Высокая ответственность. В. Успенский, артист - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Высокая ответственность. В. Успенский, артист 

 

 

Недавно я был в Париже. В программе цирка паузы заполняли два неплохих коверных. В антракте один из них, лилипут, должен был разносить фирменное пиво цирка. Способного артиста вынужда­ли еще сыпать прибаутками, чтобы продать побольше пива. Как уни­зительно!

Мы не знаем подобного. Нам, артистам, доверяют самим созда­вать номер и помогают репертуаром, дают костюмы и реквизит, при­глашают режиссеров. Делается все, чтобы поднять достоинство со­ветского клоуна, начисто отмести пренебрежительное отношение к этой профессии. Наше совещание — лишнее доказательство  этому.

Все это налагает на нас, клоунов, высокую ответственность. До­статочно ли высока наша культура и достаточно ли мы работаем над повышением своего мастерства, чтобы оправдать доверие государ­ства и народа? К сожалению, не всегда. Увы, не каждый из нас может сказать, как Лазаренко: «А знаете ли вы, что я не сплю но­чами, обдумывая каждый трюк?» А ведь недостаток культуры ска­зывается и в поведении на манеже.

Культура нужна прежде всего для того, чтобы грамотно доно­сить слово. А у нас разговаривают теперь на манеже не только клоу­ны и коверные. Разговаривают иллюзионисты, акробаты, дрессиров­щики, которые никогда этому не учились. И разве мало у нас акроба­тов, на старости лет ставших клоунами? У них культура слова очень низка.

Случается, что в целой программе не находится ни одного чело­века, профессионально владеющего словом, могущего как следует прочесть с манежа хотя бы короткий монолог. И вот в прологе иной раз акробат или дрессировщик безграмотно читает ответственный текст, выражающий  идейный  смысл  программы.

Работа клоуна требует огромного актерского мастерства. А в этой области много нерешенных творческих вопросов. Взять хотя бы про­блему образа   белого   клоуна. Он не может быть таким, как   белый клоун   старого   времени.   Его   социальные   задачи   глубже,   гуманнее, злободневнее. Его партнер давно изменился, а настоящего    белого клоуна у нас до сих пор нет. Есть резонеры да шпрехшталмейстеры разного уровня.

Что бы ни говорили скептики, у нашей клоунады большое буду­щее. В своей новой работе с Крейном мы упорно ищем свежие, сов­ременные формы буффонадной клоунады. Эта задача благородная, но очень трудная.

Хотелось бы, чтобы все наши клоуны — и белые, и рыжие, и коверные — творчески соревнуясь, искали новые пути, новые обра­зы, новые характеры, отметая все устаревшее и пошлое, создавая новое, радостное, утверждающее.

 

В. Успенский, артист

Журнал "Советский цирк" февраль.1960

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования