В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета. Июль 1959 год.

 

 

ЗА  ПРОПАГАНДУ  И  ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ РЕШЕНИЙ XXI СЪЕЗДА КПСС

 

 

За последнее время для работников Ленинградского цирка и артистов были прочитаны лекции «XXI съезд КПСС о закономерности перерастания социализма в коммунизм», «Новый период развернутого строительства коммунистического общества и его основные черты», «КПСС — руководящая и организующая сила советского общества в борьбе за победу коммунизма».

На семинарских занятиях, в кружке текущей политики, на семинарах по основам марксизма-ленинизма и по марксистско-ленинской эстетике изучаются решения XXI съезда КПСС.

Агитколлектив цирка систематически, раз в неделю, проводит во всех цехах беседы и политинформации, увязывая общие воп­росы политической жизни с задачами цирка. Так, например, ком­мунистка А. И. Волкова, проводя занятия в цехе униформы и говоря о месте работников искусства в решении огромных задач коммунистического строительства, подняла вопрос об использовании рационализаторских предложений в работе униформы.

За последнее время дисциплина среди работников цехов значительно улучшилась.

Подготовлены теоретические конференции по решениям XXI съезда КПСС, в которых примут участие все занимающиеся в сети партийного просвещения и артисты конвейера. Темы этих конференций: «Семилетний план развития народного хозяйства — решающий этап в создании материально-технической базы комму­низма в СССР», «Экономическое соревнование социализма с ка­питализмом».

Большое воспитательное значение имела встреча работников цирка с участниками бригад коммунистического труда завода «Красный треугольник», организованная по инициативе работников цирка. Важное значение в пропаганде советского циркового искус­ства и в эстетическом воспитании трудящихся имеют специальные цирковые представления для тружеников сельского хозяйства.

Такие  представления  цирк организует один-два раза  в месяц.

В целях дальнейшего улучшения идейно-художественного уровня цирковых представлений, повышения их воспитательного значения и наиболее полного удовлетворения запросов нашего зрителя нами проводится заочная зрительская конференция. Для этого составлен и размножен вопросник. Критические замечания и предложения наших зрителей, любящих и ценящих цирк, помо­гут нам устранить недостатки и сделать цирковые представления более интересными, красочными и злободневными. Мы просим зрителей высказать свое мнение о достоинствах программ, про­логов, отдельных номеров и аттракционов, а также критические замечания.

Пожелания зрителей мы обсудим на художественном совете и постараемся осуществить их,

Воспитательная работа в цирке и укрепление связей со зрите­лем помогут нам поднять идейно-художественный уровень рабо­ты Ленинградского цирка и будут содействовать выполнению ве­личественных задач, поставленных XX! съездом КПСС в деле ком­мунистического  воспитания  советского  народа.

 

Т. ПОПОВА

 

НАВСТРЕЧУ СОРОКАЛЕТИЮ СОВЕТСКОГО ЦИРКА

 

Приближается славное соро­калетие советского цирка. Мно­гие артисты коллектива, кото­рым руководит М. С. Марчес, к этой знаменательной дате го­товят новые номера и трюки. Клоунская группа приступила к репетициям новой массовой клоунады «Волшебница». Ста­рейшие мастера иллюзионного искусства С. М. Мар и М. А. Мар­чес готовят новые оригиналь­ные иллюзионные трюки. Не­далек уже день, когда зрители увидят на представлении появ­ление из одной шляпы двена­дцати настольных ламп, инте­ресный фокус с летающей на­стольной лампой, полет челове­ка на ракете под купол цирка и много других забавных трю­ков.

Новые номера и трюки поми­мо участников коллектива Марчеса готовят и другие артисты. Так, дрессировщик Д. Кострюков вместе с сыном Ва­лерием репетирует новый кон­ный номер «Маскарад», в кото­ром будут участвовать одновре­менно десять лошадей и шесть шотландских пони.

Много работают над собой и заслуженные артисты Удмурт­ской АССР комики-пародисты В. Орлов и И. Тряпицын. Они разучивают новые сатириче­ские репризы, интермедии в сценки, написанные на местные темы, в которых бичуются бю­рократизм, бесхозяйственность, бракоделы и нарушители норм общественного   поведения.

Эквилибристы на шестах К. и Б. Хмыровы подготовили но­вый, никем не исполняемый в настоящее время трюк «одна рука на лобовом шесте (пер­ше),  с  пируэтом  в  партере».

Подготовка новых номеров и трюков проходила, бы намного успешнее, если бы Союзгосцирк оказывал артистам более дейст­венную помощь. Так, например, подготовка новой программы коллектива Марчеса задержи­вается из-за того, что художе­ственный отдел до сих пор не передал артистам сценарий программы, написанный еще в октябре 1958 года поэтом Ю.   Благовым.

Необходимо в оставшееся до августа время завершить всю подготовительную работу, что­бы с честью встретить юбилей советского цирка.

Я.  ОСТРИН

 

МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ ТОВАРИЩУ МИХАЙЛОВУ, УПРАВЛЯЮЩЕМУ СОЮЗГОСЦИРКОМ ТОВАРИЩУ БАРДИАНУ, РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА „СОВЕТСКИЙ ЦИРК"*

 

Артисты советского цирка, работающие в Саратове, и работники Саратовского государ­ственного цирка, прочитав очерк о Герое Со­ветского Союза И. А. Щепеткове («Советский цирк», 1958, № 11), единодушно просят Ми­нистерство культуры СССР и Союзгосцирк войти в Совет Министров СССР с ходатайст­вом об установке в городе Алма-Ате памят­ника артисту цирка Герою Советского Сою­за Ивану Алексеевичу Щепеткову (1909— 1941).

Средства на сооружение памятника будут собраны в добровольном порядке артистами советского цирка.

Просим   вас    рассмотреть  этот  вопрос до осени    1959     года      в     связи     с     испол­няющимся (26 августа) сорокалетием со дня ленинского декрета, от которого ведет свою историю советский цирк, и восемнадцатой го­довщины (16 ноября) со дня бессмертного подвига двадцати восьми гвардейцев-панфиловцев, одним из которых был И. А. Щепетков.

По поручению коллектива подписали: В. Марченко, директор Саратовского цирка, М. Спелова, секретарь парторганизации, В. Мамлеев, председатель месткома, А. Кан­темиров, заслуженный артист РСФСР и за­служенный деятель искусств Северо-Осетинской АССР, М. Назарова, заслуженная артистка РСФСР, В. Оскал-Оол, заслуженный артист РСФСР, X. Кантемиров, заслуженный артист Северо-Осетинской АССР, И. Канте­миров, заслуженный артист Северо-Осетин­ской АССР, А. Ширман, артист цирка, Р. Ширман; артист цирка, М. Ширман, артист цирка, Л. Прокопенко, журналист.

__________________________________________________

*  От редакции. Письмо публикуется в поряд­ке предложения

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТО?

 

 

«Зная, что вас интересует история цирка в нашей стране, не могу не сообщить о своей любопытной находке. Купив в букинистическом магазине ста­ринную книгу, я обнаружил в ней обрывок какой-то карты с несколькими полустершимися от времени словами. Посылаю его вам, хотя едва ли можно восстановить текст надписи, а тем более карту по этому кро­хотному клочку.

Делаю это лишь потому, что карта, как полагаю, связана чем-то  с   цирком...».

В  конверте    с  этим  письмом от старого приятеля лежал  ку­сочек карты, на котором с тру­дом     можно    было     разобрать лишь  части слов:

«...щения цирко...»

«...чета о сбор...»

«...елищ и увес...»

Связь с цирком явная, но что здесь было написано?

Последняя строка, наверное, должна читаться: «зрелищ и увеселений». Вторая, можно предположить, «...учета о сбо­рах» или, возможно, «...отчета о сборах». А вот в первой восста­навливается лишь слово «цир­ков».   Что значит  «... щения» — пока   непонятно.   «Помещения»! И все же    захотелось    разгадать эту загадку    до    конца и прочесть, восстановить весь текст  полностью.

Слово «увеселения» заставило обратить внимание на литературу, изданную в прошлом веке.

Прошло немало времени; просмотрены были многие сотни каталожных карточек в нескольких крупных библиотеках. И вот наконец во Всесоюзной библиотеке имени В. И. Ленина попалась карточка, на которой было написано: «Отчет о сборе с публичных зрелищ и увеселений с 1 октября 1892 г. по 1 января 1894 г. С.-Петербург, 1894».

Через час в небольшом тихом зале Музея книги дежурная подала богато переплетенную книгу с золотым обрезом. Круглая печать на титульном листе говорила о том, что эта редкая книга когда-то находилась в библиотеке Аничкова дворца.

В главе пятой «Статистические сведения об увеселениях и степени их посещаемости» сооб­щалось, что тогда в России бы­ло всего лишь 22 цирка, из ко­торых подавляющее большин­ство на деле являлось обшар­панными старыми ярмарочны­ми балаганами.

А приложение: «Ведомость о количестве проданных марок Ведомства учреждений, о сум­мах благотворительного сбора и о постоянных зрелищах и увеселениях, по губерниям, об­ластям, городам и селениям Российской империи за время с 1 октября 1892 г. по 1 января 1894 г.» — рассказало о том, в каких городах тогда были цирки.

Теперь нетрудно было вос­становить весь текст на обрыв­ке старой карты: «Карта-схема размещения цирков по данным «Отчета о сборе публичных зрелищ и увеселений с 1 октяб­ря 1892 г. по 1 января 1894 г.».

По данным «ведомости» уда­лось восстановить и всю карту.

Вот она:

1. Астрахань, 2. Новочеркасск, 3. Ростов-на-Дону, 4. Казань, 5. Киев, 6. Рига, 7. Москва, 8—9. Нижний Новгород (2 ба­лагана),   10.   Кронштадт,   11.  Петербург, 12.     Елисаветград,  13.  Одесса,   14.   Ревель,   15.  Баку,    16.    Батум,    17.    Енисейск, 18. Красноярск,  19.  Самарканд, 20. Ташкент, 21. Полтава, 22. Самара.

Маленькие частные цирковые балаганы редко, одинокими кочками сиротливо торчали кое-где в европейской части страны, являлись огромной редкостью в Закавказье и Средней Азии, почти полностью отсутствовали  в  Сибири.

Невольно захотелось окинуть взглядом сеть цирков нашей страны теперь.

Появилась другая, совсем иная карта, на которой вы видите одних только стационарных зимних цирков 23: 1. Баку, 2. Батуми, 3. Ереван, 4. Иваново, 5. Ижевск, 6. Казань, 7. Кемерово, 8. Кострома, 9. Ленинград, 10. Магнитогорск, 11. Минск, 12. Москва, 13. Омск, 14. Одесса, 15. Рига, 16. Ростов-на-Дону, 17. Саратов,    18. Сталинабад, 19.Ташкент,      20.    Тбилиси, 21. Фрунзе, 22. Харьков, 23. Че­лябинск. Летних стационарных цир­ков — 24:

24. Астрахань, 25. Владивосток, 26. Воронеж, 27. Горький, 28. Днепро­петровск, 29. Запорожье, 30. Зла тоуст, 31. Калинин, 32. Киев, 33. Киров, 34. Красноярск, 35. Куйбышев, 36. Львов, 37. Но­восибирск, 38. Оренбург, 39. Пен­за, 40. Свердловск, 41. Симферо­поль, 42. Сочи, 43. Сталинград, 44. Таллин, 45. Тюмень, 46. Уссу­рийск,  47. Хабаровск.

Кроме этих 47 стационарных цирков в нашей стране работа­ет 14 передвижных цирков.

Только за один 1958 год они побывали  в 82  городах.

А. Первый передвижной цирк — в городах: Майкоп, Ту­апсе, Горловка, Калуга, Смо­ленск,  Краснодар.

Б. Второй передвижной: Аш­хабад, Бухара, Джамбул, Алма-Ата,          Караганда, Томск, Ленинабад,   Наманган.

В. Третий: Николаев, Рыбинск, Ярославль, Кировоград, Ставро­поль, Луганск, Мариуполь, Ви­тебск.

Г. Пятый: Евпатория, Феодо­сия, Ялта, Липецк, Мичуринск, Рязань.

Д. Шестой: Каунас, Калинин­град, Тарту, Даугавпилс, Жито­мир,  Винница,  Черновцы.

Е. Седьмой: Кутаиси, Рустави, Махачкала, Ульяновск, Влади­мир,  Чебоксары.

Ж. Восьмой: Мары, Термез, Орск, Уфа, Курган, Петропав­ловск, Чимкент,  Карши.

3. Девятый: Белгород, Курск, Орел,  Брянск, Чернигов.

И. Десятый: Вильнюс, Петро­заводск, Мурманск, Вологда, Шауляй, Каунас.

К. Одиннадцатый: Коканд, На­манган, Андижан, Благове­щенск, Чита, Иркутск, Ангарск, Черемхово,  Алма-Ата, Ашхабад.

Л. Двенадцатый: Таганрог, Ма­кеевка, Краматорск, Вороши-ловск, Нальчик, Грозный, Ки­ровабад.

М. Тринадцатый: Сухуми, Орд­жоникидзе, Кисловодск, Стали-но,  Макеевка,  Кишинев.

Н. Четырнадцатый: Москва, Херсон.

Пять веселых ярких цирко­вых кавалькад прошли по мно­гим городам нашей великой Родины. Состоялись цирковые представления на стадионах.

  

Огромную работу проделали коллективы     «цирк   на   сцене».

