В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Это было под Ржевом  

 

Это    было    под    Ржевом   в   1942  году.   Враг   рвался к Москве, но бойцы  375-й   стрелковой  дивизии   стояли   насмерть. Мно­гих не стало в этот день, многие были тяжело  ранены.  Был ранен  и  Всеволод  Зимин.  Разорвавшийся   снаряд  раздробил ему  ногу,   но боец,  превозмогая   боль,  не  покидал     своего  боевого поста. Вскоре силы оставили  его,  и   он  потерял  сознание.

Очнулся Зимин уже в госпитале. Он увидел озабоченные лица склонившихся над ним врачей. По всему было видно, что положе­ние с ногой серьезное. Почувствовав волнение Зимина, к нему подо­шел  главврач, крепко сжал руку раненого и тихо произнес:

  Да,  плохо  дело,   браток...   придется   ампутировать.

— Как — ампутировать?!  Да вы знаете... ведь я  цирковой артист.
Главврач,  не  сказав  ни  слова,  быстро  вышел.

В. Зимину было 14 лет, когда он впервые увидел цирк. Впечат­ление было таким ярким, что на следующий день он пришел в Ярославский цирк со своим другом Сметаниным и поступил униформистом. В свободные от работы часы друзья тренировались на манеже. Вскоре его взяли учеником в знаменитую группу акроба­тов с подкидными досками Океанос. Здесь он стал первоклассным акробатом-прыгуном, особенно хорошо освоив трамплин. Он де­монстрировал в цирках рекордный прыжок — сальто через две машины или восемь лошадей. Одновременно В. Зимин работает и в номере «турнисты», исполняя такие сложные комбинации, как «банолло  вдогонку», «пируэты», «бланши».

И  вдруг война...

После операции Зимин совсем пал духом. Несколько дней он жил в каком-то забытьи. Просыпаясь по ночам, он старался забыть о случавшемся, но суровая действительность постоянно напомина­ла о себе.

Его эвакуировали в глубокий тыл, в город Горький. Переезд ра­довал и   волновал   Зимина.

Там находился цирк, с которым у него были связаны лучшие воспоминания.

По дороге с вокзала в госпиталь Зимин с волнением смотрел на  знакомые  улицы.

Цирк показался неожиданно. Фасад небольшого старенького здания разукрашен был плакатами и афишами, а на них — фами­лии его товарищей и друзей. Его имя, с горечью думал Зимин, никогда уже  не появится  на  цирковых  плакатах...

Первую ночь в госпитале Зимин не мог заснуть. Он думал о возвращение в цирк. В ярости Зимин судорожно вцепился в спин­ку кровати и стал подтягиваться на руках. И тут он понял: еще не все потеряно — у него сильные и здоровые руки. Вторую ногу может заменить  протез!  Да, он  вернется в  цирк!

Зимин стал тренироваться, учился ходить на протезе. Когда друзья-артисты   пришли   навестить   его,  он  был   счастлив.

Через месяц Зимин выписался из госпиталя. Он пришел цирк и в первый же день стал вести программу. Но должность инспек­тора  манежа не  удовлетворяла его. Тянуло на  турник.

Однажды после представления, когда цирк опустел, Зимин, сдерживая волнение, подошел к турнику. Достать перекладину не удалось: прыжок на одной ноге оказался недостаточно высок. Пры­гать второй раз было бесполезно. Тогда Зимин подошел к стойке, быстро подтянулся на руках до середины и очутился в упоре. За­тем,   захватив   привычным   обхватом   перекладину,   он   сделал   отмах и пошел на полный оборот один, второй, третий, пятый, седь­мой... Зимин все крутил и крутил, почти не чувствуя усталости. Он понял, что победил. Спрыгнув с турника, Всеволод впер­вые за много лет, почувствовал привычную и приятную боль в пле­чах. После этого с утра до позднего вечера он не уходил с ма­нежа. Так продолжалось до тех пор, пока Зимин легко и свободно в прыжке доставал до перекладины. Затем Зимин устанавливал турник и бесконечное число раз повторял отдельные гимнастиче­ские упражнения, улучшая и отшлифовывая трюки. Иногда Зимин так уставал, что еле доходил до дома: ныли ноги, болели бицепсы, щипали и трескались на ладонях мозоли... Но он вновь шел в цирк и репетировал. Так продолжалось около года. Наконец в сен­тябре 1944 года состоялся его дебют.

Фамилия Зимина вновь появилась на цирковых афишах. В 1954 году он создал сложный номер «турники с батудом», требовавший от исполнителей, чтобы они были не только отличными гимнаста­ми, но и акробатами. Ведь приходится работать на пятиметровой высоте на перекладине без предохранительного устройства. Здесь необходима точность расчета. Малейшее отклонение в сторону в момент прыжка может привести к тому, что подкидная сетка вы­бросит гимнаста на арену или же он сильно ударится о железную перекладину. Но в номере В. Зимина такие случаи невозможны: партнеры Зимина — высококвалифицированные артисты, прошед­шие у него прекрасную школу.

Всеволод Зимин в хорошей спортивной форме. Он с успехом выступает  во  многих  цирках  страны.

 

В.  ВЛАДИМИРОВ.

 Журнал «Советский цирк» июль 1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100