Зимняя сказка. Из блокнота журналиста
В творческой жизни советского цирка начало 1960 года было ознаменовано рядом крупных постановок. Речь идет о представлениях, осуществленных в новогодние дни, во время школьных каникул, на стадионе «Динамо», во Дворце спорта в Лужниках, в Московском цирке, а также — показанных в рабочих клубах столицы.
Приуроченные к ежегодному празднику «Новогодней елки», эти спектакли сверкнули на творческом небосклоне советского цирка подобно праздничному салюту, оставив в сознании многих лишь воспоминание о привычной кратковременной кампании. А между тем в нынешнем году эта работа вышла далеко за свои обычные рамки и представляет принципиальный творческий интерес.
Начать хотя бы с того, что новогодние представления являются единственной формой сюжетного спектакля, бытующей в настоящие дни в наших цирках. Нужда в сюжетных представлениях, или, как их называют в отличие от театрального спектакля, пантомимах, ощущается всеми очень остро. Эта необходимость объясняется двумя факторами. Первый из них - недостаточное количество новых аттракционов и оригинальных номеров для формирования ярких и разнообразных программ во всех цирках страны. Второй и главный — стремление полнее удовлетворить запросы народа и поддержать бурно растущую популярность советского цирка возрождением такого монументального жанра, как цирковая пантомима.
В этом отношении начало наступившего 1960 года является весьма обнадеживающим: все новогодние постановки Союзгосцирка решались как сюжетные спектакли.
Другое важное обстоятельство то, что эти постановки были осуществлены разнообразными средствами, на различных по своему характеру производственных площадках. Впервые в мире большое цирковое представление для 25-тысячной аудитории давалось зимой под открытым небом в условиях минусовой температуры. Этот дерзновенный эксперимент, осуществленный на стадионе «Динамо», увенчался полным успехом.
Все это говорит о возросшей зрелости и больших возможностях советского цирка, способного сегодня осуществлять самые смелые замыслы, решать самые сложные творческие проблемы.
Каждая из постановок имела свои плюсы и недостатки. Сегодня, на подступах к будущему, опыт этот представляется поучительным. Его конкретное рассмотрение хотелось бы начать с представлений, данных коллективами Московской группы «Цирк на сцене».
1. На клубных сценах
Располагая квалифицированными кадрами артистов, Московская группа «Цирк на сцене» (директор С. А. Эльдаров) с успехом дает представления во многих городах страны. В прошлом году группа показала московским зрителям новогоднее представление, которое в этом году ее артисты играют в г. Горьком. Спектакли, сыгранные коллективами группы в текущем сезоне в Москве, будут в свою очередь в будущем году повторены на периферии. Так возник своеобразный «конвейер», позволяющий вести планомерную творческую работу. Путь этот, несомненно, плодотворный.
В новом году группа показала в столичных дворцах культуры два идентичных спектакля, поставленных режиссером Н. И. Безносиком по сценарию Н. Коваля, «Волшебное озеро»*. (Один спектакль осуществлен коллективом под руководством Г. Титова, другой — коллективом, где руководителем Н. Славина.)
_______________________________
* По этому же сценарию в 1960 году поставлено новогоднее представление для детей в Омском цирке (режиссер А. Вольный).
Сильной стороной этих представлений была их «цирковая» часть, исполненная квалифицированными артистами. Весьма удачной получилась феерически оформленная картина, действие которой протекает в «подводном царстве». Слабой стороной обоих спектаклей оказались сцены, в которых артисты цирка выступали как драматические актеры.
Хорошая актерская игра позволяет выявить даже скрытые достоинства сценария, плохая — обнажает его недостатки. Поэтому можно с уверенностью сказать, что если автору сценария удалось построить, в общем, приемлемую композицию спектакля, то ее литературное воплощение оставляет желать лучшего. Весьма посредственно, в частности, написан диалог. Думается, что репертуарному отделу Союзгосцирка, учитывая вероятность возобновления постановки в будущем году, следует совместно с автором продолжить работу над сценарием.
Вероятно, будут извлечены и организационные выводы. Репетиций было недостаточно, проводились они уже в дни, непосредственно предшествующие премьере, когда даже показавших себя непригодными наполнителей менять было поздно.
А между тем в обоих коллективах выявились и отдельные способные драматические исполнители. Это внушает надежду, что дальнейшая работа режиссера и артистов над спектаклем поднимет его на более высокий художественный уровень.
2. «Зимняя сказка»
Если бы два-три года назад кто-нибудь предложил дать зимой на стадионе представление для детей, этого человека сочли бы по меньшей мере чудаком. Тем более недоверчиво была бы встречена мысль о создании в этих условиях сюжетного спектакля. Ведь сюжет требует слова, а слово на стадионе даже летом «не греет».
И вдруг в течение десяти дней, с 1 по 10 января, на стадионе «Динамо» с огромным успехом идет новогодняя пантомима «Зимняя сказка»!

Финал спектакля «Золотой орех»

Тридцать три богатыря «Зимняя сказка»
Танец снежинок. Выступают юные фигуристки
Трибуны стадиона никогда не пустуют, и московская детвора увлеченно аплодирует красочному, веселому, насыщенному словом, музыкой, песнями, динамичному зрелищу. На десяти представлениях под открытым небом побывало четверть миллиона детей и взрослых! Эта цифра говорит сама за себя.
Постановка «Зимней сказки» осуществлена Московским городским советом «Динамо», ВГКО и Союзгосцирком.
Когда энтузиасты этой работы автор сценария П. С. Бернацкий и режиссер И. Я. Рахлин (разумеется, познакомившись с прогнозом погоды на январь) задумали свой спектакль, они решили, что он непременно должен быть сюжетным. Это удалось осуществить.
Вся композиция пантомимы выдержана в стиле русского народного гуляния и отличается удачно найденным единством художественно-образных средств. Наряду с традиционными образами Деда Мороза и Снегурочки в сюжет органично вошли герои любимых детьми русских народных сказок — тридцать три богатыря, говорящие звери, Баба Яга, действующие рядом с героями циркового представления. В данном случае сказочные персонажи помогли создать увлекательный и, что еще важнее, вполне современный спектакль.
Постановщикам удалось тактично модернизировать, сблизить с современностью сказочные элементы спектакля. На «лесную полянку» проведен телефон. Баба Яга катается на коньках (спортсмен-фигурист), удирает от своих преследователей на мотоцикле (артист Г. Иванов), летит на Коньке-Горбунке (декорированный автомобиль). Все действие развивалось на фоне красочной панорамы современной Москвы, расположенной у Восточных трибун, завершаясь имитацией запуска новогодней ракеты на Луну и фейерверком.
Особо следует отметить литературные достоинства сценария: образную речь, хорошие стихи, отличные песни.
Вся звуковая часть спектакля была заранее записана на магнитную пленку и транслировалась по ходу действия по радио стадиона. Это решение, собственно, и определило успех постановки. Как оказалось, слово на стадионе заучит во много раз лучше, чем в цирке! Так же органична в условиях стадиона песня, марш, разнообразное музыкальное сопровождение. В представлении участвовали конная команда спортивного клуба «Урожай» (тридцать три богатыря; русские тройки), школа фигурного катания стадиона «Динамо» (танцующие «снежинки»), спортсмены на мотоциклах (праздничная свита Деда Мороза; мотогонки на льду за Бабой Ягой), артисты цирка — клоун П. Кукушкин, дрессировщик белых медведей С. Синицкий, «русский силач» П. Рублев, наездники-джигиты Коченовы, дрессировщик бурых медведей Корнилов, мотогонщики Г. Левитин и Г. Иванов, повторившие на льду свой замечательный трюк «таран на мотоциклах», и другие.

Выступление артиста П. Рублева на стадионе «Динамо»
Удачно была решена гигантская, десятиметровая фигура Деда Мороза из папье-маше, который мог садиться, вставать, кивал головой и жестикулировал руками, а в финале даже «приплясывал».
Можно было бы сказать и о недостатках спектакля. Постановщикам так и не удалось до конца победить огромную площадь своеобразной арены, и временами поле казалось пустоватым. Не худо было бы, если б представление вместо полутора часов длилось не более часа с четвертью. Но это, так сказать, не грехи, а грешки. Дело в данном случае не в недостатках, имевших частный характер, а в принципиальной удаче этого новаторского опыта.
Успех новогодней феерии на стадионе — плодотворный вклад в поиски совре менных форм массовых представлений. Он с большой убедительностью показал, ка кой интересной составной частью массовых праздников может быть масштабный сюжетный спортивно-цирковой спектакль под открытым небом.
