Задачи работников Союзгосцирка в свете решений XXI СЪЕЗДА КПСС - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Задачи работников Союзгосцирка в свете решений  XXI СЪЕЗДА КПСС

 

из доклада управляющего союзгосцирком т. Ф. Г. Бардиана

 

 

Творческий коллектив Союзгос­цирка встретил XXI съезд КПСС значительными  достижениями.

В послевоенные годы в совет­ском цирке выросла целая плеяда мастеров среднего и молодого поколения, был создан ряд ин­тересных аттракционов и номеров. В течение 1956—1958 годов были подготовлены и проведены два больших творческих смотра, при­уроченных к 40-летию Великой Октябрьской социалистической ре­волюции и к VI Всемирному фе­стивалю молодежи и студентов в Москве. В первом смотре приняло участие 400 артистов, а в смотре к VI Всемирному фестивалю — 317 молодых артистов.

За этот же период времени были созданы украинский, армян­ский и грузинский цирковые кол­лективы. Включение этих коллек­тивов в программы цирков значи­тельно обогатило советское цир­ковое искусство, внесло в него разнообразие, яркость и свежесть национальных форм.

Ежегодно растет количество зрителей, обслуживаемых нашими цирками, перевыполняются планы предприятий по сборам, увеличи­ваются отчисления в союзный и местный бюджеты.

Если в 1956 году было обслу­жено 27,6 миллиона зрителей, то в 1958 году — 30,8 миллиона. Сбо­ры цирковых предприятий в 1956 году исчислялись в сумме 173 мил­лиона рублей, а в 1958 году до­стигли 203,5 миллиона рублей.

За последние два года значи­тельно расширилась деятельность цирковых предприятий по обслу­живанию тружеников сельских районов, целинных земель, ново­строек Севера и Дальнего Восто­ка; получили распространение но­вые формы обслуживания массо­вого зрителя на стадионах, а так­же проведения цирковых каваль­кад.

Огромным успехом пользуют­ся выступления советских арти­стов за рубежами нашей Родины. За три года в 20 странах было да­но свыше двух тысяч представле­ний, которые просмотрело около семи миллионов  человек.

Партия и правительство уделя­ют большое внимание нуждам цирка, проявляют теплую заботу о цирковых артистах. Принято постановление Совета Министров СССР об установлении льготных пенсий для артистов большинства цирковых жанров. В прошлом го­ду большая группа творческих ра­ботников за успехи в развитии советского цирка удостоена правительственных наград.

Новые задачи, поставленные перед нами решениями XXI съезда партии, обязывают не останавли­ваться на достигнутом, решитель­но выявить и устранить недостатки, имеющиеся в нашей работе, еще выше поднять знамя советского искусства.

XXI съезд КПСС, вызвавший ог­ромное воодушевление всего на­шего народа, ознаменовал собой вступление нашей страны в пери­од развернутого строительства коммунистического общества.

«Главные задачи этого перио­да, — говорил в своем докладе товарищ Н. С. Хрущев, — создание материально-технической базы коммунизма, дальнейшее укреп­ление экономической и оборон­ной мощи СССР и одновре­менно все более полное удовлет­ворение растущих материальных и духовных потребностей народа».

В осуществлении грандиозной программы коммунистического строительства деятелям советской культуры отведено почетное ме­сто: мы должны активно участво­вать в труде и жизни народа, в выполнении семилетнего плана, в коммунистическом воспитании масс.

Выполнение исторических реше­ний XXI съезда КПСС ставит перед Союзгосцирком следующие основ­ные задачи в области художествен­но-постановочной и эксплуатацион­ной работы: обеспечение идейно-художественного роста циркового искусства; приближение его к жизни народа и современности; усиление его роли в коммунисти­ческом воспитании масс; создание злободневного высококачествен­ного репертуара; повышение ис­полнительского мастерства; рас­ширение и повышение качества культурного обслуживания райо­нов целинных земель, новостроек Севера и Дальнего Востока; раз­витие новых форм обслуживания массового зрителя путем органи­зации представлений на стадионах и проведения цирковых каваль­кад; улучшение подготовки моло­дых артистов; улучшение работы управленческого аппарата; укреп­ление хозяйственного расчета и рентабельности наших предприя­тий путем экономии эксплуата­ционных и других расходов.

Чтобы выполнить эти задачи, нам необходимо всесторонне улучшить работу в области репер­туара, постановки новых номеров и аттракционов, формирования программ, организации и показа представлений, улучшить работу Союзгосцирка во всех областях его  практической  деятельности.

 

I. ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

 

Искусство цирка — искусство своеобразное, искусство больших возможностей, искусство глубоко народное. Оно отличается бога­тым жанровым разнообразием.

Одним из основных жанров цирка, играющим важную роль в деле коммунистического воспита­ния   людей,   является   жанр  художественного слова. Это слово в парад-прологе, в тематическом представлении, клоунаде и реп­ризе, монологе и фельетоне, му­зыкальной эксцентриаде.

Уровень этих жанров за по­следние годы значительно вырос. Однако мы были бы далеки от истины, если бы не видели недо­статков в этой области.

Идейно-художественное содер­жание слова не отвечает возрос­шим требованиям современности. На арену цирка продолжают про­никать слабые, беззубые, серые, а иногда и пошлые произведения.

Причиной этого является то, что работники репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка проявляют недостаточно требовательности к отбору литературных произведений, мало привлекают известных писателей для работы в цирке, слабо контролируют ре­пертуар артистов. Нарушения правил репертуарного контроля имели место в Ленинградском, Калининском, Киевском и других цирках.

Мало активности проявляют ру­ководители цирков в подготовке репертуара на местную тему.

У нас, к сожалению, мало хоро­ших клоунов, еще меньше хоро­ших сатириков. Среди тех и дру­гих есть артисты, владеющие раз­нообразными цирковыми жанра­ми, но не имеющие достаточного уровня культуры. В их репертуа­ре — обливание водой, низкопроб­ные репризы, они коверкают русский язык. Некоторые директора проявляют нетребовательность, просят подобных клоунов делать все, лишь бы посмешить публику. Многие клоуны вместо кропотли­вой работы над новым репертуа­ром пользуются старыми избиты­ми приемами. С этим явлением нужно повести решительную борьбу.

Следует заметить, что и в дру­гих жанрах есть артисты, которые по своим физическим данным не могут работать в цирке: они либо очень стары и давно имеют пра­во на пенсию, либо этими данны­ми никогда не обладали и не бу­дут обладать, либо остановились в   своем  развитии.

Художественный отдел и Цент­ральная тарификационная комис­сия проявляют в этом деле уди­вительный либерализм.

Продолжая переподготовку ар­тистов разговорного жанра при Центральной студии, нужно соз­дать небольшие клоунские группы в 2—3 человека при Московском и Ленинградском цирках. Пусть в этих цирках в хорошем окруже­нии, с помощью опытных режис­серов выращиваются молодые дарования.

Неоднократно поступали пред­ложения о закреплении клоунов в цирках на целый сезон, чтобы на­учить их (а многие это хорошо умеют) готовить без репетицион­ного периода новый репертуар. Следует обсудить и это предложе­ние.

Внимание наших режиссеров и Студии нужно направить на повы­шение актерского мастерства артистов разговорного жанра, на повышение требовательности к артистам, на создание ярких сценок, реприз, клоунад, интермедий, парад-прологов без больших затрат государственных средств, без длительных репетиционных периодов и без громоздкого реквизита. Это же требование относится к нашему производственному комбинату.

Планом художественно-творческих мероприятий на 1959 год предусмотрено:

1.         Провести     творческий   смотр циркового  искусства,    приуроченный к 40-летию советского  цирка. Лучшие      достижения  показать  в Москве в IV квартале 1959 года.

2.         Организовать       и     выпустить первую программу   молодежного циркового       коллектива        имени 40-летия   ВЛКСМ.

3.         Подготовить        узбекский     и азербайджанский     цирковые   коллективы  к  участию  в декадах литературы     и   искусства   в   Москве. Организовать и выпустить первую программу белорусского циркового коллектива.

4.         Подготовить   и   выпустить    40 новых номеров и 3 аттракциона, в

том числе балетно-цирковое представление на льду «Зимняя фантазия»  и   новую  программу аттракциона   под   руководством   А.   Сокол,     построенную   на   современных достижениях науки и техники.

