О применении современной техники в цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О применении современной техники в цирке

 

 

В истории цирка и эстрады известно немало номеров, осуществленных с применением явлений физики, химии и достижений техники. Задолго   до  Октябрьской    революции, вскоре после открытия    получения переменных токов высоких частот и напряжений знаменитым Николо Тесла, трансформатор (вернее, колебательный контур) его имени был использован    германским артистом, демонстрировавшим в ряде стран и в России ряд опытов на своей партнерше (например, получение вспышки от разных участков поверхности ее наэлектризованного тела,    прикрытого    только плотным трико). Еще ранее был   осуществлен весьма    эффектный    безопасный    разряд токов — молнии Тесла длиной более двух метров.

Цирк знаком с занимательным применением магнитных явлений на арене. Известна демонстрация зарубежным артистом закона инерции Галилея — Ньютона: быстрым, резким движением меча он рубил надвое деревянную балочку, висевшую на двух петлях из папиросной бумаги, которые оставались совершенно целыми, так как инертность массы балочки при такой быстрой разрушающей силе не успевала преодолеваться, чтобы распределить усилие с балочки на свои подвесы — петли, то есть балочка еще не «раскачалась», не «сбросила» свою инерцию для передачи удара на свои опоры.

На арене цирка (и на сцене театра) довольно давно применяется люминесценция — красивое холодное самосвечение рисунков, тканей, грима, поверхностей предметов, окрашенных с примесью подходящих веществ, облучаемых ультрафиолетом (через увиолевые фильтры — темные стекла). Но еще не устраивалось феерий, елок, в которых бы развешивали на ветвях, нитях, конструкциях, макетах затейливые сосуды, гирлянды четок, гибкие трубки, заполненные люминесцирующими жидкостями самых удивительных и глубоких окрасок.

Еще до Октябрьской революции на эстраде демонстрировалась феерия — фонтаны из ярко светящихся, радужных струй. Для этого на полу сцены, на огромной разборной чаше быстро укладывались ряд за рядом кольца-трубки. По трубам из водопровода направлялась и била струями вверх вода из множества тщательно выполненных патрубков в каждом кольце. В каждую такую ламинарную (ленточно-спокойную, гладкую, без турбулентности, то есть вихрей) струйку через отдельное хорошо рассчитанное фокусирующее устройство входил параллельный, окрашенный цветным фильтром яркий пучок света (необходимо, чтобы источник света был точечный). Благодаря последовательному, многократному внутреннему отражению в изгибающейся (примерно по параболе) струе этот пучок света делал ее «огненной», пока она, уже на исходе, обратно падая, теряла свою ламинарность и световой поток из нее уходил, чтобы, уже темная, почти у пола, она не рассыпалась на отдельные капли.

Управляя на расстоянии напором воды в каждом кольце, создатель этой феерии менял в темноте высоту каждого цветного «этажа» струй и тем самым менял рисунок, очертания водяного ажурного сооружения — причудливых пирамид, цветов, грибов.

Это можно показать еще красочнее, если к воде добавить ничтожную присадку (менее 0,01%) флуоресцирующего, легко растворяющегося в воде соединения и, не нарушая темноты, осветить фонтаны интенсивным ультрафиолетом.

Давно известно, что при свете молнии ночью все, даже самое быстрое, выхватывается глазом как бы остановившимся, такова ничтожная продолжительность молнии. Резкие, впечатляющие эффекты можно получить от искусно мощного импульсного освещения (электронно-импульсного устройства): 1) с правильным чередованием, то есть следованием с постоянной частотой — по светимости и по более длительным интервалам; 2) с разным ритмом, соответствующим сопровождающей музыке.

Необходимое для всех этих эффектов изменение напора фонтанирующей воды можно создать при наличии герметического резервуара вне арены, с «воздушной подушкой», как в пожарном насосе, под давлением до 10 атмосфер.

В некоторые номера можно ввести трю­ки с использованием ультразвуковой си­рены (рис. 2). Сирена может быть выполне­на или в динамическом виде, или (новей­шая) «статическая». В первом случае в кожухе ее (с отверстиями по периферии неподвижного диска) вращается электро­мотором диск с лопатками по окружности, во втором же имеется строго рассчитанная по форме и габаритам неподвижная резо­нирующая камера, в которую вдуваются два встречных потока воздуха. В обоих случаях из выходного сопла подобной ультразвуковой сирены будет исходить очень интенсивный (значительно выше 100 децибел, но неслышный для нашего уха) поток ультразвуковых воздушных волн, в котором подпрыгнут и будут свободно взвешены на высоте в полтора метра, «играя и танцуя», как мошки в столбе теплого воздуха летом, довольно большие округленные тела «вулканические бож­бы», ярко багрово-оранжево сияя снизу (и безопасные при падении, так как удель­ный вес их материала из современных, наиболее легких и негорючих пенопластов в несколько раз меньше, чем у пробки).

Мы рассказали лишь о некоторых воз­можностях применения достижений науки и техники на манеже цирка, но возмож­ности эти безграничны.

 

Инженер  М.  ГОЛДОВСКИЙ

Журнал «Советский цирк» октябрь 1959

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования