В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Гастроли шведского цирка

 

 

В Советский Союз впервые приехал и успешно выступает в Москве шведский цирк, директором и художественным руководи­телем которого является Тролле Родин.

Шведский цирк  имеет много хорошего и принципиально но­вого, интересного для нас. Представления его отличаются приятной непрерывностью дей­ствия. Это достигается тем, что вместо обычного одного здесь два выхода для артистов. И в то время, когда закончившие свой номер артисты уходят в один, из второго одновременно выходят исполнители следующего номера. Пауз между номерами нет.

Непрерывности представления способствует в значительной мере и то, что в шведском цирке большой овальный манеж, в центре которого находится обычный круглый манеж. Таким обра­зом, получается три рабочие площадки. В то время, когда, ска­жем, в центральной части, манежа униформисты приступают к разборке клетки, в которой работал со львами и тиграми Антонии Кольман, на правой площадке появляется и начинает свой номер гимнастка на трапеции Лита Пухольска.

Строгую по стилю и богатую сложными трюками дрессировку морских львов и особенно слонов продемонстрировали Хорст Лицов и  Артур Белли.

Отлично в очень быстром темпе, почти все время передвигаясь по манежу работают жонглеры три брата Шнеллер.

Шведскому цирку, по нашему мнению, недостает режиссерской руки. Отсутствие режиссуры сказывается в том, что артисты не уделяют достаточно внимания созданию образа. Проигрывает в глазах зрителей дрессировщик А. Белли, который в номере с верблюдами и в номере со слонами появляется в одном и том же обычном сером костюме и держится словно на репетиции. Одно­образны, лишены режиссерской выдумки танцы на льду. Сильно ограничивает их небольшая по размерам площадка для балета, которая втиснута между манежем и оркестром.

Интересный по замыслу «Караван Шахерезады», не поставлен­ный режиссерски, выглядит бледно. Далеко не полностью исполь­зованы возможности, которые заложены в феерии фонтанов «Во­дяной орган».

И все же достоинства программы шведского цирка заслуженно привлекают внимание зрителей.

 

Рецензия в фотографиях

 

Хочется начать с описания входа в цирк-шапито, установленный в Центральном парке культуры и отдыха имени А. М. Горького. В ярком свете электрических лампочек улыбается с плаката размалеванное лицо клоуна. Изогнул спину полосатый тигр. Кокетливо смотрит цирковая дива. Позади шапито полукружьем разместились многочисленные вагоны с артистами, животными, реквизитом, установками для производства льда, электроаппаратурой. Рявкают львы, переступают тонкими ногами арабские скакуны, жуют верблюды, посапывают слоны. Пробираются к манежу, перепрыгивая через канаты крепления, трубы и кабели, артисты в костюмах, усыпанных блестками, униформисты. Конюхи придерживают за поводья коней. Звучит шведская, немецкая, польская речь. В вагонах ждут возвращения с манежа своих родителей маленькие девчурки и мальчуганы.  Гремит  оркестр,  и   вспыхивают  прожектора.

Шведские артисты привезли с собой романтику передвижных цирков.

 

Но обратимся непосредственно к представлению. Его начинает укротитель хищников Антонин Кольман. Львы рычат, тигры не отстают от львов,     дрессировщик   смело     ведет номер, стараясь показать, что он имеет дело с дикими и опасными зверями. Но сам по себе номер этот не выходит за рамки обычных номеров   подобного  типа.

 

В приятном стиле работает гимнастка на воздушной трапеции  Лита  Пухольска.

 

 

Ингеборг Родин появляется на арене верхом на красивом вороном скакуне. В руке у нее шамберьер, которым она владеет с большим изяществом. Шестерка гнедых лошадей вальсирует, исполняет перестроения. Нелегко управлять лошадьми из седла, но Ингеборг Родин не испытывает затруднений.

Хороши   верблюды   Артура  Белли.  Они     беспрекословно  подчиняются своему «шефу» и работают в отличном темпе.

 

Жонглеры братья Шнеллер работают с молниеносной быстротой, непринужденно и весело. А один из них подбрасывает булавы столь высоко, что кажется, будто он вопреки всем законам времени продлевает   секунды.

 

Лауреатов VI Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве — воздушных гимнастов на «бамбуке» Ингрид и Вильфреда Шуберт — мы встречаем, как наших старых друзей. Мастерство их окрепло, номер усилился новыми сложными комбинациями и приобрел блеск. Мы радуемся   за  артистов.