5.         Подготовить   и   выпустить     в Московском    цирке  феерическое представление на воде.

6.         Провести в IV квартале 1959 года  конференцию  артистов   разговорного жанра.

Часть этих мероприятий выполнена в I квартале.

Годовой творческий план, особенно в части создания новых оригинальных номеров и аттракционов, мог бы быть значительно интересней. В порядке самокритики я должен сказать, что наш художественный отдел эту свою основную обязанность выполняет плохо,  утопает в  текучке.

Основной недостаток нашего конвейера заключается в том, что в нем много однообразных номеров. Именно на создание мало бытующих оригинальных номеров должны направить свое внимание все творческие  работники.

Большую роль в комплектовании хороших программ играет наш отдел формирования. Очень досадно, когда работники отдела допускают в этой важной работе грубые ошибки.

Не последняя роль в составлении программы, ее оформлении, рекламе принадлежит и руководителям цирков, которые часто проявляют в этом деле беспомощность. Боясь испортить отношения, они не делают замечания артистам, когда те выходят на манеж не в форме, не исполняют трюков, за которые получают повышенную оплату. Некоторые инспектора манежа не знают как следует технику безопасности, не умеют  вести   программу.   В  будущем все они пройдут переподготовку при Студии, а пока некоторым из них, может быть, не стоит разрешать вести программу, поручая это дело одному из артистов.

Работникам репертуарно-художественного отдела, руководителям цирков нужно создать все условия для подготовки новых номеров, всячески поддерживать инициативу артистов, особенно молодежи, помогать им в подготовке новых сценариев и осуществлении их на манеже.

1959 год должен стать годом создания ярких представлений в цирках, на предприятиях, новостройках, на стадионах, полевых станах, должен стать годом дальнейшего   роста   советского   цирка.

 

II.   ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

 

Центральный комитет нашей партии и Советское правительство щедро выделили большие суммы на развитие советского цирка. Капиталовложения в 1959 году составят 14,9 миллиона рублей. Планом 1959 года предусмотрено строительство       четырех   новых  и реконструкция трех существующих цирков, строительство зообазы в Краснодаре, ввод в эксплуатацию общежития для пенсионеров в Одессе. Значительная сумма ассигнована на капитальные приобретения. Нам следует разумно и в точно установленные сроки использовать ассигнованные средства.

Планом       предусматривается:

1.         Организовать   тринадцать   тысяч   пятьсот   представлений   «Цирк

на сцене», из них в районах целины и    новостроек,    в    колхозах и совхозах — не   менее     5500  представлений, а также направить два передвижных цирка для обслуживания районов Крайнего Севера и Дальнего  Востока.

2.         Провести 50 выступлений артистов  в  цехах  заводов  и  на  новостройках с целью установления постоянной  связи  и  художественного обслуживания бригад коммунистического   труда.   Привлечь   к этой работе      ведущих    мастеров цирка.

3.         В   целях  дальнейшего   развития  и  улучшения  массовых  форм обслуживания зрителей организовать 5 цирковых кавалькад и 110 выступлений на стадионах.

4.         Направить      в    национальные республики  и   крупные    промышленные     центры   страны   ведущих деятелей циркового искусства для участия в цирковых программах,

5.         Разработать   и   провести   мероприятия     по   сокращению     непроизводительных         расходов (транспортных,    излишнего реквизита и поголовья животных, штатных излишеств в номерах и аттракционах  и  др.).

6.         Провести      подготовительные мероприятия к введению в системе госцирков семичасового рабочего дня и общему упорядочению заработной платы, направленному на уменьшение      разрыва между уровнем заработков низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников и на повышение      роли основного оклада  в общем заработке  (повышение     окладов   всех  групп низкооплачиваемых    работников,       введение    новых    сеток должностных    окладов  для   артистов   оркестров,   униформистов   и инспекторов  манежа,  снижение  и отмена   некоторых   видов   дополнительных оплат и др.).

Утвердить и издать основные документы по организации труда и заработной плате (Положение об условиях труда, квалификационно-должностные характеристики, инструкции о государственной тарификации творческих работников, отраслевые правила внутреннего распорядка).

