По стандарту
В Калининском цирке я разговорился с директором М. А. Ауде. «Вы обратили внимание, — спросил он у меня, — на стандарт, который существует в цирковых представлениях, особенно на периферии?»
Вопрос действительно важный. Есть номера, похожие друг на друга как две капли воды: у них одинаковые трюки и трюковые сочетания, аппаратура, костюмы и даже манера раскланиваться с публикой.
В Калинине выступали исполнители номера на батуде Звягины, в Днепропетровске подобный же номер показывали Чижевские. И в том и в другом номере имеются комики. И выход комиков в обоих номерах одинаков: оба появляются в тот момент, когда их партнеры уже успели взобраться на мостик, оба неизвестно по какому поводу заливаются явно искусственным хохотом, оба поднимают вверх правую руку и подмигивают зрителям — и я, мол, туда, на мостик, сейчас залезу. На афишах меняются фамилии артистов, но по существу все остается без изменений.
Еще пример. В Таллине выступала с дрессированными собаками артистка Карашкевич, ее собаки делали то же самое, что каждый цирковой завсегдатай видел еще в детстве: собаки летали на привязанном к тросу аэроплане, съезжали по проволоке на велосипеде, валили бочку и забирались в нее, а в финале плясали «Барыню», причем по ходу танца у одной из собак сваливались «штаны». Точно такой же финал с «Барыней» я видел в Запорожском цирке у дрессировщицы собак Бурухиной.
В номере И. Бугримовой лев ходит по двум канатам, и у укротителя В. Борисова лев также ходит по двум канатам.
Я привел несколько примеров похожести номеров, но их нетрудно увеличить до нескольких десятков. Предвижу возражения: у одного укротителя канат подтянут выше, у другого ниже, одни собаки вертятся десять раз, а другие двенадцать. Но ведь рядовой зритель в этом не разбирается и не должен разбираться. А вот то, что номера одинаковы, это для него очевидно, и от этого ему в цирке иногда бывает скучно.
Но стандартностью часто отличается и весь ход представления. Я побывал в ряде цирков и везде, пожалуй, за исключением Москвы и Воронежа, видел одни и те же недостатки: темп представлений снижен, коверные плохо увязывают свои выступления с номерами, музыка не цементирует представления (последнее не относится к оркестру Запорожского цирка, руководимому Г. Цвейгом).
Вот типичный момент представления: артисты кончают свой нрмер и раскланиваются с публикой. Им уже почти никто не аплодирует, а инспектор манежа, широко разведя руки, никак не отпускает их за кулисы. Наконец они ушли, манеж свободен, пора выходить коверному, но он ждет, чтобы униформисты убрали один и поставили другой реквизит, иначе они отвлекут внимание зрителей от его шуток. Наконец коверный вышел, исполнил свой номер и ушел. Новая пауза: инспектор манежа прихорашивается за занавесом. Вот он появился, горделиво посмотрел вокруг себя — пусть, мол, знают, что он тоже артист. Номер объявлен. Снова пауза. Дело за дирижером, он поднял палочку — заиграл оркестр. Секунда, две, пять... И только тогда появляются артисты, собирающиеся исполнить следующий номер.
Все, так сказать, показали свой товар лицом, а то, что при этом представление тащится, как телега по немощеной дороге, все время проваливаясь в колдобины и трясину пауз,— это никого не интересует. А в зале тем временем воцаряется скука — самый страшный враг цирка.
Я думаю: сколько сейчас в цирке режиссеров, есть среди них люди опытные и даровитые. Неужели они не могут подумать о форме циркового представления или, вернее, о разнообразии форм?! В одном случае представление может идти без коверного, так чтобы пауз между номерами не было вовсе. В другом — коверный свяжет все номера воедино. В третьем случае номера можно объединить какой-то темой. А всегда ли нужно, чтобы номера анонсировались? Мне кажется, что это не обязательно.
Могут сказать: так это иногда и бывает. Да, бывает. Отличный образец режиссерского решения представления дает Украинский цирковой коллектив (художественный руководитель П. Маяцкий). Можно назвать и другие примеры. Но гораздо чаще встречается тот убогий стандарт, то «безрежиссерье», которое я описал, и об этом следует серьезно подумать художественному отделу и режиссерской коллегии Союзгосцирка.
О режиссуре в цирке и о борьбе со стандартом цирковых представлений необходимо больше писать и в нашем журнале. Об этом также говорят артисты.
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959