Антирелигиозные вечера Тейде
Один из старейших наших иллюзионистов — в прошлом цирковой артист, а ныне артист эстрады — Д. В. Давыдов (Тейде) гастролирует сейчас по городам и районам Приморья с новой программой «Чудеса без чудес». Программа интересна тем, что иллюзионные номера попользуются в ней для разоблачения «чудес», на которые ссылаются сторонники религии в целях поддержания веры в бога.
Вечер начинается небольшим вступительным словом дочери и ученицы Тейде — Наталии Давыдовой. Затем она представляет зрителям Д. В. Тейде как одного из старейших мастеров иллюзионного жанра, отдавшего искусству пятьдесят семь лет!
Взявшись пальцами за виски, Тейде сосредоточивается, затем поворачивается к партнерше и делает пассы. Через некоторое время она засыпает и падает ему на руки. Он кладет ее на стол и накрывает белой простыней. Еще несколько пассов, и, четко вырисовываясь на темном фоне, женщина, покрытая простыней, медленно поднимается в воздух. Вот она поднялась выше его головы; Тейде мягким движением сдергивает простыню — и там... пусто! Впечатление получается сильное. «Чудо» свершилось! Но Тейде улыбается, лукаво глядит вверх, делает рукой какой-то особый пренебрежительный жест. И вот уже нет никакого чуда, а есть лишь эффектный сценический трюк. Перед нами артист, который доволен тем, что удачно пошутил. В публике смех, аплодисменты.
Фокус «Женщина в воздухе» служит Тейде своеобразным введением к сценическому действию, которое основано на разнообразных иллюзионных номерах и включает в себя комментарии к фокусам.
Например, Тейде берет свечу, зажигает ее, завертывает в бумагу, затем рвет бумагу — свеча исчезла. «Обратившись к богу» (то есть посмотрев наверх), Тейде делает движение, и в руках у него появляется горящая свеча. Комментируя этот фокус, Тейде сопоставляет его с «чудом самовоспламенения» свечей в руках служителей культа во время церковного богослужения.
Номер «Разговор с куклой» служит для разоблачения библейского рассказа о том, как один из апостолов слышал голос бога, не видя его. Сначала Н.Давыдова, посадив на колони большую куклу Андрюшку, разговаривает с ним на разные бытовые темы и сама же незаметно за него отвечает. Потом Тейде просит артистку-чревовещательницу выйти на авансцену, стать лицом к залу и повторить часть диалога без куклы. Создается полное впечатление, что кто-то невидимый говорит с артисткой.
В библии есть рассказы о чудесах сотворения, когда из ничего создается нечто, а из малого многое. Таковы рассказы о сотворении мира, о насыщении нескольких тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, о вдове сарептской, у которой остались горсть муки к немного масла, и эти запасы по воле бога долгое время не истощались...
На тему сотворения из «ничего» Тейде разыгрывает комические сценки и тем вызывает ироническое отношение к библейским «чудесам». Характерной особенностью таких сценок является то, что он играет их не только с действительными партнерами (зрители или зритель), но и с воображаемым партнером — богом. К последнему Тейде относится то иронически, то негодующе, то осуждающе.
Любопытна в этом отношении сценка, созданная на оонове известного трюка,— «неисчерпаемый головной убор». Артист просит у зрителей головной убор. Ему подают кепку. Он выворачивает ее — она, разумеется, пуста. Бьет ею об руку — идет пыль. Тейде не упускает случая и шутит по этому поводу. Затем с самым серьезным видом «ловит» в воздухе нечто и «кладет» в кепку. Говорит несколько шутливых фраз о «чудесах» и, продолжая балагурить, вытаскивает из кепки большое количество лент и гирлянд. Удовлетворенный «уловом», он опять «обращается к богу» и просит его послать еще что-нибудь. Бог, видимо, выполняет просьбу, потому что, заглянув в кепку снова, Тейде вытаскивает из нее детский чепчик и соску. Тейде шокирован и затевает мимическую игру с невидимым партнером — богом — и зрителем, владельцем кепки. Смысл этой игры легко улавливается: Тейде просит извинения у зрителя за то, что «бог» поставил их обоих в неловкое положение, послав такие неподходящие предметы. Игра эта настолько жива и выразительна, что нельзя удержаться от смеха.
В таком же комическом плане подается трюк с протоколом, вложенным в конверт, который Тейде использует для разоблачения «писем с неба». Это «чудо» широко практиковалось духовенством и кулаками во время коллективизации в целях агитации против колхозов. «Колхозники неожиданно получали конверты с чистыми листками бумаги, которые вызывали у них полнейшее недоумение. Вскоре после этого к ним «случайно» заходили «странники» (бывшие монахи, кулаки и подкулачники) и заводили беседу о том, что люди забыли бога, по наущению антихриста пошли в колхозы и поэтому скоро погибнут; спасутся только те, которые получили «письма с неба», написанные «перстом божьим» на чистом листе. Перепуганные колхозники показывали полученные ими письма, «странники» опускали их в пустую бутылку, и на листе выступали слова, содержащие грозное предостережение всем вступившим в колхоз...»1
Гаврикова. Как химия разоблачает чудеса религии, сб. «Свет против тьмы» Хабаровск. 1954.
Подобный эффект — появление надписей на чистом листке бумаги — Тейде воспроизводит на сцене иллюзионным путем, разыгрывая при этом смешную сценку, в которой непосредственно участвуют несколько человек из зрительного зала. Выступление Тейде перемежается с номерами Н. Давыдовой, имеющими иной характер. Таков, например, сатирический номер «Художник-моменталист». Исполнительница быстро рисует на больших листах бумаги карикатуры на халтурщиков, обывателей, горе-докладчиков, сопровождая свои действия хлестким стихотворным текстом.
Ее номера придают разнообразие программе вечера.
Исполняя различные трюки, Тейде не упускает возможности пошутить. Он находчив, быстро отвечает на реплики зрителей, умеет вовлечь их в действие. Заслуживает внимания и манера исполнения Тейде. Он показывает обычные, известные многим иллюзионистам трюки, но умение создать на основе этих трюков то смешную, то занимательную, то сатирическую сценку приводит к тому, что старые фокусы воспринимаются по-новому. Поэтому вечер, состоящий в основном из иллюзионных номеров, воспринимается как эстрадный концерт, в котором есть и сатира, и юмор, и музыка, и номера оригинального жанра. Два часа пролетают незаметно; зрители успевают и отдохнуть, и посмеяться, и поудивляться, да и призадуматься при этом.
С программой «Чудеса без чудес» Тейде выступает не только в больших городах, но и в самых отдаленных районах Приморья: у шахтеров, рыбаков, колхозников. Работает в любых, подчас очень трудных условиях. Везде вечер вызывает большой интерес. Об этом свидетельствуют многочисленные рецензии в местных газетах и отзывы зрителей
Простые люди, труженики Приморья, в своих отзывах от души благодарят старого циркового артиста, подчеркивая, что он делает большое и нужное дело — способствует своим искусством пробуждению критического отношения к «чуду», а следовательно, к религии.
Т. ИВАНОВА, Владивосток
Журнал «Советский цирк» июль 1960 г