Все работники цирков обязаны принять к каждодневному руководству директиву XXI съезда КПСС о необходимости развернутой борьбы за строжайший режим экономии. «Необходимо, — сказано в резолюции съезда,— организовать всенародный поход против всяких проявлений бесхозяйственности, расточительства, нерадивого отношения к народному добру, повысить ответственность руководителей за улучшение всех качественных показателей деятельности предприятий... Надо всемерно укреплять хозяйственный расчет».

Недостатков в нашей хозяйственно-финансовой деятельности еще немало.

Это, во-первых, недочеты, связанные с формированием программ. Все еще имеют место случаи, когда в некоторые цирки в течение одного сезона подряд направляются аттракционы одного жанра (например, дрессированные хищники). Отсутствие согласованности в формировании программ для стационарных цирков и для передвижных предприятий, имевших свой артистический состав, приводило нередко к такому нелепому положению, что в стационарных цирках некоторые номера находились на простое, тогда как в передвижной сети они могли бы работать, особенно при некотором облегчении реквизита. Для устранения этих недостатков вместо двух существовавших отделов — стационарных цирков и передвижных цирковых предприятий — образован единый отдел эксплуатации и формирования программ.

 

ПРЕДУСМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНЫМ ПЛАНОМ СОЮЗГОСЦИРКА НА 1959-1965 ГОДЫ

 

                                                                   1958 год                           1965 год

 

Количество стационарных цирков            47                                           53

В том числе:  летних    цирков                    25                                           24

зимних    цирков                                          22                                          29

Количество передвижных цирков            14                                           14

Количество передвижных зооцирков       13                                            13

Количество групп «Цирк на сцене»           6                                               7

Количество представлений                       69 687                              72 450

Количество зрителей                                 30 873                             34 270

Продукция       художественно-произ-

водственного комбината (в рублях)          4 млн.                              7,5 млн.

Доходы в (рублях)                                      203,5млн.                          216,8 млн.

В том числе в 1959 году

— 208,4 млн.

Общая численность работающих              6151 чел                                    7452 чел.

Подготовка артистов:

а)         путем  индивидуального учении-

чества в номерах и аттракционах               30 чел, (ежегодно)

б) в ГУЦИ                                                    150 чел. (за семилетие)

Переподготовка артистов с отрывом

от производства:                 

а) на курсах повышения квали-

фикации                                                          50 чел. (ежегодно)

б)         в высших    учебных    заведе-

ниях                                                                  7—8 чел. (ежегодно)

Повышение квалификации артистов

в номерах и аттракционах без от-

рыва от производства                                  200 чел. (ежегодно)

Выпуск 10 новых аттракционов

Выпуск 200 новых номеров

 

Строительство  и  ввод  в  эксплуатацию:

 

а) 7 новых зданий зимних цирков (в Туле, Ярославле, Иркутске, Горьком, Омске, Челябинске, Новосибирске);

б) 7 новых зданий     летних цирков (в Архангельске, Владивостоке, Сталино, Перми, Хабаровске, Сталинграде, Москве).

Ввод в эксплуатацию нового здания зимнего цирка, строящегося за счет республиканского бюджета в Киеве.

Реконструкция 5  цирков (в Москве,  Ереване,  Саратове,  Ленинграде, Сочи).

Изготовление 10 новых конструкций передвижных цирков и зооцирков.

Строительство зообазы в Краснодаре.

Окончание      строительства      общежития  для пенсионеров  в Одессе.

Пополнение оборудования цирков.

 

Отдел стационарных цирков не всегда обеспечивал прибытие всех номеров к открытию цирков. Например, летний сезон в 1958 го­ду в Хабаровске открылся с опозданием на восемь дней вслед­ствие несвоевременного прибытия аттракциона артиста Синицкого; несвоевременно прибыли некоторые номера к открытию сезона прошлого года в Новосибирский и  Горьковский  цирки.

Все еще наблюдались чрезмер­но дальние переброски номеров, как, например: аттракциона Си­ницкого из Мариуполя в Хаба­ровск, номера артистов Фридмана и Рябова из Новосибирска в Тби­лиси, грузинского коллектива из Красноярска  в  Тбилиси  и др.