Думается, что с этой точки зрения опыт новогодней постановки на «Динамо» заслуживает внимательного изучения.
3. Пантомима в столичном цирке
В январе 1958 года Московский цирк осуществил постановку новой детской пантомимы (режиссер-постановщик М. Местечкин, авторы сценария — М. Местечкин, Ю. Никулин, Б. Сибиряков). Премьерами постановки были народные артисты Карандаш, Владимир Дуров а Э. Кио, а также клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, исполнявшие центральные роли Бармалея и Карабаса-Барабаса. Спектакль порадовал зрителей занимательным сюжетом, хорошей режиссурой, актерскими удачами. Главной из этих удач был образ Бармалея, созданный Юрием Никулиным. Именно в этой пантомиме комедийное дарование одного из лучших комиков советского цирка впервые нашло применение в большой роли. На высоте были и остальные исполнители.
Спустя год пантомима была показана в Ленинградском цирке, а в 1960 году вновь возобновлена в Москве. Из основных исполнителей в спектакле сохранилось лишь трио — Михаил Шуйдин, Татьяна и Юрий Никулины. Карандаша заменил Олег Попов, зооаттракционом программы был номер заслуженного артиста РСФСР Ю. В. Дурова.
Бегство Бабы Яги. Спектакль «Зимняя сказка»
Мы отнюдь не ратуем за унылую назидательность, скучное морализаторство, примитивно трактуемую «идейность». Но мы за такой веселый, искрящийся остроумием и выдумкой цирковой спектакль для детей, о котором, цитируя изящную формулу великого поэта, можно было бы сказать: «Сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».
Мы за современную пантомиму, за спектакль, вдохновленный жизнью и отражающий ее специфическими средствами цирка! Ибо, как бы это декларативно ни звучало, искусство или отражает жизнь — и тогда оно содержательно, или не отражает ее — и тогда оно формалистично. От этой азбуки не заслониться никакими аншлагами.
Конечно, создать такую пантомиму нелегко. Но лучшему цирку страны и его замечательным мастерам это, думается, под силу.
4. «Золотой орех»
— Замысел создать актуальный современный спектакль возник у нас еще в прошлом году, в дни исторического визита Никиты Сергеевича Хрущева в США, — рассказывает режиссер А. Конников. — Тогда же была определена и его центральная тема: дружба народов.
В течение двух с половиной недель пантомима игралась трижды в день с неизменными аншлагами (демонстрация феерии на воде была на это время приостановлена), И тем не менее нынешнее новогоднее представление едва ли может быть записано в творческий актив Московского цирка без существенных оговорок.
В текущем сезоне это второй случай возобновления предыдущих постановок на арене столичного стационара — обстоятельство, ни у кого не вызывающее энтузиазма. Вероятно, было бы правильнее, если бы спектакль, однажды уже показанный в Москве и Ленинграде, в этом году с помощью постановочной части Московского цирка и с соответствующей доработкой был повторен в других городах страны.
Возобновление пантомимы с новыми исполнителями и в новых условиях (барьер манежа, приспособленный к представлениям на воде, в этом году был вдвое выше обычного) требовало новой режиссерской редакции спектакля. Но режиссерские поправки были, к сожалению, незначительными, что не могло не снизить художественного уровня постановки.
Кроме того, было бы не худо, возобновляя пантомиму, доработать и сценарий, усилив его содержательность, связь с современностью. Следя за приключениями знакомых литературных героев, юные зрители не замечают, что в цирке они утратили ту идейную наполненность, которая им присуща в книгах. Цирковой пантомиме явно не хватало переклички с живой действительностью. Это становится особенно очевидно, когда сравниваешь ее с другими постановками этого года.
Спектакль было решено делать как новогоднее представление для детей во Дворце спорта, и вскоре Центральный стадион имени В. И. Ленина и Союзгосцирк приступили к реализации замысла. Интересно заметить, что эта работа велась параллельно с подготовкой к большому театрализованному новогоднему балу, шедшему в январе ежевечерне в течение 17 дней.
Сценарий спектакля «Золотой орех» написан известным детским писателем, автором песен «Клуба знаменитых капитанов», Сергеем Богомазовым. Работа велась в тесном контакте с нашей режиссерской группой — творческим штабом, осуществлявшим постановку. Благодаря этому после начала репетиций в сценарий не было внесено почти никаких поправок и изменений. И во-вторых, это позволило нам ограничиться минимальным количеством репетиций с исполнителями: режиссерская композиция спектакля к этому времени была уже готова...
Приступая к реализации замысла, постановщики во главе с А. П. Конниковым поставили своей целью создать спектакль, в котором были бы максимально использованы достижения современной техники и те преимущества, которыми располагает Дворец спорта в Лужниках.
В их распоряжении был великолепно оборудованный крытый амфитеатр на 13 тысяч зрителей с ареной, хорошо просматривающейся со всех четырех сторон; уникальная стационарная установка для искусственного льда; мощная система электрооборудования, позволяющая создавать любые световые эффекты. Радиооборудование, которым оснащен Дворец спорта, разрешало использовать различные системы радиозвучании — общую и стереофоническую (в частности, под его крышей находятся три не видимых зрителям радиокомбайна, каждый весом около трех тонн).
Все это вместе взятое определило высокую постановочную культуру представ ления, позволило создать синтетический спектакль, в котором в едином развитии соединены различные жанры искусства: драматическое действие, балет на льду, цирк, музыкальные номера, пение и т. д.
Как и на стадионе «Динамо», предварительно произведенная радиозапись чрезвычайно расширила художественно-выразительные средства спектакля.
Баба Яга удирает на мотоцикле
Текст в исполнении актеров лучших столичных театров: имени Ермоловой, Центрального Детского и ЦТСА — обогатил представление многоцветной палитрой профессионального драматического диалога. Вокальные номера были записаны в исполнении солистов Большого театра Союза ССР, Московского хора под руководством народного артиста РСФСР В. Г. Соколова и хора мальчиков из Государственного академического русского хора под руководством народного артиста СССР А. В. Свешникова.
В отдельные моменты спектакля действие сопровождалось трансляцией аккомпанемента и радимаписи одновременно с нескольких магнитофонов. Эта необходимость вызывалась тем, что артисты балета и драматические исполнители живут в разных ритмах. Сцена появления Луны (заслуженная артистка РСФСР Р. Немчинская) проходила под аккомпанемент оркестра электроинструментов (запись). Луна «исполняла» песню, которую напела в Доме звукозаписи народная артистка РСФСР и Армянской ССР 3. Долуханова. и «произносила» текст приветствия, который транслировался в исполнении артистки ЦТСА Кореневой.
Всего в подготовке новогоднего представления во Дворце спорта приняло участие около 100 творческих коллективов, организаций и различных предприятий.
Все оформление и реквизит, включая огромную, метровую елку, были изготовлены целиком из современных синтетических материалов (пластмасса, стекло, целлофан) и алюминия. На них не пошло ни кусочка дерева.
Сюжет спектакля «Золотой орех» построен на очень прозрачной аллегории, но простота и художественная ясность сюжета в данном случае далеки от какого бы то ни было примитива.
... Новый год. Дед Мороз дарит Алеше, герою представления, серебряный конек. Обладатель пары таких коньков может осуществить любое заветное желание. С помощью Мудрого Звездочета Алеша начинает поиски второго волшебного конька. Они видят, как его дарит Тому Сойеру американский Дед Мороз — Санта Клаус.
Алёша предлагает Тому свою дружбу, которую тот охотно принимает. Несмотря на свирепствующую бурю, мальчики соединяются.
Осуществляется их взаимное желание — пригласить на праздник Луну.
Появляется Снегурочка. Она дарит Алеше Золотой орех. Из него в назначенный час вырастет праздничная Елка — символ международного праздника и надежды.
Дружба русского и американского мальчиков не нравится посланцу враждебного Марса. Марсианин похищает Золотой орех, чтобы его уничтожить. Но люди разных народов преграждают ему путь, и он погибает.
Апофеозом праздника, идущим под мелодию музыкального лейтмотива спектакля — «Песни о мире и дружбе» Вано Мурадели, является появление Елки и парад всех участников на льду и гаревой дорожке во главе с Дедом Морозом и Сайта Клаусом, несущими на руках симпатичного мальчугана. Это «новорожденный» Новый Год!
Этот весьма несложный сюжет развернут А. П. Конниковым в динамично развивающемся действии, в котором участвуют 200 артистов, исполнителей и дублеров и около 100 работников постановочной части и технических служб. Стремительно чередуясь, эпизоды сменяют друг друга, причем местом действия является то ледяная арена, то различные (до восьми!) точки подкупольного пространства, то центральный «барабан», круговая дорожка и даже амфитеатр.
Успеху содействовало не только удачное пространственное решение представления, но и его гармоничная внутренняя композиция. В спектакле, длящемся полтора часа, цирк, балет на льду и драматическое действие занимают каждый примерно равное место.
Особенной удачей режиссера и исполнителей нужно считать то, что цирковые и балетные номера удивительно органично влились в сюжетную ткань спектакля, образовав с ней единое художественное целое.
Герои представления приглашают во Дворец спорта Луну. Луна — это воздушная гимнастка Р. Немчинская. Она дарит ребятам кусочек «лунной поверхности». Это батуд, на котором выступают артисты цирка Дрыгины.
Появляется Снегурочка — это солистка балетного ансамбля Ирина Голощапова, создающая пленительный образ Снегурочки, танцующей на льду.
А вот погоня за Марсианином. Он убегает в один проход, мгновенно появляется из другого — уже на коньках, а затем вдруг ускользает под купол. В него стреляют — Марсианин, сорвавшись, летит из-под купола вниз головой... Но не падает: резиновые амортизаторы вновь возвращают его на недосягаемую снизу высоту. Третий дублер в роли Марсианина — артист цирка Анатолий Вязов.
Таких примеров можно привести множество. Очень органично вошли в спектакль и воздушная гимнастка Якутская, и цирковые клоуны Антонов, Бартенев, Пименов, Савельев, Рыжков, и пятикратный чемпион СССР по фигурному катанию Захаров, выразительно исполнивший небольшую партию Вихря, и другие цирковые и балетные номера.
В упрек режиссеру ставилось то, что почти все номера демонстрировались в спектакле в новой редакции. Но ведь это совершенно правомерная акция постановщика, справедливо трактовавшего каждый номер как часть спектакля, подчиненную целому! В данном случае номера, сохраняя свое художественное значение, служили для воплощения большого идейно-тематического замысла.
Нельзя не признать, что из всех новогодних представлений «Золотой орех» является наиболее современным по теме, наиболее цельным по форме, наиболее совершенным по воплощению.
Итак, наступивший год ознаменовался интересными начинаниями. Опыт их, вероятно, еще будет не раз обсуждаться. Но уже сегодня в повестку дня можно поставить ряд вопросов.
Спектакль на «Динамо» еще раз доказал, что штурм стадионов, начатый артистами цирка, не является случайностью. Думается, что настала пора перейти от спорадических, кустарно организованных выступлений к планомерной работе, в этой области. Нужен хороший, на первый случай, вероятно, типовой сценарий большого циркового представления на стадионе. Нужна соответствующая аппаратура для номеров, которой пока нет.
По-видимому, выступления на больших площадках целесообразнее всего давать на основе предварительно записанного звукового сопровождения. Эта система, впервые в нашей стране опробованная во Дворце спорта еще три года назад, оказалась весьма эффективной. Значит, в распоряжении таких групп и коллективов должна быть своя радиотрансляционная аппаратура, обеспечивающая высокое качество звуковоспроизведения, стереофонические эффекты и т. д.
Оленья упряжка. Спектакль «Зимняя сказка»
Опыт Лужников и «Динамо» убеждает, что нужно смелее использовать в цирковых спектаклях слово, пение, танец, различные виды музыкального аккомпанемента. У нас они могут быть могучим средством выражения "гуманистических идей, актуального содержания. В том числе и в цирковом спектакле!
И последний вопрос. Начата генеральная реконструкция стадиона «Динамо». Он будет перекрыт крышей и станет идеальной площадкой не только для спортивных соревнований, но и для проведения фестивалей, больших празднеств, монументальных цирковых представлений. Уже сейчас нужно создать творческую группу, которая могла бы обсудить этот вопрос и своевременно, до окончания реконструкции, внести предложения по созданию материально-технической базы для подобных мероприятий.
Кто знает, может быть, через 3—4 года под сводами «Динамо» для 75-тысячной аудитории будет показана первая советская навмахия — большое спортивно-цирковое представление на водной глади искусственного озера?
Время у нас идет быстро, и каждый день приносит новые свершения. Может случиться и такое...
В. БАИШЕВ
Журнал "Советский цирк" Март.1960 г