Задачи работников Союзгосцирка в свете решений XXI СЪЕЗДА КПСС
из доклада управляющего союзгосцирком т. Ф. Г. Бардиана
Творческий коллектив Союзгосцирка встретил XXI съезд КПСС значительными достижениями.
В послевоенные годы в советском цирке выросла целая плеяда мастеров среднего и молодого поколения, был создан ряд интересных аттракционов и номеров. В течение 1956—1958 годов были подготовлены и проведены два больших творческих смотра, приуроченных к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции и к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. В первом смотре приняло участие 400 артистов, а в смотре к VI Всемирному фестивалю — 317 молодых артистов.
За этот же период времени были созданы украинский, армянский и грузинский цирковые коллективы. Включение этих коллективов в программы цирков значительно обогатило советское цирковое искусство, внесло в него разнообразие, яркость и свежесть национальных форм.
Ежегодно растет количество зрителей, обслуживаемых нашими цирками, перевыполняются планы предприятий по сборам, увеличиваются отчисления в союзный и местный бюджеты.
Если в 1956 году было обслужено 27,6 миллиона зрителей, то в 1958 году — 30,8 миллиона. Сборы цирковых предприятий в 1956 году исчислялись в сумме 173 миллиона рублей, а в 1958 году достигли 203,5 миллиона рублей.
За последние два года значительно расширилась деятельность цирковых предприятий по обслуживанию тружеников сельских районов, целинных земель, новостроек Севера и Дальнего Востока; получили распространение новые формы обслуживания массового зрителя на стадионах, а также проведения цирковых кавалькад.
Огромным успехом пользуются выступления советских артистов за рубежами нашей Родины. За три года в 20 странах было дано свыше двух тысяч представлений, которые просмотрело около семи миллионов человек.
Партия и правительство уделяют большое внимание нуждам цирка, проявляют теплую заботу о цирковых артистах. Принято постановление Совета Министров СССР об установлении льготных пенсий для артистов большинства цирковых жанров. В прошлом году большая группа творческих работников за успехи в развитии советского цирка удостоена правительственных наград.
Новые задачи, поставленные перед нами решениями XXI съезда партии, обязывают не останавливаться на достигнутом, решительно выявить и устранить недостатки, имеющиеся в нашей работе, еще выше поднять знамя советского искусства.
XXI съезд КПСС, вызвавший огромное воодушевление всего нашего народа, ознаменовал собой вступление нашей страны в период развернутого строительства коммунистического общества.
«Главные задачи этого периода, — говорил в своем докладе товарищ Н. С. Хрущев, — создание материально-технической базы коммунизма, дальнейшее укрепление экономической и оборонной мощи СССР и одновременно все более полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей народа».
В осуществлении грандиозной программы коммунистического строительства деятелям советской культуры отведено почетное место: мы должны активно участвовать в труде и жизни народа, в выполнении семилетнего плана, в коммунистическом воспитании масс.
Выполнение исторических решений XXI съезда КПСС ставит перед Союзгосцирком следующие основные задачи в области художественно-постановочной и эксплуатационной работы: обеспечение идейно-художественного роста циркового искусства; приближение его к жизни народа и современности; усиление его роли в коммунистическом воспитании масс; создание злободневного высококачественного репертуара; повышение исполнительского мастерства; расширение и повышение качества культурного обслуживания районов целинных земель, новостроек Севера и Дальнего Востока; развитие новых форм обслуживания массового зрителя путем организации представлений на стадионах и проведения цирковых кавалькад; улучшение подготовки молодых артистов; улучшение работы управленческого аппарата; укрепление хозяйственного расчета и рентабельности наших предприятий путем экономии эксплуатационных и других расходов.
Чтобы выполнить эти задачи, нам необходимо всесторонне улучшить работу в области репертуара, постановки новых номеров и аттракционов, формирования программ, организации и показа представлений, улучшить работу Союзгосцирка во всех областях его практической деятельности.
I. ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Искусство цирка — искусство своеобразное, искусство больших возможностей, искусство глубоко народное. Оно отличается богатым жанровым разнообразием.
Одним из основных жанров цирка, играющим важную роль в деле коммунистического воспитания людей, является жанр художественного слова. Это слово в парад-прологе, в тематическом представлении, клоунаде и репризе, монологе и фельетоне, музыкальной эксцентриаде.
Уровень этих жанров за последние годы значительно вырос. Однако мы были бы далеки от истины, если бы не видели недостатков в этой области.
