В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В городе-герое

 

 

На сцене выстроился хор Академической капеллы. Женщи­ны — в белых платьях, мужчины — в черных костюмах. А через манеж протянута лента. Из-за кулис вышел Ка­рандаш со своей собачкой Пушком и, вынув ножницы, пе­ререзал ленту. Так в еще фронтовом Ленинграде, только что пе­режившем блокаду, после нескольких лет перерыва открылся цирк...

Серафима Константиновна Жданова, в недавнем прошлом за­ведующая общежитием цирка, ныне пенсионерка, помнит мно­гие эпизоды военных лет. Ее воспоминания дополняют старожи­лы Ленинградского цирка — главный бухгалтер Людмила Нико­лаевна Ордынская, старший контролер Лидия Петровна Войнелович, пенсионерка — Анна Алексеевна Харламова, бывшая за­ведующая  костюмерной.

Мы сидим в большой комнате, за высокими окнами которой видна залитая солнцем площадь. Проезжают трамваи, мчатся такси. А в войну на этой площади у Фонтанки — я тоже это хорошо помню — было пустынно. Лишь редкие прохожие тороп­ливо пересекали ее да снаряды со свистом проносились над зда­нием с лепными конскими головами на фасаде. По ночам высоко в небе зловеще гудели вражеские самолеты, и осколки зенитных снарядов стучали по крыше цирка, пробивая в ней дыры. Лишь несколько женщин всю войну находились в пустующем здании, оберегая его.

Осенью 1944 года, когда фронт отодвинулся от стен Ленингра­да, эти женщины, надев рабочие комбинезоны, вооружившись штукатурными лопатками и малярными кистями, вместе с другими энтузиастами-добровольцами, готовили цирк к открытию.

Вскоре многие ленинградцы получили пригласительные биле­ты с изображением Карандаша, раздвигающего цирковой зана­вес. Наверху было написано: «Сезон 1944—1945 г.», внизу — большими буквами: «Открытие». 28 ноября состоялся обществен­ный просмотр. А на следующий день цирк заполнили зрители. Люди были в полушубках и валенках, потому что здание отапли­валось плохо. Мерзли и артисты. В своем кабинете сидел, накинув пальто на плечи, художественный руководитель цирка, заслужен­ный деятель искусств Е. М. Кузнецов.

        Как бы там ни было, цирк открылся,   радуя   ленинградцев, соскучившихся по веселому яркому зрелищу.   Мы снова здесь!.. — так начал свой монолог выходивший в прологе народный артист СССР Ю. М. Юрьев. Зрители награждали горячими аплодисмента­ми исполнителей  каждого номера,  с   любопытством  следили за работой   женщин,   одетых  в   красную   с  золотыми   позументами униформу. Женщины-униформисты неплохо справлялись со своими нелегкими обязанностями.  «Даже и тут, на  арене,  женщины  заменили  мужчин!» — писала   в   рецензии,   опубликован­ной в «Ленинградской правде», народная артистка СССР В. А. Ми­чурина-Самойлова.

Цирк города Ленина вновь возродился к жизни.

        Ну, а кто были эти женщины, сохранившие здание Ленин­градского цирка во время войны и участвовавшие в числе других в его восстановлении? — с законным интересом спросят читатели...

Их фамилии? Пожалуйста. Ордынская, Харламова, Жданова... Те самые женщины, которые сидят сейчас напротив меня. Их скромные дела военного времени не забудутся многие годы.

Афиша фронтовой бригады Московского цирка

 

Выступление в госпитале (г.Сталино, 1943 год)

 

М. Медведев,

Журнал «Советский цирк» август 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100