Абсолютно нетерпимы и такие факты. И. о. директора Рижского цирка т. Шват в декабре 1958 го­да не выполнил распоряжения о своевременной отправке номеров Малярова и Даниловой — Марьянкова в Саратов, чем нанес ущерб программе цирка. И. о. директо­ра Костромского цирка т. Червоткин не обеспечил контроль за отправкой вагонов армянского коллектива в Иваново, в результа­те чего цирк не работал два дня, в субботу и воскресенье. Из-за халатного отношения дирек­торов имели место случаи, когда вагоны с имуществом простаивали на станции отправления по два дня, что срывало работу других цирков.

Директор Одесского цирка т. Ткаченко, несмотря на имею­щееся указание, чтобы во всех цирках был деревянный пол, ис­пользовал его для других нужд. В результате этого направленный в Одессу номер велофигуристов пришлось переотправить в другой город. Тов. Ткаченко неоднократ­но нарушал приказ Объединения о запрещении преждевременной отправки номеров в следующий цирк (номера Кисса и Бондаренко, Деминой,  А.  и  В.  Кисс  и  др.).

Директор Ивановского цирка т. Никитин часто сначала отправ­ляет артистов, а их багаж значи­тельно   позднее,       Это   вызывает простои номеров. Плохо организуют директора цирков проверку и перевешивание производствен­ного багажа артистов, не желая портить с ними отношения. В ито­ге крупные суммы государствен­ных средств продолжают затрачи­ваться на перевозки неиспользу­емого и ненужного оборудования, реквизита, животных и другого имущества. Пора навести в этом деле порядок.

Серьезные нарушения режима экономии допускаются в вопросе предоставления артистам репети­ционных периодов. Репетиционные периоды без необходимости затя­гиваются, нередко их предостав­ляют, когда еще нет качественно­го сценария, не обеспечено изго­товление новой аппаратуры, реквизита, костюмов, что вызы­вает перерасход государственных средств.

Чем, например, можно оправ­дать  такие  факты?

Жонглер Л. Юненко находится на репетиционном периоде свыше 10 месяцев, причем срок прод­левался четыре раза. Сведений о включении номера в эксплуатацию нет до сих пор.

Артист В. Россини (номер «Дрессированные кролики») на­ходился на репетиционном перио­де полтора года, а номера до сих пор нет.

Сатирик А. Иванов находился 14 месяцев на репетиционном пе­риоде.

Артист Д. Морус, переходя из номера в номер, фактически не выступал уже около трех лет, все время получая репетиционные пе­риоды в составе новых номеров.

Артист Шнайдер, (номер «Брусья») находился на репети­ционном периоде около трех лет, после чего номер был расформи­рован.

Заслуженная артистка Армян­ской ССР Е. Аванесова из-за не­своевременного изготовления ап­паратуры репетирует «Номер с ор­лами» уже около двух с полови­ной лет.

Акробат Т. Алексеева за семь лет выступала только три с поло­виной года. Остальное время ей предоставлялись репетиционные периоды и отпуска, или она была на простое.

Акробат В. Князева за послед­ние девять лет не выступала в об­щей сложности пять лет и имела около четырех лет репетиционных простоев.

Стоимость этих номеров выра­стает для государства в огром­ные, ничем не оправдываемые цифры.

Аппарат Союзгосцирка плохо борется за устранение перечис­ленных недочетов, фактически по­пустительствуя растранжириванию государственных средств, а дирек­тора цирков ограничиваются об­щими разговорами на совещаниях, почти никогда не представляя конкретных предложений по уско­рению подготовки номеров. Быва­ют случаи, когда директора без всяких оснований рекомендуют в прокат слабые номера. Большая вина в этом лежит на производ­ственно-художественном комбина­те, задерживающем изготовление реквизита и костюмов и допускаю­щем в работе брак.

С точки зрения режима эконо­мии необходимо произвести серь­езную и объективную проверку того, насколько рационально ис­пользуются и достаточно ли загру­жены постановочной работой ре­жиссеры репертуарно-художественного отдела. Директорам цир­ков необходимо принципиальнее относиться к оценке постановоч­ных работ, проведенных режиссе­рами в цирках, не подписывать недостаточно обоснованные акты.