Идейно-художественное содержание слова не отвечает возросшим требованиям современности. На арену цирка продолжают проникать слабые, беззубые, серые, а иногда и пошлые произведения.
Причиной этого является то, что работники репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка проявляют недостаточно требовательности к отбору литературных произведений, мало привлекают известных писателей для работы в цирке, слабо контролируют репертуар артистов. Нарушения правил репертуарного контроля имели место в Ленинградском, Калининском, Киевском и других цирках.
Мало активности проявляют руководители цирков в подготовке репертуара на местную тему.
У нас, к сожалению, мало хороших клоунов, еще меньше хороших сатириков. Среди тех и других есть артисты, владеющие разнообразными цирковыми жанрами, но не имеющие достаточного уровня культуры. В их репертуаре — обливание водой, низкопробные репризы, они коверкают русский язык. Некоторые директора проявляют нетребовательность, просят подобных клоунов делать все, лишь бы посмешить публику. Многие клоуны вместо кропотливой работы над новым репертуаром пользуются старыми избитыми приемами. С этим явлением нужно повести решительную борьбу.
Следует заметить, что и в других жанрах есть артисты, которые по своим физическим данным не могут работать в цирке: они либо очень стары и давно имеют право на пенсию, либо этими данными никогда не обладали и не будут обладать, либо остановились в своем развитии.
Художественный отдел и Центральная тарификационная комиссия проявляют в этом деле удивительный либерализм.
Продолжая переподготовку артистов разговорного жанра при Центральной студии, нужно создать небольшие клоунские группы в 2—3 человека при Московском и Ленинградском цирках. Пусть в этих цирках в хорошем окружении, с помощью опытных режиссеров выращиваются молодые дарования.
Неоднократно поступали предложения о закреплении клоунов в цирках на целый сезон, чтобы научить их (а многие это хорошо умеют) готовить без репетиционного периода новый репертуар. Следует обсудить и это предложение.
Внимание наших режиссеров и Студии нужно направить на повышение актерского мастерства артистов разговорного жанра, на повышение требовательности к артистам, на создание ярких сценок, реприз, клоунад, интермедий, парад-прологов без больших затрат государственных средств, без длительных репетиционных периодов и без громоздкого реквизита. Это же требование относится к нашему производственному комбинату.
Планом художественно-творческих мероприятий на 1959 год предусмотрено:
1. Провести творческий смотр циркового искусства, приуроченный к 40-летию советского цирка. Лучшие достижения показать в Москве в IV квартале 1959 года.
2. Организовать и выпустить первую программу молодежного циркового коллектива имени 40-летия ВЛКСМ.
3. Подготовить узбекский и азербайджанский цирковые коллективы к участию в декадах литературы и искусства в Москве. Организовать и выпустить первую программу белорусского циркового коллектива.
4. Подготовить и выпустить 40 новых номеров и 3 аттракциона, в
том числе балетно-цирковое представление на льду «Зимняя фантазия» и новую программу аттракциона под руководством А. Сокол, построенную на современных достижениях науки и техники.
5. Подготовить и выпустить в Московском цирке феерическое представление на воде.
6. Провести в IV квартале 1959 года конференцию артистов разговорного жанра.
Часть этих мероприятий выполнена в I квартале.
Годовой творческий план, особенно в части создания новых оригинальных номеров и аттракционов, мог бы быть значительно интересней. В порядке самокритики я должен сказать, что наш художественный отдел эту свою основную обязанность выполняет плохо, утопает в текучке.
Основной недостаток нашего конвейера заключается в том, что в нем много однообразных номеров. Именно на создание мало бытующих оригинальных номеров должны направить свое внимание все творческие работники.
Большую роль в комплектовании хороших программ играет наш отдел формирования. Очень досадно, когда работники отдела допускают в этой важной работе грубые ошибки.
Не последняя роль в составлении программы, ее оформлении, рекламе принадлежит и руководителям цирков, которые часто проявляют в этом деле беспомощность. Боясь испортить отношения, они не делают замечания артистам, когда те выходят на манеж не в форме, не исполняют трюков, за которые получают повышенную оплату. Некоторые инспектора манежа не знают как следует технику безопасности, не умеют вести программу. В будущем все они пройдут переподготовку при Студии, а пока некоторым из них, может быть, не стоит разрешать вести программу, поручая это дело одному из артистов.
Работникам репертуарно-художественного отдела, руководителям цирков нужно создать все условия для подготовки новых номеров, всячески поддерживать инициативу артистов, особенно молодежи, помогать им в подготовке новых сценариев и осуществлении их на манеже.
1959 год должен стать годом создания ярких представлений в цирках, на предприятиях, новостройках, на стадионах, полевых станах, должен стать годом дальнейшего роста советского цирка.
II. ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Центральный комитет нашей партии и Советское правительство щедро выделили большие суммы на развитие советского цирка. Капиталовложения в 1959 году составят 14,9 миллиона рублей. Планом 1959 года предусмотрено строительство четырех новых и реконструкция трех существующих цирков, строительство зообазы в Краснодаре, ввод в эксплуатацию общежития для пенсионеров в Одессе. Значительная сумма ассигнована на капитальные приобретения. Нам следует разумно и в точно установленные сроки использовать ассигнованные средства.
Планом предусматривается:
1. Организовать тринадцать тысяч пятьсот представлений «Цирк
на сцене», из них в районах целины и новостроек, в колхозах и совхозах — не менее 5500 представлений, а также направить два передвижных цирка для обслуживания районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
2. Провести 50 выступлений артистов в цехах заводов и на новостройках с целью установления постоянной связи и художественного обслуживания бригад коммунистического труда. Привлечь к этой работе ведущих мастеров цирка.
3. В целях дальнейшего развития и улучшения массовых форм обслуживания зрителей организовать 5 цирковых кавалькад и 110 выступлений на стадионах.
4. Направить в национальные республики и крупные промышленные центры страны ведущих деятелей циркового искусства для участия в цирковых программах,
5. Разработать и провести мероприятия по сокращению непроизводительных расходов (транспортных, излишнего реквизита и поголовья животных, штатных излишеств в номерах и аттракционах и др.).
6. Провести подготовительные мероприятия к введению в системе госцирков семичасового рабочего дня и общему упорядочению заработной платы, направленному на уменьшение разрыва между уровнем заработков низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников и на повышение роли основного оклада в общем заработке (повышение окладов всех групп низкооплачиваемых работников, введение новых сеток должностных окладов для артистов оркестров, униформистов и инспекторов манежа, снижение и отмена некоторых видов дополнительных оплат и др.).
Утвердить и издать основные документы по организации труда и заработной плате (Положение об условиях труда, квалификационно-должностные характеристики, инструкции о государственной тарификации творческих работников, отраслевые правила внутреннего распорядка).
Все работники цирков обязаны принять к каждодневному руководству директиву XXI съезда КПСС о необходимости развернутой борьбы за строжайший режим экономии. «Необходимо, — сказано в резолюции съезда,— организовать всенародный поход против всяких проявлений бесхозяйственности, расточительства, нерадивого отношения к народному добру, повысить ответственность руководителей за улучшение всех качественных показателей деятельности предприятий... Надо всемерно укреплять хозяйственный расчет».
Недостатков в нашей хозяйственно-финансовой деятельности еще немало.
Это, во-первых, недочеты, связанные с формированием программ. Все еще имеют место случаи, когда в некоторые цирки в течение одного сезона подряд направляются аттракционы одного жанра (например, дрессированные хищники). Отсутствие согласованности в формировании программ для стационарных цирков и для передвижных предприятий, имевших свой артистический состав, приводило нередко к такому нелепому положению, что в стационарных цирках некоторые номера находились на простое, тогда как в передвижной сети они могли бы работать, особенно при некотором облегчении реквизита. Для устранения этих недостатков вместо двух существовавших отделов — стационарных цирков и передвижных цирковых предприятий — образован единый отдел эксплуатации и формирования программ.
ПРЕДУСМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНЫМ ПЛАНОМ СОЮЗГОСЦИРКА НА 1959-1965 ГОДЫ
1958 год 1965 год
Количество стационарных цирков 47 53
В том числе: летних цирков 25 24
зимних цирков 22 29
Количество передвижных цирков 14 14
Количество передвижных зооцирков 13 13
Количество групп «Цирк на сцене» 6 7
Количество представлений 69 687 72 450
Количество зрителей 30 873 34 270
Продукция художественно-произ-
водственного комбината (в рублях) 4 млн. 7,5 млн.
Доходы в (рублях) 203,5млн. 216,8 млн.
В том числе в 1959 году
— 208,4 млн.
Общая численность работающих 6151 чел 7452 чел.
Подготовка артистов:
а) путем индивидуального учении-
чества в номерах и аттракционах 30 чел, (ежегодно)
б) в ГУЦИ 150 чел. (за семилетие)
Переподготовка артистов с отрывом
от производства:
а) на курсах повышения квали-
фикации 50 чел. (ежегодно)
б) в высших учебных заведе-
ниях 7—8 чел. (ежегодно)
Повышение квалификации артистов
в номерах и аттракционах без от-
рыва от производства 200 чел. (ежегодно)
Выпуск 10 новых аттракционов
Выпуск 200 новых номеров
Строительство и ввод в эксплуатацию:
а) 7 новых зданий зимних цирков (в Туле, Ярославле, Иркутске, Горьком, Омске, Челябинске, Новосибирске);
б) 7 новых зданий летних цирков (в Архангельске, Владивостоке, Сталино, Перми, Хабаровске, Сталинграде, Москве).
Ввод в эксплуатацию нового здания зимнего цирка, строящегося за счет республиканского бюджета в Киеве.
Реконструкция 5 цирков (в Москве, Ереване, Саратове, Ленинграде, Сочи).
Изготовление 10 новых конструкций передвижных цирков и зооцирков.
Строительство зообазы в Краснодаре.
Окончание строительства общежития для пенсионеров в Одессе.
Пополнение оборудования цирков.
Отдел стационарных цирков не всегда обеспечивал прибытие всех номеров к открытию цирков. Например, летний сезон в 1958 году в Хабаровске открылся с опозданием на восемь дней вследствие несвоевременного прибытия аттракциона артиста Синицкого; несвоевременно прибыли некоторые номера к открытию сезона прошлого года в Новосибирский и Горьковский цирки.
Все еще наблюдались чрезмерно дальние переброски номеров, как, например: аттракциона Синицкого из Мариуполя в Хабаровск, номера артистов Фридмана и Рябова из Новосибирска в Тбилиси, грузинского коллектива из Красноярска в Тбилиси и др.
Абсолютно нетерпимы и такие факты. И. о. директора Рижского цирка т. Шват в декабре 1958 года не выполнил распоряжения о своевременной отправке номеров Малярова и Даниловой — Марьянкова в Саратов, чем нанес ущерб программе цирка. И. о. директора Костромского цирка т. Червоткин не обеспечил контроль за отправкой вагонов армянского коллектива в Иваново, в результате чего цирк не работал два дня, в субботу и воскресенье. Из-за халатного отношения директоров имели место случаи, когда вагоны с имуществом простаивали на станции отправления по два дня, что срывало работу других цирков.
Директор Одесского цирка т. Ткаченко, несмотря на имеющееся указание, чтобы во всех цирках был деревянный пол, использовал его для других нужд. В результате этого направленный в Одессу номер велофигуристов пришлось переотправить в другой город. Тов. Ткаченко неоднократно нарушал приказ Объединения о запрещении преждевременной отправки номеров в следующий цирк (номера Кисса и Бондаренко, Деминой, А. и В. Кисс и др.).
Директор Ивановского цирка т. Никитин часто сначала отправляет артистов, а их багаж значительно позднее, Это вызывает простои номеров. Плохо организуют директора цирков проверку и перевешивание производственного багажа артистов, не желая портить с ними отношения. В итоге крупные суммы государственных средств продолжают затрачиваться на перевозки неиспользуемого и ненужного оборудования, реквизита, животных и другого имущества. Пора навести в этом деле порядок.
Серьезные нарушения режима экономии допускаются в вопросе предоставления артистам репетиционных периодов. Репетиционные периоды без необходимости затягиваются, нередко их предоставляют, когда еще нет качественного сценария, не обеспечено изготовление новой аппаратуры, реквизита, костюмов, что вызывает перерасход государственных средств.
Чем, например, можно оправдать такие факты?
Жонглер Л. Юненко находится на репетиционном периоде свыше 10 месяцев, причем срок продлевался четыре раза. Сведений о включении номера в эксплуатацию нет до сих пор.
Артист В. Россини (номер «Дрессированные кролики») находился на репетиционном периоде полтора года, а номера до сих пор нет.
Сатирик А. Иванов находился 14 месяцев на репетиционном периоде.
Артист Д. Морус, переходя из номера в номер, фактически не выступал уже около трех лет, все время получая репетиционные периоды в составе новых номеров.
