В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Народный цирк 

 

Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества, создала невиданные возможно­сти для бурного роста народного хозяйства и социалистической культуры. Были пробуждены народные таланты, блестяще проявив­шие себя и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в науке, и технике, и в литературе, и в искусстве. Невольно вспоминаются слова великого Ленина, сказанные им в беседе с Кларой Цеткин, что «подъем общего культурного уровня масс, создает ту твердую, здо­ровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для  развития  искусства,   науки   и  техники»*

К. Цеткин, Воспоминания о Ленине, Гоополитиздат, 1955, стр.  12—17, 68—69.

 

Широкое развитие после революции получила художественная самодеятельность. Количество участников различных коллективов художественной самодеятельности в настоящее время достигает семи миллионов человек. Лучшие представители художественной самодеятельности вливаются в ряды профессиональных работников искусства.

Два года назад мы были свидетелями того, как лучшие теат­ральные самодеятельные коллективы начали соревнование за право

называться «Народными театрами». Соревнование дало плодотворные результаты. В 1960 году имеется свыше пятисот «Народных театров».

Если раньше в программы концертов, даваемых силами художест­венной самодеятельности, входили отдельные номера цирковых жан­ров, то в конце 1959 года появились самодеятельные цирковые кол­лективы. Они возникли на Украине, в Латвии, на Урале, в Ростовской области и в Москве. В Грузии методом народной стройки было со­оружено несколько цирковых зданий. В небольшом городке Асбесте (Урал) был создан не только очень интересный самодеятельный цирковой коллектив, но его участниками с помощью партийных и советских организаций был построен цирк-шапито, получивший на­именование «Народного цирка».

Итак, появился народный цирк. Мы полагаем, что у новорож­денного   широкие   перспективы   и   большое   будущее.

Предоставим слово нашим корреспондентам, рассказывающим об этом новом интересном явлении.

Есть на Урале город Асбест. Он пока еще маленький, его население—всего 75 ты­сяч. Горделиво охорашиваясь, поглядыва­ют сверху на юный город ажурные краны.

Тихое осеннее утро. Дремлют высокие сосны в парке. Не шелохнутся. Уютно уме­стилось между ними здание цирка, обне­сенное белым штакетником. На фасаде надпись «НАРОДНЫЙ ЦИРК». У кассы оче­редь, а время около восьми. Подхожу к пожилому мужчине, который, опершись на палку, читает афишу. Знакомимся. Это Бе­лоусов Дмитрий Яковлевич, кочегар фабри­ки № 3, пришел пораньше, чтобы купить билеты на утреннее представление для своих  внучат Томы  и Вити.

На парковой скамейке сидит молодая женщина. Хорошо, со вкусом одетый маль­чик играет рядом с ней. Разговариваем. Тамара Михайловна Брусницына служит дежурным по станции Северного рудоуп­равления. Вот пришли пораньше купить би­леты в цирк. Позже их не будет, все раскупят.

Подходят ребятишки, взрослые. Раз­говор становится общим. Люди приветливо и охотно отвечают на вопросы. «Это наш цирк»,— часто повторяют они.

«Это наш, Народный цирк»»,— говорит мне Андрей Михайлович Бобровский, дирек­тор Дворца культуры имени Горького. Вме­сте с организатором циркового коллектива Артуром Айрихом он много сделал для соз­дания этого цирка.

Все это уже пройдено. Народный цирк открыт. Расклеены афиши, и три раза в неделю жители города с трогательной пунк­туальностью занимают свои места задолго до  начала  представления.

Как это произошло? Дружный коллек­тив акробатического кружка при Дворце культуры имени Горького, влюбленный в ис­кусство цирка, сказал: «Цирк у нас будет». Выбрали место в парке. На помощь при­шли ученики ремесленного училища. Не бы­ло чертежей, нарушались какие-то нормы, появлялись «правильные» равнодушные лю­ди и запрещали работу. Энергия и упрям­ство строителей преодолевали и эти пре­грады. Не хватало материалов, но чем было трудней, тем крепче и сплоченней стано­вился коллектив. Вместе с энтузиастами на стройку вышли жители города, руководите­ли Дворца культуры. Нелегко было рассчи­тать размеры брезентового купола и сшить его.

И все же цирк построен. Вот оно — кра­сивое, добротно сделанное помещение на 500 мест. Много света, ложа для оркестра, аккуратные  артистические комнаты.

День открытия. Цирк переполнен. Про­грамма идет под несмолкаемые аплодисмен­ты зрителей. Долго не отпускали с арены гимнастов на бамбуке Н. Данилову и А. Крузе, да и эквилибристы Н. Бауэр и Н. Шев­ченко вынуждены опять и опять выходить для поклона. Газеты Урала пишут о созда­телях  Народного цирка.

Вот они, эти люди. Мы беседуем о мно­гом, о разном. Вспоминаем прошедшее, за­глядываем вперед. Это очень увлекатель­но — смотреть вперед. Видеть себя высту­пающим на площадях родного города (и это задумано коллективом), верить, что десят­ки тысяч зрителей на стадионе соберутся посмотреть искусство Народного цирка. Хо­рошо понимать, что это необычно, что это обязывает, и я чувствую, как все это вол­нует моих собеседников.

Разошлись зрители, а мы сидим и, не слыша, как по брезентовому куполу на­доедливо стучит начавшийся дождь, смот­рим в яркое, солнечное завтра Народного цирка. Нас одобряют и поддерживают наши гости — инструктор отдела пропаганды и агитации горкома КПСС Борис Михайло­вич Лиханов, заведующая отделом культу­ры исполкома горсовета Ольга Максимовна Лобанова.

Разбирается первая программа Народ­ного цирка. В ней представлены многие жанры. Молодые исполнители Елена По­пова и Август Крузе показали слаженную работу на рамке, ученицы 8-го класса мест­ной школы Нина Данилова, Галя Макарова и Люба Лимонова выступили в акробатиче­ском трио. Выступления акробатов-эксцент­риков В. Бесова и В. Нааба, жонглера на свободной проволоке Николая Бауэра, акробатки Тамары Каменщиковой получают положительную оценку. Участники представ­ления внимательно прислушиваются к сове­там старших.

Прикрыв полой плаща свою маленькую партнершу,     ученицу  3-го   класса   Наташу Шевченко,   слушает    замечания    канатохо­дец—электросварщик Иван Кочкин.

Кстати, чем занимаются участники цир­кового коллектива, насчитывающего сейчас 43 человека? Семнадцать девочек — школьницы. Тамара Каменщикова — секретарь-ма­шинистка редакции газеты. Август Крузе работает сапожником в артели «Новый быт», Николай Бауэр — квалифицированный слесарь, Владимир Бесов — грузчик, а кло­ун Константин Епифанов — электрик. Про­грамму ведет начальник пионерского лаге­ря Николай Сандалов.

Представление Народного цирка остав­ляет хорошее впечатление. Этому способствует молодость исполнителей, юмор, по­пытки по-новому раскрыть содержание но­меров. Своеобразен клоун у ковра, кото­рый с тактом ведет свою роль в представ­лении.

Студенты, учителя музыкальной школы, мастера ремесленного училища составили спаянный музыкальный ансамбль, сопро­вождающий программу.

Конечно, не все еще хорошо. И уровень исполнительского мастерства пока еще не­высок, и содержание реприз возвращает нас к репертуару 30-х годов, и молодой ор­кестр, исполняющий устаревшие мелодии,— все это имеет место в работе цирка.

Однако не это главное и не это должно определять наше отношение к происходя­щему в маленьком городке под Свердлов­ском.

Здесь, в Асбесте, творческая инициатива народа образовала исток нового течения в искусстве цирка. Нет сомнения в том, что и в других местах нашей необъятной Ро­дины забьют родники народного циркового искусства.

 

 

К. БОБОК

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100