Много недочетов в хозяйствен­но-эксплуатационной и финансо­вой деятельности отдельных пред­приятий Союзгосцирка.

В 1958 году не выполнили про­изводственно-финансовый план Уссурийский, Калининский, Хаба­ровский, Батумский, Магнитогор­ский, Харьковский стационарные цирки; передвижные цирки № 2, 5, 8; передвижные зооцирки № 4, 5,  6,   11;   группа       «Цирк  на  сце­не» № 3.

Цирк № 7 (директор т. Поля­ков С.) в 1958 году план по сбо­рам недовыполнил на 390 тысяч рублей, допустив перерасход по всем статьям свыше 450 тысяч рублей, в результате чего причи­нил убыток в сумме около 150 ты­сяч рублей.

Цирк № 2 (директор т. Алек­сеев А. А.) план по доходам не­довыполнил на 219 тысяч рублей, а перерасход по смете допустил на 237 тысяч рублей. Несмотря на то, что сборы на каждом пред­ставлении были ниже плановых на 600 рублей, допустил переработ­ку, дав 24 представления сверх плана.

Многие передвижные цирки со­вершают непомерно долгие пе­реезды из города в город. Цирк № 8 (бывший директор Василь­ев Н.) из Чимкента в близлежащий город Карши переезжал 21 день. План по доходам цирком недовы­полнен на 200 тысяч рублей, а пе­рерасход составил свыше 70 тысяч рублей. Директор самовольно ме­нял утвержденные маршруты. Для того чтобы заставить Васильева переехать из Карши в Бухару, пришлось послать множество те­леграмм, пока наконец он подчи­нился и выполнил распоряжение. Васильев   от   работы   освобожден.

Образцом безответственного от­ношения к маршрутам, самоволь­ного изменения их является зооцирк № 12 (директор Акчурин). В 1958 году цирк работал всего 242 дня против 265 рабочих дней по плану.

Наряду со значительными худо­жественно-творческими и хо­
зяйственными достижениями в деятельности     Союзгосцирка имеется большой недочет: пере­расход в 1958 году по фонду за­работной платы штатного состава выразился в сумме 1049 тысяч рублей, и по фонду внештатного состава — 169 тысяч рублей.

Передвижные группы «Цирк на сцене» перерасходовали в 1958 году фонд зарплаты артистам на 800  тысяч   рублей.

Значительная доля вины в этом падает на директоров цирковых предприятий, которыми расхо­дуется до 94,5% всех установлен­ных для Союзгосцирка фондов зарплаты.

Необходимо обратить самое строгое внимание на соблюдение фондов зарплаты. Надо помнить, что на все необходимые и закон­ные расходы у предприятий пре­дусмотрены соответствующие фон­ды зарплаты. Но, конечно, нет средств на такие расходы, как, например, доплата штатному художнику в сумме 6150 рублей, доплата штатному кассиру в раз­мере 1075 рублей (Батумский цирк), содержание сверхштатных работников с расходом в сумме 30 тысяч рублей (Бакинский цирк), выплата двум штатным работникам   сверх   окладов   13 323   рубля

 

Многие директора цирков имеют задолжность по отпускам за два и даже за три года.

(Из материалов проверки)

 

Карикатура бюллетеня «Трибуна»

 

 

«ЧТОБЫ ПРИЙТИ К КОММУНИЗМУ, К САМОМУ СПРАВЕДЛИВОМУ И СОВЕРШЕННОМУ ОБЩЕСТВУ, КОГДА ПОЛНОСТЬЮ РАСКРОЮТСЯ ВСЕ ЛУЧШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, НАМ НАДО УЖЕ СЕЙЧАС ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО»

 

Н. С. ХРУЩЕВ

 

(Московский цирк), содержание сверхштатных работников в Кировском, Казанском, Таллинском, Хабаровском цирках, передвижном цирке № 2, зооцирке № 6 и  др.

Много дополнительных выплат производится артистам разговор­ного жанра, в частности ряду ко­верных, за участие в некоторых аттракционах и коллективах яко­бы  за второй номер.

Некоторые артисты и директора цирков начинают забывать, что обязанности артистов отнюдь не ограничиваются выступлением со своим номером, что в порядке загрузки рабочего времени ар­тисту могут быть поручены вы­ступления в пантомимах, прологах, ансамблевых номерах в качестве ведущих, пассировщиков, а артистам низших групп — в качестве униформистов и т. д.

В 1958 году допущен перерасход средств и по другим статьям (транспорт, реклама, квартирные и др.). В этом перерасходе повин­ны руководители цирков.

Надо помнить, что соблюде­ние финансовой дисциплины яв­ляется первейшей обязанностью всех работников системы цирков, и в первую очередь руководите­лей  предприятий.

 

III  РАБОТА С КАДРАМИ

 

Шеститысячный коллектив ар­тистов советского цирка живет полнокровной жизнью. На многих предприятиях и в коллективах проводится большая политико-воспитательная, культурно-массовая и учебная работа, изучаются исторические материалы XXI съез­да КПСС. Более тридцати артистов без отрыва от производства учат­ся в высших театральных и спор­тивных учебных заведениях, мно­гие успешно окончили заочное отделение вечернего университе­та марксизма-ленинизма. Дети ар­тистов, несмотря на трудности, связанные с Постоянными разъез­дами, как правило, хорошо учатся в школах. Большую помощь в этой работе оказывают недавно соз­данные объединенные партийная, комсомольская и профсоюзная организации.

Артисты старшего поколения, работая в условиях царского ре­жима, не имели возможности учиться. Но свой богатый артисти­ческий опыт они охотно переда­ют молодежи. За годы советской власти многие из них значительно восполнили пробелы в знаниях, а некоторые создали неплохие кни­ги о цирке. Но работа с кадрами страдает серьезными недостатка­ми.

Среди некоторых артистов про­является зазнайство, высокомерие, некритическое отношение к своим недостаткам, есть еще случаи аморального поведения, злоупо­требления спиртными напитками. Руководители предприятий и об­щественные организации прохо­дят мимо таких фактов, не желая выносить сор из избы, не хотят во время одернуть нарушителя дис­циплины и тем самым наносят ущерб делу воспитания кадров. Многие руководители аттракцио­нов и коллективов больше забо­тятся о собственной персоне, за­бывая о том, что они несут ответ­ственность не только за творче­скую работу, но и за воспитание людей.

Большую роль в воспитании но­вого поколения должны сыграть Государственное училище цирко­вого искусства. К сожалению, из стен училища часто выходят моло­дые артисты, не знающие манежа, ничего не умеющие сделать даже для подготовки к показу своего номера, они требуют, что­бы им все было подано, чтобы их аппаратуру подвешивали другие. Они забывают, что лучшие масте­ра цирка хорошо умеют подве­сить аппарат, правильно его за­крепить и, если надо, помочь дру­гому артисту, выполнить роль ас­систента.

Такое воспитание означает от­рыв училища от жизни, который нужно ликвидировать в самое бли­жайшее время.

Некоторые руководители цир­ков своей единственной обязан­ностью считают прокат программ. Такие руководители не заботятся о том, чтобы артисты были хорошо встречены и размещены вовремя по квартирам; они не оказывают нужной помощи в улучшении но­меров; не проводят обсуждения программ, мало интересуются воспитанием артистов. Такие руко­водители не являются полноцен­ными организаторами производ­ства и рано или поздно они должны будут уступить место другим.

Нужно сказать, что отдел кад­ров Союзгосцирка слабо органи­зует работу по выдвижению моло­дых кадров, по воспитанию твор­ческого состава.

Одной из самых важных задач всего аппарата Союзгосцирка, ру­ководителей предприятий, творче­ских коллективов и общественных организаций является решитель­ное улучшение воспитательной работы, борьба с пережитками капитализма в сознании наших лю­дей, повышение дисциплины и от­ветственности за порученное дело.

Руководствуясь историческими решениями XXI съезда КПСС, отвечая на отеческую заботу партии и правительства о развитии совет­ского искусства, коллектив совет­ского цирка сделает все, чтобы еще выше поднять идейно-худо­жественный уровень циркового искусства, создавать произведе­ния, достойные нашего народа, на­шего требовательного и взыска­тельного  зрителя.

 

Журнал «Советский цирк» июнь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования