О проблемах велофигуристов
С большим вниманием я прочел в седьмом номере нашего журнала статью лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады В. Васильева о велофигуристах — статью, безусловно, заслуживающую внимания еще и потому, что она написана мастером этого жанра.
Прав Васильев, говоря об отсутствии самых необходимых условий для развития жанра велофигуристов в цирке: нет у нас легкосъемных полов, не хватает самого главного — хороших веломашин. Все это пришлось испытать на себе нам, студентам ГУЦИ, когда мы вынуждены были приобретать веломашины за свой счет и из-за отсутствия пола в училище фактически не репетировали почти шесть месяцев.
Но вот мы стали артистами, молодыми артистами. Молодости свойственны поиски нового, стремление к совершенствованию. Однако нас как обухом по голове бьют некоторые работники Союзгосцирка, говоря: «Да не нужны нам велофигуристы, от них, как черт от ладана, отмахиваются все директора».
Пусть они по-своему правы: действительно, многие существующие у нас велономера далеко не блестящи и дорого стоят, но ведь нельзя же так сбивать кураж у людей, которые только что вступают в артистическую жизнь и полны самых высоких стремлений и, что греха таить, самых радужных надежд. Если так ставить вопрос, то можно сегодня похоронить велофигурный жанр из-за громоздкости полов, завтра — конный из-за «несоответствия» его космической эпохе, а потом... Впрочем, надеемся, никого хоронить не будут.
Не хочу повторять того, что было сказано Васильевым о маститых зарубежных велофигуриствх: Кими Йокои, Пауле Дооне, Брунее и других. Работники Союзгосцирка, видевшие этих артистов, вероятно, разделяли восторг зрителей, покоренных высоким мастерством исполнителей. Некоторых из них видел и я, и это натолкнуло меня на мысль, что в нашем жанре столько неизведанных возможностей, сколько, пожалуй, трудно найти в любом другом.
Но возвратимся к полу. По словам Васильева, громоздкие тяжелые полы, существующие сейчас в цирках, уже сами по себе тормозят развитие жанра. «Полы тормозят»— смешно, не правда ли? Но, в самом деле, не могут же двое дежурных униформистов каждый день стелить такую махину для репетиций, а ведь всем известно, что только систематические, ежедневные репетиции приносят плоды. Я думаю, что Васильев выразил мнение большинства велофигуристов, указав на необходимость создания новой конструкции пола из легких материалов, которая позволила бы избавить представления от пауз, а униформу от тяжелой работы во время установок и уборки пола. Думаю, что не ошибусь, если от имени всех велофигуристов задам вопрос: «Будет ли это сделано, и если да, то когда?» Пусть через журнал товарищи из Союзгосцирка ответят нам всем, что они думают о перспективах жанра, который, мы уверены, должен иметь будущее.
Геннадий Карпи, выпускник ГУЦИ
Журнал «Советский цирк» октябрь.1960 г