Артист Шнайдер, (номер «Брусья») находился на репетиционном периоде около трех лет, после чего номер был расформирован.
Заслуженная артистка Армянской ССР Е. Аванесова из-за несвоевременного изготовления аппаратуры репетирует «Номер с орлами» уже около двух с половиной лет.
Акробат Т. Алексеева за семь лет выступала только три с половиной года. Остальное время ей предоставлялись репетиционные периоды и отпуска, или она была на простое.
Акробат В. Князева за последние девять лет не выступала в общей сложности пять лет и имела около четырех лет репетиционных простоев.
Стоимость этих номеров вырастает для государства в огромные, ничем не оправдываемые цифры.
Аппарат Союзгосцирка плохо борется за устранение перечисленных недочетов, фактически попустительствуя растранжириванию государственных средств, а директора цирков ограничиваются общими разговорами на совещаниях, почти никогда не представляя конкретных предложений по ускорению подготовки номеров. Бывают случаи, когда директора без всяких оснований рекомендуют в прокат слабые номера. Большая вина в этом лежит на производственно-художественном комбинате, задерживающем изготовление реквизита и костюмов и допускающем в работе брак.
С точки зрения режима экономии необходимо произвести серьезную и объективную проверку того, насколько рационально используются и достаточно ли загружены постановочной работой режиссеры репертуарно-художественного отдела. Директорам цирков необходимо принципиальнее относиться к оценке постановочных работ, проведенных режиссерами в цирках, не подписывать недостаточно обоснованные акты.
Много недочетов в хозяйственно-эксплуатационной и финансовой деятельности отдельных предприятий Союзгосцирка.
В 1958 году не выполнили производственно-финансовый план Уссурийский, Калининский, Хабаровский, Батумский, Магнитогорский, Харьковский стационарные цирки; передвижные цирки № 2, 5, 8; передвижные зооцирки № 4, 5, 6, 11; группа «Цирк на сцене» № 3.
Цирк № 7 (директор т. Поляков С.) в 1958 году план по сборам недовыполнил на 390 тысяч рублей, допустив перерасход по всем статьям свыше 450 тысяч рублей, в результате чего причинил убыток в сумме около 150 тысяч рублей.
Цирк № 2 (директор т. Алексеев А. А.) план по доходам недовыполнил на 219 тысяч рублей, а перерасход по смете допустил на 237 тысяч рублей. Несмотря на то, что сборы на каждом представлении были ниже плановых на 600 рублей, допустил переработку, дав 24 представления сверх плана.
Многие передвижные цирки совершают непомерно долгие переезды из города в город. Цирк № 8 (бывший директор Васильев Н.) из Чимкента в близлежащий город Карши переезжал 21 день. План по доходам цирком недовыполнен на 200 тысяч рублей, а перерасход составил свыше 70 тысяч рублей. Директор самовольно менял утвержденные маршруты. Для того чтобы заставить Васильева переехать из Карши в Бухару, пришлось послать множество телеграмм, пока наконец он подчинился и выполнил распоряжение. Васильев от работы освобожден.
Образцом безответственного отношения к маршрутам, самовольного изменения их является зооцирк № 12 (директор Акчурин). В 1958 году цирк работал всего 242 дня против 265 рабочих дней по плану.
Наряду со значительными художественно-творческими и хо
зяйственными достижениями в деятельности Союзгосцирка имеется большой недочет: перерасход в 1958 году по фонду заработной платы штатного состава выразился в сумме 1049 тысяч рублей, и по фонду внештатного состава — 169 тысяч рублей.
Передвижные группы «Цирк на сцене» перерасходовали в 1958 году фонд зарплаты артистам на 800 тысяч рублей.
Значительная доля вины в этом падает на директоров цирковых предприятий, которыми расходуется до 94,5% всех установленных для Союзгосцирка фондов зарплаты.
Необходимо обратить самое строгое внимание на соблюдение фондов зарплаты. Надо помнить, что на все необходимые и законные расходы у предприятий предусмотрены соответствующие фонды зарплаты. Но, конечно, нет средств на такие расходы, как, например, доплата штатному художнику в сумме 6150 рублей, доплата штатному кассиру в размере 1075 рублей (Батумский цирк), содержание сверхштатных работников с расходом в сумме 30 тысяч рублей (Бакинский цирк), выплата двум штатным работникам сверх окладов 13 323 рубля
Многие директора цирков имеют задолжность по отпускам за два и даже за три года.