Под куполом цирка - Валентина Суркова
Если говорить коротко о биографии Валентины Сурковой, то, пожалуй, точнее всего будет сказать: она родилась и выросла в счастливое советское время. Перед нею, как и перед всей молодежью нашей Родины, были открыты все пути. Она с детства выбрала увлекательный путь цирковой артистки и благодаря своему трудолюбию, воле, упорству с честью пришла к его вершинам.
Валя Суркова поступила в цирковое училище после десятого класса средней школы. Четыре года настойчивой учебы, тренировок, длительная практика в периферийном цирке и, наконец, дипломная работа — партерный полет. С этим номером «летающие гимнастки» под руководством Валентины Сурковой — три девушки успешно выступали во многих цирках страны.
На молодую гимнастку обратили внимание опытные мастера. У нее была завидная воля и редкостная любовь к своей профессии; она могла часами неутомимо тренироваться, преодолевая одну трудность за другой; ничто не в состоянии было отвлечь девушку от работы. Опытный режиссер циркового училища, лучший тренер и большой друг Сурковой Сергей Дмитриевич Морозов начал готовить с нею сольный номер на трапеции под куполом цирка. Это была работа огромного физического напряжения. Сейчас артистке трудно вспомнить, сколько часов в сутки она спала или отдыхала. Казалось, весь день проходит в бесконечной тренировке. Труд ее увенчался успехом. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов она была награждена золотой медалью. Появление Валентины Сурковой на арене не отмечается никакими внешними эффектами. Артистка по-юношески легко поднимается к трапеции. Руки коснулись перекладины, мягкое движение, и вот уже стройное тело девушки парит на пятнадцати-двадцатиметровой высоте.
Трудно определить в первый момент, что захватывает зрителей в упражнениях гимнастки. Сложность выполняемых трюков? Да, они очень трудны, по-мужски трудны. Но не только в этом дело.
Секрет успеха одаренной гимнастки не только в высокой технике, а и в манере исполнения.
Движения ее отмечены мягкостью и изяществом. О том, как было трудно выполнить тот или иной трюк, мы догадываемся много позже, когда номер окончен. Когда же смотрим его, нас захватывает гармония движений, все более красивые упражнения, которыми, кажется, до самозабвения увлечена сама исполнительница.
Именно эта художественность исполнения и создает праздничную атмосферу, доставляет зрителю радость, которую приносит настоящее искусство.
В каком бы цирке она ни выступала, ежедневно долгие часы Валентина Суркова неутомимо репетирует.
Когда товарищи (кстати, очень тепло отзывающиеся о ней) шутят с Валей: «Ты не боишься устать?» — она серьезно отвечает: «Я боюсь одного — застоя».
Хочется, чтобы эти слова звучали в ее устах всегда, всю жизнь.
А. БЫСТРОВА
Журнал «Советский цирк» март 1959