В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Советским клоунам не до смеха!  Вл.   Горохов.

 

  

Клоунам смешно. Ю. Никулин,    В. Серебряков, О. Попов и М. Шуйдин прочли статью

В одном из декабрьских номеров английской газеты «Обсервер» появилась статья Джорджа Шермана с юмористическим заглавием «Советским клоунам не до смеха». Автор этой статьи заинтересовал­ся Всесоюзным совещанием по вопросам клоунады, которое состоя­лось недавно в Москве, а также выступлениями «Советской культу­ры», посвященными этому событию.

Г-н Шерман вышел на публику и продемонстрировал несколько трюков отнюдь не безобидного свойства. Уже сам заголовок статьи выдает его стремление навести тень на плетень, представить белое черным. «Четыре дня 500 клоунов, собравшихся со всех концов стра­ны, — сообщает г-н Шерман, — обсуждали за закрытыми две­рями (разрядка наша.— В.Г.), как улучшить самих себя». Что за фантазия! Г-н Шерман ломится в открытую дверь, пытаясь предста­вить советских клоунов как группу заговорщиков. И без того из­вестно, что члены этой таинственной корпорации ведут затворниче­ский образ жизни, а если и появляются вечерами на манежах более  сотни цирков, то надевают маски, парики и необычные костюмы, дабы  не быть узнанными.

Г-н Шерман сделал необыкновенное открытие: «Советские клоу­ны в беде. Оказывается, их социалистический реализм недостаточно социалистический. Они чересчур много внимания уделяют развлека­тельности и  недостаточно содержанию».

Что ж, фокус задуман  не плохо.  Но,  во-первых,  подобные трюки лучше приберечь для финала номера: надо подготовить зрителей, убедить их  в  правдоподобии такой  манипуляции.  И,  во-вторых  (это закон     цирка!),  никогда  не  следует  показывать  трюк,  шитый  белыми нитками, иначе публика разгадает секрет и осмеет исполнителя.

Советские клоуны в беде? Наверное, поэтому тысячи лондонцев стояли о очереди, чтобы попасть на представление с участием Олега Попова: наверно, поэтому советские клоуны награждаются высшими орденами и почетными званиями нашей страны; наверно, поэтому и было созвано в Москве первое в мире столь представительное твор­ческое совещание клоунов?

«Оказывается, их социалистический реализм недостаточно социалистический». В простоте душевной г-н Шерман совершил манипуляцию с абсолютно незнакомым ему предметом и потому попал в смеш­ное положение. У нас каждый школьник знает, что социалистиче­ский реализм — метод искусства, объективно вызванный к жизни, а не декретированный Союзом писателей или Союзом композито­ров; мы гордимся достижениями в строительстве новой культуры, гордимся  и  успехами  клоунов-публицистов,  сатириков  манежа.

Когда англичане, прильнув к экранам телевизоров, смотрели пред­ставление Московского цирка и рукоплескали Олегу Полозу, заду­мывались ли Вы, г-н Шерман, над тем, в чем причина столь ошелом­ляющего, сенсационного успеха?

Советские клоуны тем и сильны, что, используя наиболее ценные традиции старой клоунады, идут дальше — утверждают на манеже образ жизнерадостного, находчивого, смелого человека, а не маниа­кально депрессивного Коко, еще и по сей день уныло слоняющегося по манежам Запада. Английская печать называла Олега Попова «сол­нечным». Это качество и есть каша, социалистическая позиция в цирке, качество, выражающее мироощущение строителя нового — самого гуманного и светлого общества.

Г-н Шерман находит такую позицию «недостаточно социалисти­ческой». Не знаем, не знаем...

Он далее пишет, что клоуны «чересчур много внимания уделяют развлекательности и недостаточно содержанию». А вот профессор Ю. Дмитриев, выступивший на совещании с основным докладом и опубликовавший в «Советской культуре» статью по этому вопросу, говорил о другом: «Во многих сценках клоуны излишне много мо­рализируют, доказывают, давно доказанные вещи, сценки эти не­действенны и потому неинтересны». Излишне, г-н Шерман! Речь идет о более яркой форме, о специфически цирковых выразительных сред­ствах для передачи большого содержания, а не о голом развлекательстве.   Неужели   не  ясно?

Совещание для того и было созвано, чтобы помочь цирковым ар­тистам в их творчестве, в поисках органичной слитности художест­венных приемов и гражданственного, публицистического содержания.

На совещании подверглись критике некоторые клоуны, которые не обладают достаточным мастерством и, быть может, талантом. Но зачем же г-ну Шерману понадобилось высасывать из пальца несу­ществующую на самом деле проблему?

«Советским клоунам не до смеха», — мы с особой остротой вос­принимаем комизм этого утверждения, видя, какие очереди выстраиваются у цирковых подъездов, слыша, как от души хохочут на пред­ставлениях зрители нашей страны, читая в прессе, с каким энтузиаз­мом принимают советских мастеров арены за рубежом.

Жаль, что г-н Шерман сорвался, пытаясь показать нам свои трю­ки. Это, безусловно, способный фокусник от журналистики. Мы бу­дем рады вновь встретиться с ним — но не в газете, а в цирке.

 

Вл.   Горохов. Газета «Советская культура» № 6 (1031) от 14 января 1960 г.

Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100