Секреты подлинные и мнимые
Обилие и роскошь обстановки, быстрота и слаженность действий многочисленных ассистентов, цепь непрерывно сменяющихся фокусов и артистизм руководителя номера создают вместе ту волшебную феерию иллюзионного представления, которое в яйце, например, Кио до сих пор остается одной из самых блестящих граней циркового искусства.
Пытаясь понять причины жизненности этого древнего жанра, мы сталкиваемая с вопросом технических секретов фокусника. Многим кажется, что знать устройство аппаратуры и уметь пользоваться ею вполне достаточно для повторения программы любого иллюзиониста. Вот, вероятно, почему существует мнение о безусловной необходимости строго хранить профессиональную тайну.
Конечно, успех фокусника в большой мере зависит от остроумия и неожиданности такой его выдумки, которая еще не разгадана зрителем. Но дело не только в этом. Иначе невозможна была бы передача опыта, не писались бы книги о фокусах. Между тем такие книги есть и появляются даже новые.
В прошлом году известный иллюзионист А. Вадимов (Алли-Вад), тридцать лет проработавший в советских цирках, составил два руководства для фокусников-любителей Осуществить этот полезный замысел автору помог не только богатый опыт, но и знакомство с труднодоступной литературой по данному предмету.
В отличие от большинства наших артистов старшего поколения, начинавших жизнь в цирке с детства и нередко в номере своих родителей, А. Вадимов пришел на манеж после того, как, окончив нижегородское коммерческое училище, двенадцать лет был драматическим актером. Долгое время упражнения в манипуляции заполняли только его досуг; наконец, встреча с гастролировавшим в Советском Союзе выдающимся зарубежным артистом Окито, который одобрил достижения любителя, помогла ему стать фокусником-профессионалом.
Еще до начала постоянной работы в цирке А. Вадимов, едва ли не первый из наших иллюзионистов, был командирован профсоюзом Рабис за границу, где получил диплом об окончании специальной школы при берлинской фирме Конради Хорстера, производящей реквизит для фокусников. Впрочем, знание своего дела определяется у автора, конечно, не столько этим, сколько многими годами артистической практики.
В обеих вышедших недавно из печати книгах (даже с учетом некоторых повторений) дано детальное руководство к выполнению почти сотни отдельных номеров. Обнаруживая способность анализировать и систематизировать, автор методически ведет своего читателя от простого к сложному, раскрывая механику трюков и секреты аппаратуры с таким расчетом, чтобы участник самодеятельности, а быть может и будущий артист, сумел сам все воспроизвести. Эту задачу ему облегчит множество поясняющих текст чертежей, рисунков и фотографий.
Таким образом, книги А. Вадимова вполне соответствуют своему назначению. Следует лишь пожалеть, что автор нигде не указывает литературу, которой он широко пользовался. В данном случае автор также не является изобретателем большинства трюков, как, скажем, составитель какого-нибудь учебника не открывает вновь, а лишь по-своему излагает ранее существовавшие законы и положения. (Список источников помимо всего прочего помог бы установить меру самостоятельности автора.)
Подробное и без всяких недомолвок разоблачение иллюзий, которые сам автор старался раньше всеми силами создать у зрителей, может вызвать осуждение у артистов, до сих пор пробавляющихся давно уже устаревшими фокусами. Ход рассуждений этих сторонников безусловного сохранения профессиональной тайны легко себе представить.
Ведь читатель, скажут они, — скорее всего поклонник и постоянный посетитель иллюзионных представлений. Будет развеян ореол загадочного могущества, окружающий изящные, подчас замысловатые построения фокусника, и все они потеряют интерес.
Далее следует вполне правдоподобное предположение о том, что каждую из ста тысяч книг (общий тираж обоих изданий) прочитает самое меньшее человек пять. У них не будет, разумеется, никаких причин скрывать от знакомых иногда довольно неожиданные и простые разгадки трюков, казавшихся раньше необъяснимыми. Если один поделится тем, что произвело на него наиболее сильное впечатление, еще с пятью любопытными, то содержание одной книги, Пусть частично, дойдет до 25 человек. Для краткости ограничимся этим. Однако даже при таком условии выходит, что А. Вадимов ознакомил с профессиональными тайнами фокусников два с половиной миллиона человек, то есть практически заставил своих коллег выступать перед разочарованной аудиторией, которая или с нетерпением ждет следующего артиста, или безжалостно забрасывает иллюзиониста обидными репликами.
Между тем вот что пишет сам автор на стр. 11 в книге «Фокусы на клубной сцене»: «Никогда не объясняйте «секрета» фокуса ради удовлетворения чьего-то любопытства или из желания похвалиться своими познаниями, иначе ваши фокусы не будут иметь успеха. И повторяет почти то же на стр. 14 в книге «Искусство фокуса».
