В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Круглый турник  

 

Михаил Николаев

Круглый турник... Кто его не видел, тому представить это так же трудно, как,   скажем,   квадратный   мяч.

Турник — самый распространен­ный, самый популярный спортивный сна­ряд, и его знают не только те, кто зани­мается спортивной гимнастикой, но и люди, никогда ею не занимающиеся. Не говоря о гимнастических залах, турник можно уви­деть и в пионерском лагере, и «а колхозной спортплощадке, и на территории завода, и просто во дворе дома. Он может быть раз­личной высоты, ширины и устроен по-раз­ному — от настоящей гимнастической пе­рекладины до врытых в землю двух стол­бов с укрепленной на них водопроводной трубой. Но он всегда одинаков в том отношении, что и стальная перекладина и труба никогда не бывают изогнутыми.

В цирковом искусстве существует жанр гимнастов на турниках — турнисты. Они вы­ступают на гимнастических аппаратах, со­стоящих из нескольких турников, которые находятся на определенной дистанции друг от друга. Такие турники бывают различны­ми по количеству и форме — от простого двойного турника до двухъярусных и воз­душных.

Сход с  турниrа трюком  пируэт-сальто-мортале

В отличие от гимнастов-спортсменов, ко­торые занимаются, как правило, на одном турнике, работа артистов цирка — турнистов заключается в самых различных пере­летах с одного турника на другой. На од­ном турнике они получают необходимую для перелета скорость, как бы разбегают­ся, и, исполнив один из трюков, оказывают­ся на другом турнике.

В 1946 году на Всесоюзном смотре новых цирковых номеров артист Михаил Никола­ев был удостоен премии за создание ори­гинального гимнастического снаряда — круглого турника. Идея подобного турника явилась плодом долгих творческих поисков. Но толчком к ее реализации и воплоще­нию в жизнь послужила... прогулка по Лан­дышевой аллее Центрального парка куль­туры и отдыха им. М. Горького в Москве. Любуясь поэтически свисающими к центру аллеи фонариками-цветами и отдавая должное удачной мысли автора, М. Нико­лаев обратил внимание на то, что верхний конец мачты — вертикально изогнутая тру­ба — примерно такого же сечения, как и турники в цирке. «А что, если такую тру­бу опустить в горизонтальное положение, замкнуть круг и укрепить на стойках? Ведь получится круглый турник, а диаметр круга должен быть таким же, как и дистанция между двумя турниками...».

Ризенвелли – большие обороты

Тщательно обдумывая эту мысль, чутьем артиста угадывая, что она стоит того, что­бы потратить время и усилия, Николаев ре­шил все-таки посоветоваться с товарищами. И пришли сомнения. Основные возражения сводились к тому, что практически работать на таком турнике будет нельзя, так как изогнутая рабочая поверхность заставит исполнителя несколько развернуть кисти рук внутрь и положение гимнаста во время исполнения    трюка   не   будет   устойчивым.

Однако несколько товарищей советовали все-таки попробовать. Ведь новый аппарат открывал очень большие возможности — круглый турник соединял в себе одновре­менно четыре турника, расположенных скрестно! И  решение было принято...

С того времени прошло 15 лет, и сейчас мы видим, как блестяще подтвердились предположения и надежды Михаила Нико­лаева. После того как круглый турник был сделан, опробован и была доказана его полная пригодность к практической работе, М. Николаев в течение двух лет выступал на нем без партнеров. Это было весьма трудно, так как гимнасты на турниках во время выступлений получают очень боль­шую физическую нагрузку. А Михаил Ни­колаев не только создал новый снаряд, но и стремился обогатить свою работу но­выми трюками. Именно в тот период им был введен в работу новый трюк с очень большим коэффициентом трудности — «банолло с передним сальто» (перелет-сальто через турник с поворотам на 180 градусов). Этот трюк еще никто не повторил во вре­мя выступления, хотя были 'Гимнасты, ко­торые исполняли его на репетициях. Сей­час гимнасты на круглом турнике Николае­вы являются лучшими в нашем цирке и выступают группой из шести человек: М. Николаев — руководитель номера, А. Ла­рин, В. Росцов, П. Беляев, А. Уваев, К. Ва­сильев.

Это и есть банолло

Работая в хорошем темпе, весело и с задором, они пользуются большим и заслуженным успехом у зрителей. Нельзя не сказать и о том, что возможности ори­гинального аппарата ими используются очень умело и интересно. Особенно это видно в начале работы и во время испол­нения финала. Николаевы начинают свою работу с того, чем обычно турнисты ее за­канчивают — все    участники    одновременно исполняют «ризенвелли» — большие обо­роты. Но номер от этого нисколько не те­ряет, тек как финал у них еще более инте­ресный, пожалуй, единственный в своем ро­де: трюк, называемый «фусвелли» (перелет с турника на турник согнувшись, с опорой мотами и руками), исполняется всеми уча­стниками одновременно в разных направле­ниях. Это требует особенно точного расче­та, так как артисты исполняют перелеты, почти касаясь один другого, и малейшая ошибка может вызвать столкновение. Такой финал, несомненно, способствует успеху но­мера.

Среди      исполнителей    кроме      самого М. Николаева обращают на себя внимание два артиста — В. Росцов и А. Ларин. Являясь исполнителями очень сложного парного трюка — «банолло в крыло», они делают это технически безупречно и красиво. Оба — выпускники Государственного учили­ща циркового искусства, но окончили его в разное время. О Владимире Расцове хо­чется сказать несколько слов отдельно. Об­ладая очень сильными махами и мощными швунгами, сочетая резкость движений с эластичностью, oн, безусловно, гимнаст с большим будущим. Окончив цирковое учи­лище четыре года назад, Владимир уже зарекомендовал себя как турнист очень высокой квалификации. Он, например, пер­вый повторил трюк, исполнявшийся в до­военные годы только выдающимся турнистом того времени А.  Сметаниным, — «оборотное банолло» перелет yа задний турник в стойку без поворота). В. Росцов является турнистом не только очень высокой испол­нительской техники, но и артистом весьма разносторонним и универсальным в трюках. Артисты Николаевы многократно бьвали в зарубежных гастрольных поездках и везде пользовались большим и неизменным успе­хом. Они участники первого Международно­го фестиваля циркового Искусства в Варша­ве в 1956 году, где получили дипломы и золотые медали лауреатов. В том же году в Берлине после выступлений во Фридрих штадт-Паласте артисты Николаевы были на­граждены серебряными медалями, а Ми­хаил Николаев — золотой. Номер Николаевых является сейчас луч­шим групповым гимнастическим номером. В этой статье следует оказать о стиле ра­боты цирковых турнистов вообще. Прежде всего о том, как исполняются отдельные трюки и комбинации на турниках. Часто можно видеть, как красивая и исполняемая технически хорошо комбинация много те­ряет оттого, что ноги согнуты, носки не вытянуты. Турнисты считают это «мелочами», на которые не стоит обращать внимание. Но именно из таких «мелочей» в сочетании с хорошей техникой и темпом складывается зрительное  впечатление.

Сход с турника трюком пируэт-сальто-мортале

В нашей стране популярна спортивная гимнастика. Высокий международный класс показали наши гимнасты-мастера на Олимпийских икрах в Мельбурне, на пер­венстве мира по гимнастике в Москве и в ряде других международных соревнований. И вот нам неоднократно приходилось слышать замечания зрителей в цирке, кото­рые, наблюдая выступление турнистов, срав­нивали их с выступлениями гимнастов-спортсменов, причем эти сравнения всегда были в пользу последних. Но, соглашаясь полностью с тем, что спортивные гимнасты исполняют упражнения на перекладине бо­лее чисто, чем турнисты в цирке, необхо­димо сказать и о следующем: нельзя тре­бовать от цирковых турнистов такой идеаль­ной чистоты исполнения, какую мы видим на соревнованиях по спортивной гимнасти­ке. Исполнение упражнений гимнастам спортсменами на перекладине, имеет много общего с работой цирковых турнистов, имеет и очень существенные различия. Вы­ше упоминалось о том, что главное разли­чие заключается в следующем: принцип большинства упражнений в спорте — вра­щения вокруг одной оси, основа работы цирковых гимнастов — трюковой перелет с турника на турник. Для того чтобы проле­теть дистанцию между двумя турниками, одного маха, даже очень сильного, недо­статочно, и для их увеличения применяют броски ногами — швунги. А сильный и пра­вильный швунг нельзя сделать, если перед броском не согнуть ноги. Поэтому при исполнении большинства трюков сгибание йог вызывается необходимостью. Но рабо­тать значительно чище, чем работают сей­час многие турнисты — можно и должно. Если согнуть ноги часто бывает необходи­мо, то ничто не мешает быстро их выпря­мить, держать носки все время вытянутыми, не гнуть и не разбрасывать ноги в стороны в момент перелета. Это те самые «мело­чи», которые многое портят, когда они есть, и делают трюк не только красивьш, но и изящным, когда их нет. Можно привести та­кой пример: артисты старшего поколения хорошо помнят Александра Сметанина — турниста высшей квалификации. Но ведь он работал и очень чисто. Значит, работать так можно. Если турниcты будут исполнять свои трюки по возможности более чисто, то от этого выиграют и отдельные исполни­тели и номера гимнастов на турниках в целом.

 

Л. ШЛЯПИН

 

Журнал "Советский цирк" Май.1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Удлинитель на катушке 40м. УС-4-40 ПВС 2х2,5 http://www.krona-m.ru