В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Зимняя сказка. Из блокнота журналиста

 

В творческой жизни советского цир­ка начало 1960 года было ознаменовано рядом крупных постано­вок. Речь идет о представлениях, осуществленных в новогодние дни, во вре­мя школьных каникул, на стадионе «Ди­намо», во Дворце спорта в Лужниках, в Московском цирке, а также — показанных в рабочих клубах столицы.

Приуроченные к ежегодному праздни­ку «Новогодней елки», эти спектакли сверкнули на творческом небосклоне со­ветского цирка подобно праздничному са­люту, оставив в сознании многих лишь воспоминание о привычной кратковремен­ной кампании. А между тем в нынешнем году эта работа вышла далеко за свои обычные рамки и представляет принци­пиальный творческий интерес.

Начать хотя бы с того, что новогодние представления являются единственной формой сюжетного спектакля, бытующей в настоящие дни в наших цирках. Нужда в сюжетных представлениях, или, как их называют в отличие от театрального спек­такля, пантомимах, ощущается всеми очень остро. Эта необходимость объяс­няется двумя факторами. Первый из них - недостаточное количество новых аттракционов и оригинальных номеров для формирования ярких и разнообраз­ных программ во всех цирках страны. Вто­рой и главный — стремление полнее удов­летворить запросы народа и поддержать бурно растущую популярность советского цирка возрождением такого монументаль­ного жанра, как цирковая пантомима.

В этом отношении начало наступивше­го 1960 года является весьма обнадежи­вающим: все новогодние постановки Со­юзгосцирка решались как сюжетные спектакли.

Другое  важное  обстоятельство  то,  что эти постановки были осуществлены раз­нообразными средствами, на различных по     своему   характеру   производственных площадках. Впервые в мире большое цир­ковое представление для 25-тысячной аудитории давалось зимой под открытым небом в условиях минусовой температу­ры. Этот дерзновенный эксперимент, осу­ществленный на стадионе «Динамо», увен­чался полным успехом.

Все это говорит о возросшей зрелости и больших возможностях советского цир­ка, способного сегодня осуществлять са­мые смелые замыслы, решать самые слож­ные творческие  проблемы.

Каждая из постановок имела свои плю­сы и недостатки. Сегодня, на подступах к будущему, опыт этот представляется поучительным. Его конкретное рассмотре­ние хотелось бы начать с представлений, данных коллективами Московской группы «Цирк на сцене».

 

1. На клубных сценах

 

Располагая квалифицированными кад­рами артистов, Московская группа «Цирк на сцене» (директор С. А. Эльдаров) с ус­пехом дает представления во многих горо­дах страны. В прошлом году группа по­казала московским зрителям новогоднее представление, которое в этом году ее ар­тисты играют в г. Горьком. Спектакли, сыгранные коллективами группы в теку­щем сезоне в Москве, будут в свою оче­редь в будущем году повторены на пе­риферии. Так возник своеобразный «кон­вейер», позволяющий вести планомерную творческую работу. Путь этот, несомненно, плодотворный.

В новом году группа показала в сто­личных дворцах культуры два идентич­ных спектакля, поставленных режиссером Н. И. Безносиком по сценарию Н. Коваля, «Волшебное озеро»*. (Один спектакль осу­ществлен коллективом под руководством Г. Титова, другой — коллективом, где ру­ководителем Н. Славина.)

_______________________________

* По этому же сценарию в 1960 году по­ставлено новогоднее представление для де­тей  в Омском цирке (режиссер А.  Вольный).

 

Сильной стороной этих представлений была их «цирковая» часть, исполненная квалифицированными артистами. Весьма удачной получилась феерически оформ­ленная картина, действие которой проте­кает в «подводном царстве». Слабой сто­роной обоих спектаклей оказались сцены, в которых артисты цирка выступали как драматические актеры.

Хорошая актерская игра позволяет вы­явить даже скрытые достоинства сцена­рия, плохая — обнажает его недостатки. Поэтому можно с уверенностью сказать, что если автору сценария удалось построить, в общем, приемлемую композицию спектакля, то ее литературное воплощение оставляет желать лучшего. Весьма посред­ственно, в частности, написан диалог. Ду­мается, что репертуарному отделу Союз­госцирка, учитывая вероятность возобнов­ления постановки в будущем году, следует совместно с автором продолжить работу над сценарием.

Вероятно, будут извлечены и органи­зационные выводы. Репетиций было недо­статочно, проводились они уже в дни, не­посредственно предшествующие премьере, когда даже показавших себя непригодны­ми наполнителей менять было поздно.

А между тем в обоих коллективах вы­явились и отдельные способные драмати­ческие исполнители. Это внушает надеж­ду, что дальнейшая работа режиссера и артистов над спектаклем поднимет его на более высокий художественный уровень.

 

2. «Зимняя сказка»

 

Если бы два-три года назад кто-нибудь предложил дать зимой на стадионе пред­ставление для детей, этого человека сочли бы по меньшей мере чудаком. Тем более недоверчиво была бы встречена мысль о создании в этих условиях сюжетного спек­такля. Ведь сюжет требует слова, а слово на   стадионе  даже летом   «не  греет».

И вдруг в течение десяти дней, с 1 по 10 января, на стадионе «Динамо» с огромным успехом идет новогодняя пантомима «Зимняя сказка»!

Финал спектакля «Золотой орех»

Тридцать три богатыря «Зимняя сказка»

 

Танец снежинок. Выступают юные фигуристки

 

Трибуны стадиона ни­когда не пустуют, и московская детвора увлеченно аплодирует красочному, весело­му, насыщенному словом, музыкой, пес­нями, динамичному зрелищу. На десяти представлениях под открытым небом побы­вало четверть миллиона детей и взрослых! Эта цифра говорит сама за себя.

Постановка «Зимней сказки» осуществ­лена Московским городским советом «Ди­намо», ВГКО и Союзгосцирком.

Когда энтузиасты этой работы автор сценария П. С. Бернацкий и режиссер И. Я. Рахлин (разумеется, познакомив­шись с прогнозом погоды на январь) задумали свой спектакль, они решили, что он непременно должен быть сюжетным. Это удалось осуществить.

Вся композиция пантомимы выдержа­на в стиле русского народного гуляния и отличается удачно найденным единством художественно-образных средств. Наряду с традиционными образами Деда Мороза и Снегурочки в сюжет органично вошли герои любимых детьми русских народных сказок — тридцать три богатыря, гово­рящие звери, Баба Яга, действующие ря­дом с героями циркового представления. В данном случае сказочные персонажи по­могли создать увлекательный и, что еще важнее, вполне современный спектакль.

Постановщикам удалось тактично мо­дернизировать, сблизить с современностью сказочные элементы спектакля. На «лес­ную     полянку»     проведен  телефон.   Баба Яга катается на коньках (спортсмен-фигу­рист), удирает от своих преследователей на мотоцикле (артист Г. Иванов), летит на Коньке-Горбунке (декорированный ав­томобиль). Все действие развивалось на фоне красочной панорамы современной Москвы, расположенной у Восточных три­бун, завершаясь имитацией запуска ново­годней ракеты на Луну и фейерверком.

Особо следует отметить литературные достоинства сценария: образную речь, хо­рошие стихи, отличные песни.

Вся звуковая часть спектакля была за­ранее   записана   на   магнитную   пленку   и транслировалась по ходу действия по ра­дио стадиона. Это решение, собственно, и определило успех постановки. Как оказа­лось, слово на стадионе заучит во много раз лучше, чем в цирке! Так же органич­на в условиях стадиона песня, марш, раз­нообразное музыкальное сопровождение. В представлении участвовали конная команда спортивного клуба «Урожай» (тридцать три богатыря; русские тройки), школа фигурного катания стадиона «Ди­намо» (танцующие «снежинки»), спортс­мены на мотоциклах (праздничная свита Деда Мороза; мотогонки на льду за Бабой Ягой), артисты цирка — клоун П. Кукуш­кин, дрессировщик белых медведей С. Синицкий, «русский силач» П. Рублев, наезд­ники-джигиты     Коченовы,   дрессировщик бурых медведей Корнилов, мотогонщи­ки Г. Левитин и Г. Иванов, повторившие на льду свой замечательный трюк «та­ран на мотоциклах», и другие.

Выступление артиста П. Рублева на стадионе «Динамо»

 

 Удачно была решена гигантская, десятиметровая фигура Деда Мороза из папье-маше, кото­рый мог садиться, вставать, кивал голо­вой и жестикулировал руками, а в финале даже   «приплясывал».

Можно было бы сказать и о недостат­ках спектакля. Постановщикам так и не удалось до конца победить огромную пло­щадь своеобразной арены, и временами поле казалось пустоватым. Не худо было бы, если б представление вместо полутора часов длилось не более часа с четвертью. Но это, так сказать, не грехи, а грешки. Дело в данном случае не в недостатках, имевших частный характер, а в принципиальной удаче этого новаторского опыта.

Успех новогодней феерии на стадио­не — плодотворный вклад в поиски совре менных форм массовых представлений. Он с большой убедительностью показал, ка кой интересной составной частью массо­вых праздников может быть масштабный сюжетный спортивно-цирковой спектакль под открытым небом.