На первый взгляд все здесь кажется правильным. Выходит, будто А. Вадимов, перестав сам выступать, взял за правило старинное изречение: «После меня хоть потоп».
Итак, нужно ли «разоружать» иллюзионистов, лишая их цеховой тайны? Правильно ли поступил автор, сделавший это?
Чтобы ответить на возникшие вопросы, посмотрим на дело с другой стороны. Тогда сразу обнаружится, что приведенное рассуждение совсем не принимает во внимание такие важные условия успеха, как актерская манера подачи, сюжет номера, его злободневность. А кто возьмет на себя смелость определить, что теперь больше привлекает зрителя — разгадка отдельного трюка или эффектность общего впечатления. Хранители секретов считают главным самые фокусы. Но можно с таким же правом утверждать, что интерес публики создается прежде всего веселой, темпераментной и несколько ироничной игрой в фантастику. Не в этом ли подлинный секрет популярности нашего лучшего мастера Кио,
а раньше и самого Алли-Вада? Ибо вряд ли кто-нибудь принимает сейчас действия иллюзиониста всерьез. Многие молодые фокусники, выступающие в самодеятельных коллективах, неплохо усваивают и отлично показывают замечательные трюки, но неумение двигаться и говорить мешает им добиться желаемого результата.
Наконец, еще одно соображение теоретического характера.
Ведь фокусники существуют с глубокой древности. Чем же была вызвана их деятельность? Какие интересы и стремления она удовлетворяла?
Чем древнее эпоха, тем непонятнее и страшнее казалась людям природа. Человечество преодолевало ее власть непрерывно, накапливая точные, проверенные опытом знания. Однако наука развивалась не только путем наблюдения и обобщения реальных фактов. Нетерпеливая мысль забегала вперед и подчас опережала жизнь. Возникали гипотезы, которые звали к решению волнующих задач, придавали науке размах и смелость. Еще смелее человек подчинял себе природу в сказках о коврах-самолетах, волшебных, всевидящих зеркалах, сапогах-скороходах и т. п. Но это была только мечта.
Показывая свои «чудеса», фокусники в какой-то мере инсценировали сказку. Они создавали некий образ будущего повелителя природы — иллюзию (то есть видимость, подобие) его фантастического могущества. Позднее артист увлекал зрителей кажущимся нарушением привычных понятий о физических свойствах окружающих предметов. Невероятные, я о все-таки совершающиеся исчезновения, появления и превращения, удивительно странные, противоестественные, но тем не менее демонстрируемые положения вещей и людей вызывали захватывающее желание разгадать секреты трюков, обусловливали активный интерес к номерам такого типа.
Несомненно, что дальнейшее существование жанра требует сохранения этого интереса. Однако ведь наши представления о границах обычного сейчас, в пору искусственных планет, меняются быстрее, чем когда бы то ни было. Сказка не только становится былью. Фантастика уже начинает отставать от достижений точных наук, и поэтому фокусники кажутся все более старомодными. Следовательно, программы иллюзионистов должны соответствовать уровню современных знаний, учитывать сегодняшние возможности техники. Иные фокусы, основанные на устаревшей и довольно примитивно устроенной аппаратуре, очень скоро потеряют всякую привлекательность и в лучшем случае останутся веселым зрелищем для детей младшего возраста.
Вот почему коренное обновление программы необходимо теперь всем без исключения нашим иллюзионистам. Специалисты отлично знают, что многолетний профессиональный и актерский навык позволяет при самом незначительном изменении выдать старый трюк за новый. Тем эффективнее можно воспользоваться этим умением в действительно новой программе.
Книги А. Вадимова содержат описание тех основ иллюзионной техники, которые годятся теперь преимущественно для учебных целей. Терпеливо растолковывая молодежи начальные сведения и помогая ей освоить элементарные приемы, автор открывает возможность создавать собственные конструкции, варианты различных приспособлений, новые формы показа. Вместе с тем он как бы призывает своих бывших собратьев отказаться от демонстрации номеров, отодвигаемых жизнью в прошлое, вести напряженные творческие поиски.
Вот когда будут программы, отвечающие современным требованиям, тогда пусть любители сами разгадывают секреты. А пока старые, отжившие иллюзии нужно разоблачать, не дожидаясь того, когда их окончательно разоблачит жизнь. Пусть накопленный прежними мастерами опыт поможет будущим виртуозам фокуса.
М. ЗИЛЬБЕРБРАНДТ
Журнал "Советский цирк" Май.1960 г