера остается неизменным. Он уже десять лет сохраняется в репертуаре.
Реприз у нас много. Злободневные, быстро стареющие репризы рассылаются всем исполнителям. Другие, рассчитанные на более долгую жизнь, закрепляются за артистами. Такой персональный репертуар есть у всех коверных — у каждого свой.
У нас каждый артист может выступать с хорошим репертуаром. Нужно только отказаться от всеядности, от случайного подбора произведений, не жертвовать цельностью в погоне за смешным.
А. Рождественский, главный редактор репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка
Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г