Думается, что с этой точки зрения опыт новогодней постановки на «Динамо» заслуживает внимательного изучения.

 

3. Пантомима в столичном цирке

 

В январе 1958 года Московский цирк осуществил постановку новой детской пан­томимы (режиссер-постановщик М. Местечкин, авторы сценария — М. Местечкин, Ю. Никулин, Б. Сибиряков). Премьерами постановки были народные артисты Карандаш, Владимир Дуров а Э. Кио, а также клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, исполнявшие центральные роли Бармалея и Карабаса-Барабаса. Спектакль порадовал зрителей занимательным сюже­том, хорошей режиссурой, актерскими удачами. Главной из этих удач был об­раз Бармалея, созданный Юрием Никули­ным. Именно в этой пантомиме комедий­ное дарование одного из лучших комиков советского цирка впервые нашло приме­нение в большой роли. На высоте были и остальные   исполнители.

Спустя год пантомима была показана в Ленинградском цирке, а в 1960 году вновь возобновлена в Москве. Из основных ис­полнителей в спектакле сохранилось лишь трио — Михаил Шуйдин, Татьяна и Юрий Никулины. Карандаша заменил Олег По­пов, зооаттракционом программы был но­мер заслуженного артиста РСФСР Ю. В. Дурова.

 

Бегство   Бабы   Яги. Спектакль «Зимняя сказка»

 

Мы отнюдь не ратуем за унылую на­зидательность, скучное морализаторство, примитивно трактуемую «идейность». Но мы за такой веселый, искрящийся остро­умием и выдумкой цирковой спектакль для детей, о котором, цитируя изящную формулу великого поэта, можно было бы сказать: «Сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

Мы за современную пантомиму, за спектакль, вдохновленный жизнью и от­ражающий ее специфическими средства­ми цирка! Ибо, как бы это декларативно ни звучало, искусство или отражает жизнь — и тогда оно содержательно, или не отражает ее — и тогда оно формали­стично. От этой азбуки не заслониться ни­какими аншлагами.

Конечно, создать такую пантомиму не­легко. Но лучшему цирку страны и его замечательным мастерам это, думается, под силу.

 

4. «Золотой орех»

 

— Замысел создать актуальный совре­менный спектакль возник у нас еще в прошлом году, в дни исторического визита Никиты Сергеевича Хрущева в США, — рассказывает режиссер А. Конников. — Тогда же была определена и его централь­ная тема: дружба народов.

В течение двух с половиной недель пантомима игралась трижды в день с не­изменными аншлагами (демонстрация феерии на воде была на это время при­остановлена), И тем не менее нынешнее новогоднее представление едва ли может быть записано в творческий актив Мо­сковского цирка без существенных ого­ворок.

В текущем сезоне это второй случай возобновления предыдущих постановок на арене столичного стационара — обстоя­тельство, ни у кого не вызывающее энту­зиазма. Вероятно, было бы правильнее, если бы спектакль, однажды уже показан­ный в Москве и Ленинграде, в этом году с помощью постановочной части Москов­ского цирка и с соответствующей доработ­кой был повторен в других городах страны.

Возобновление пантомимы с новыми исполнителями и в новых условиях (барь­ер манежа, приспособленный к представ­лениям на воде, в этом году был вдвое вы­ше обычного) требовало новой режиссерской редакции спектакля. Но режиссер­ские поправки были, к сожалению, незна­чительными, что не могло не снизить художественного   уровня   постановки.

Кроме того, было бы не худо, возобно­вляя пантомиму, доработать и сценарий, усилив его содержательность, связь с современностью. Следя за приключения­ми знакомых литературных героев, юные зрители не замечают, что в цирке они утратили ту идейную наполненность, кото­рая им присуща в книгах. Цирковой пан­томиме явно не хватало переклички с жи­вой действительностью. Это становится особенно очевидно, когда сравниваешь ее с другими постановками этого года.

Спектакль было решено делать как но­вогоднее представление для детей во Двор­це спорта, и вскоре Центральный стадион имени В. И. Ленина и Союзгосцирк при­ступили к реализации замысла. Интересно заметить, что эта работа велась парал­лельно с подготовкой к большому теат­рализованному новогоднему балу, шедше­му в январе ежевечерне в течение 17 дней.

Сценарий спектакля «Золотой орех» написан известным детским писателем, автором песен «Клуба знаменитых капита­нов», Сергеем Богомазовым. Работа велась в тесном контакте с нашей режиссерской группой — творческим штабом, осущест­влявшим постановку. Благодаря этому по­сле начала репетиций в сценарий не было внесено почти никаких поправок и изме­нений. И во-вторых, это позволило нам ограничиться минимальным количеством репетиций с исполнителями: режиссерская композиция спектакля к этому времени была уже готова...

Приступая к реализации замысла, постановщики во главе с А. П. Конниковым поставили своей целью создать спектакль, в котором были бы максимально исполь­зованы достижения современной техники и те преимущества, которыми располагает Дворец спорта в Лужниках.

В их распоряжении был великолепно оборудованный крытый амфитеатр на 13 тысяч зрителей с ареной, хорошо про­сматривающейся со всех четырех сторон; уникальная стационарная установка для искусственного льда; мощная система электрооборудования, позволяющая со­здавать любые световые эффекты. Радио­оборудование, которым оснащен Дворец спорта, разрешало использовать различ­ные системы радиозвучании — общую и стереофоническую (в частности, под его крышей находятся три не видимых зри­телям радиокомбайна, каждый весом около трех тонн).

Все это вместе взятое определило вы­сокую постановочную культуру представ ления, позволило создать синтетический спектакль, в котором в едином развитии соединены различные жанры искусства: драматическое действие, балет на льду, цирк, музыкальные номера, пение и т. д.

Как и на стадионе «Динамо», предва­рительно произведенная радиозапись чрез­вычайно   расширила   художественно-выразительные средства спектакля.

 

Баба  Яга  удирает  на  мотоцикле

 

Текст в ис­полнении актеров лучших столичных те­атров: имени Ермоловой, Центрального Детского и ЦТСА — обогатил представле­ние многоцветной палитрой профессио­нального драматического диалога. Вокаль­ные номера были записаны в исполнении солистов Большого театра Союза ССР, Московского хора под руководством народ­ного артиста РСФСР В. Г. Соколова и хо­ра мальчиков из Государственного акаде­мического русского хора под руководст­вом народного артиста СССР А. В. Свешникова.

В отдельные моменты спектакля дей­ствие сопровождалось трансляцией акком­панемента и радимаписи одновременно с нескольких магнитофонов. Эта необходи­мость вызывалась тем, что артисты балета и драматические исполнители живут в разных ритмах. Сцена появления Луны (заслуженная артистка РСФСР Р. Немчинская) проходила под аккомпанемент оркестра электроинструментов (запись). Луна «исполняла» песню, которую напела в Доме звукозаписи народная артистка РСФСР и Армянской ССР 3. Долуханова. и «произносила» текст приветствия, кото­рый транслировался в исполнении артист­ки ЦТСА Кореневой.

Всего в подготовке новогоднего пред­ставления во Дворце спорта приняло уча­стие около 100 творческих коллективов, организаций   и   различных   предприятий.

Все оформление и реквизит, включая огромную, метровую елку, были изготовлены целиком из современных син­тетических материалов (пластмасса, стек­ло, целлофан) и алюминия. На них не по­шло ни кусочка дерева.

Сюжет спектакля «Золотой орех» по­строен на очень прозрачной аллегории, но простота и художественная ясность сюже­та в данном случае далеки от какого бы то ни было примитива.

... Новый год. Дед Мороз дарит Алеше, герою представления, серебряный конек. Обладатель пары таких коньков может осуществить любое заветное желание. С помощью Мудрого Звездочета Алеша на­чинает поиски второго волшебного конька. Они видят, как его дарит Тому Сойеру американский Дед Мороз — Санта Клаус. 

Алёша предлагает Тому свою дружбу, которую тот охотно принимает. Несмотря на свирепствующую бурю, мальчики со­единяются.

Осуществляется их взаимное жела­ние — пригласить на праздник Луну.

Появляется Снегурочка. Она дарит Алеше Золотой орех. Из него в назначенный час вырастет праздничная Елка — символ международного праздника и на­дежды.

Дружба русского и американского мальчиков не нравится посланцу враждеб­ного Марса. Марсианин похищает Золотой орех, чтобы его уничтожить. Но люди разных народов преграждают ему путь, и он погибает.

Апофеозом праздника, идущим под ме­лодию музыкального лейтмотива спектакля — «Песни о мире и дружбе» Вано Мурадели, является появление Елки и па­рад всех участников на льду и гаревой дорожке во главе с Дедом Морозом и Сай­та Клаусом, несущими на руках симпа­тичного мальчугана. Это «новорожден­ный» Новый Год!

Этот весьма несложный сюжет развер­нут А. П. Конниковым в динамично раз­вивающемся действии, в котором участву­ют 200 артистов, исполнителей и дубле­ров и около 100 работников постановочной части и технических служб. Стремитель­но чередуясь, эпизоды сменяют друг дру­га, причем местом действия является то ледяная арена, то различные (до восьми!) точки подкупольного пространства, то центральный «барабан», круговая дорож­ка и даже амфитеатр.

Успеху содействовало не только удач­ное пространственное решение представ­ления, но и его гармоничная внутренняя композиция. В спектакле, длящемся пол­тора часа, цирк, балет на льду и драмати­ческое действие занимают каждый при­мерно равное место.

Особенной удачей режиссера и испол­нителей нужно считать то, что цирковые и балетные номера удивительно органично влились в сюжетную ткань спектакля, об­разовав с ней единое художественное целое.

Герои представления приглашают во Дворец спорта Луну. Луна — это воздуш­ная гимнастка Р. Немчинская. Она дарит ребятам кусочек «лунной поверхности». Это батуд, на котором выступают артисты цирка Дрыгины.

Появляется Снегурочка — это солистка балетного ансамбля Ирина Голощапова, создающая пленительный образ Снегу­рочки, танцующей на льду.

А вот погоня за Марсианином. Он убе­гает в один проход, мгновенно появляется из другого — уже на коньках, а затем вдруг ускользает под купол. В него стреля­ют — Марсианин, сорвавшись, летит из-под купола вниз головой... Но не падает: резиновые амортизаторы вновь возвраща­ют его на недосягаемую снизу высоту. Третий дублер в роли Марсианина — ар­тист цирка Анатолий Вязов.

Таких примеров можно привести мно­жество. Очень органично вошли в спек­такль и воздушная гимнастка Якутская, и цирковые клоуны Антонов, Бартенев, Пименов, Савельев, Рыжков, и пятикрат­ный чемпион СССР по фигурному ката­нию Захаров, выразительно исполнивший небольшую партию Вихря, и другие цирко­вые и балетные номера.

В упрек режиссеру ставилось то, что почти все номера демонстрировались в спектакле в новой редакции. Но ведь это совершенно правомерная акция постанов­щика, справедливо трактовавшего каждый номер как часть спектакля, подчиненную целому! В данном случае номера, сохра­няя свое художественное значение, слу­жили для воплощения большого идейно-тематического замысла.

Нельзя не признать, что из всех ново­годних представлений «Золотой орех» яв­ляется наиболее современным по теме, наиболее цельным по форме, наиболее со­вершенным по воплощению.

Итак, наступивший год ознаменовался интересными начинаниями. Опыт их, ве­роятно, еще будет не раз обсуждаться. Но уже сегодня в повестку дня можно по­ставить ряд вопросов.

Спектакль на «Динамо» еще раз дока­зал, что штурм стадионов, начатый артис­тами цирка, не является случайностью. Думается, что настала пора перейти от спорадических, кустарно организованных выступлений к планомерной работе, в этой области. Нужен хороший, на первый слу­чай, вероятно, типовой сценарий большого циркового представления на стадионе. Нужна соответствующая аппаратура для номеров, которой пока нет.

По-видимому, выступления на боль­ших площадках целесообразнее всего давать на основе предварительно записан­ного звукового сопровождения. Эта систе­ма, впервые в нашей стране опробованная во Дворце спорта еще три года назад, ока­залась весьма эффективной. Значит, в рас­поряжении таких групп и коллективов должна быть своя радиотрансляционная аппаратура, обеспечивающая высокое ка­чество звуковоспроизведения, стереофони­ческие эффекты и т. д.

 

Оленья упряжка. Спектакль «Зимняя сказка»

 

Опыт Лужников и «Динамо» убеждает, что нужно смелее использовать в цирко­вых спектаклях слово, пение, танец, раз­личные виды музыкального аккомпане­мента. У нас они могут быть могучим средством выражения "гуманистических идей, актуального содержания. В том чис­ле и в цирковом спектакле!

И последний вопрос. Начата генераль­ная реконструкция стадиона «Динамо». Он будет перекрыт крышей и станет идеаль­ной площадкой не только для спортивных соревнований, но и для проведения фес­тивалей, больших празднеств, монумен­тальных цирковых представлений. Уже сейчас нужно создать творческую группу, которая могла бы обсудить этот вопрос и своевременно, до окончания реконструк­ции, внести предложения по созданию ма­териально-технической базы для подобных мероприятий.

Кто знает, может быть, через 3—4 года под сводами «Динамо» для 75-тысячной аудитории будет показана первая совет­ская навмахия — большое спортивно-цирковое представление на водной глади искусственного озера?

Время у нас идет быстро, и каждый день приносит новые свершения. Может случиться и такое...

В. БАИШЕВ

Журнал "Советский цирк" Март.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100