 

Директор и художественный руководитель Тролле Родин — душа шведского цирка. Его можно было видеть на конюшне, на манеже, у электроприборов, в любом уголке территории цирка, когда устанавливали шапито, монтировали сцену, включали свет. Он за все и за всех волнуется, все проверяет, всем   помогает.

 

А сейчас — его номер. Он вышел на манеж изящно одетым, подтянутым. И двенадцать чистокровных арабских лошадей точно, четко, легко, ритмично выполняют его команды. Тролле Родин — настоящий артист, и он создал превосходную конюшню.

 

Три морских льва, которых выводит на манеж Хорст Лицов, доставляют зрителям большое удовольствие. Интересны трюки: когда морокой лев идет по лестнице, жонглируя мячом, когда он балансирует ярким попугаем, сидящим, как на перше, на папочке, когда львы любезно передают мячик  друг другу. 

 

Высшую школу верховой езды демонстрирует артист Руди Белли на лошади Наполи. Имя этой лошади стоит в программе рядом с именем артиста. И это не случайно. Наполи — тоже артистка. Приятно, что она, управляемая Руди Белли, исполняет много новых движений и па. И все это мягко, легко, без понукания и в полном   согласии   с   музыкой.

 

 

Москвичей трудно поразить мастерством хореографии. Но когда танцуют слоны дрессировщика Артура Белли — когда эти тяжеловесы, эти движущиеся крепости чуть ли не становятся на пуанты, проявляют буквально чудеса балетной техники, исполняют трогательный лирический народный танец, отплясывают румбу, гордо шествуют на задних ногах и шутят на арене, — это поражает и восхищает.

 

Слабым звеном в программе шведских гостей является клоунада. Старое антре «Сумасшедшее такси» не вызывает восторгов. Видимо, клоунада — это не главная специальность артистов Нильсен  и Лортцинг.

  

Ледяное ревю. Мы видели немало их на ледяном поле в Лужниках. Нас покоряли своим мастерством венцы и чехословаки, венгры и американцы. Мы с чувством гордости аплодировали юным советским артистам — участникам балетно-циркового спектакля на льду «Зимняя фантазия», но ледяное ревю на сцене в цирке мы увидели, пожалуй, впервые.

Нас порадовало, что артисты привезли нам шведские народные танцы, и мы с удовольствием смотрели выступления одаренной, обаятельной танцовщицы Май Брит, сумевшей лирично исполнить на льду танец «Умирающий лебедь» и в то же время с предельной мягкостью  исполнить   ритмический  танец. 

 

Представление заканчивается номером, который называется «Водяной орган». Это танцующие фонтаны. Солистка Ютта Нильсен играет на органе. За манежем на специальной площадке начинают бить фонтаны. Они бьют в такт музыке. Они как бы прислушиваются к мелодии, растут вместе с ней и вместе с ней затихают. Они кружатся в ритме музыки, изменяют свою форму, приближаются друг к другу, сливаются в объятии, замирают, взвиваются, сгущаются, превращаются в сплошную водяную стену. Это «дрессированные» фонтаны. И это великолепное зрелище!

Шведский цирк Тролле Родин — это цирк с замечательными зоономерами. Все представление идет в отличном темпе, и только в части, где действие происходит на воде, наполнившей чашу манежа, и на ледяной сцене темп исчезает и начинает чувствоваться отсутствие строгой режиссерской руки и нехватка драматургического сценария водяного представления и ледяного ревю. Положение не спасает ни музыка Римского-Корсакова, ни талант Май Брит, ни традиционное цирковое шествие с участием слонов, верблюдов с пеланкинами, лам, осла, лошадей, ни выступление танцевально-акробатического дуэта 2 Сильвано, ни фейерверк. И это очень жаль.

Мы позволяем себе этот упрек нашим гостям только потому, что видим в лице Тролле Родин художника, человека, отдавшего свое сердце цирку и возглавившего коллектив, которому мы желаем  новых   успехов.

 

*    *    *

 

Справедливости ради следует заметить, что танцевальное ревю на льду несколько затянуто и довольно однообразно поставлено режиссером-балетмейстером. А комический танец (пародия на клас­сический балет в исполнении Альберта Лорттцинг) не отличается хорошим вкусом, и его юмор, пусть извинит нас артист, кажется нам грубоватым и  плосковатым.

 

                                                                                                                 Журнал «Советский цирк» июль 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

какие таблетки от аллергии купить