Различные цирковые аттракционы успешно работали и работают в парках культуры и отдыха,  в садах,  в  колхозах.

Возросло число шефских цирковых представлений и концертов на промышленных предприятиях, в РТС, совхозах и колхозах, где все лучше обслуживаются ударники и бригады коммунистического  труда.

Строится 6 новых цирков.

Сделано много, предстоит сделать еще больше.

Хороший подарок сделал приятель, прислав обрывок старой карты. Она дает возможность сопоставить нашу сегодняшнюю советскую действительность с

прошлым и еще лучше, глубже, полнее понять, что сделано и делается Коммунистической партией и Советским государством для нашего народа в одной только области искусства, какой   является  цирк.

Л.   АЛИН

 

За более высокую культуру производства

 

Московские предприятия Союзгосцирка включились в общественный смотр за высокую культуру производства, проводимый Министерством культуры СССР.

За период смотра предполагается значительно улучшить условия труда, устранить недостатки в охране труда и технике безопасности, заменить устаревшую технологию более прогрессивной.

В октябре будут подводиться итоги смотра.

Стационарные и передвижные цирки и зооцирки других городов,   принимавшие  участие в общественном смотре 1958 года, в период летнего сезона устранят выявленные недостатки и перейдут к более высокому уровню культуры производства.

А.   ИРХИН,

инженер по технике безопасности   Союзгосцирка

 

ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ ПОЧАЩЕ

 

 

Начало этой дружбе положи­ли артисты китайского цирка. Гастролируя осенью 1957 года в Баку, они на одном из пред­ставлений познакомились со зрителями - нефтяниками Ста­линского района. Завязалась теплая беседа, производствен­ники пригласили артистов на промыслы.     Через      несколько дней они побывали в гостях у нефтяников.

С тех пор цирковые коллекти­вы, приезжающие в столицу Азербайджана, непременно бы­вают на промыслах «Сталин-нефти». От души аплодировали производственники искусству артистов армянского, украин­ского, цыганского коллективов. С творческим отчетом выступа­ли здесь и польские гости — актеры  цирка  «Варшава».

Недавно нефтяники принима­ли у себя еще один цирковой коллектив, гастролировавший в Баку. Как старых друзей, встре­тили хозяева тружеников аре­ны. Они показали актерам бу­ровые. Артисты побывали в «Бухте Ильича» — на промысле, отвоеванном самоотверженным трудом     банинцев     у     Каспия, проехали на пароходе к мор­ским  буровым.

О многом рассказали в тот день производственники — уча­стники бригад коммунистиче­ского труда. Артисты интересо­вались трудовыми успехами нефтяников и в свою очередь рассказали о недавних зару­бежных  гастролях.

А вечером в переполненном зале Дворца культуры Сталин­ского района состоялся боль­шой Концерт. Хорошими, бла­годарными зрителями оказа­лись нефтяники. Подолгу не отпускали они со сцены экс­чемпиона мира Г. Новака, акро­баток Демкиных, жонглера Л. Усачева, акробатов Джунтини и Малеева, гимнасток Сирицких. Много аплодисментов выпало на долю Б. Вяткина.

— Приезжайте почаще к нам, — просили рабочие, про­щаясь с артистами.

 

Л. ГОЛЬДШТЕЙН

Журнал «Советский цирк» июнь 1959

 

 

 

АРТИСТЫ ЦИРКА ПОВЫШАЮТ КВАЛИФИКАЦИЮ

 

Артистов московской группы «Цирк на сце­не» видели зрители Крайнего Севера и Даль­него Востока, пограничники южных рубежей нашей Родины и труженики целинных полей. Их редко можно застать в Москве. Но в середине апреля все они съехались в свою «штаб-квартиру». Для них был организован двухнедельный семинар по художественно-творческим вопросам. Семинар открылся об­щим собранием всех коллективов, на котором с докладом о задачах группы в свете решений XXI съезда КПСС выступил директор группы заслуженный деятель искусств Латвийской ССР С. Эльдаров.

Участникам семинара были прочитаны лек­ции о решениях XXI съезда КПСС по вопро­сам литературы и искусства, о международ­ном положении, лекции о развитии советского циркового искусства, об этике советского ар­тиста, о гастролях советского цирка на Все­мирной выставке в Брюсселе.

Во время семинара с целью оказания кон­кретной    творческой    помощи   артистам   были устроены смотры номеров по жанрам, В про­смотровые комиссии были приглашены изве­стные мастера арены, режиссеры, педагоги циркового училища, работники репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка.

Эти смотры принесли несомненную пользу артистам и явились своеобразным экзаменом на творческую зрелость и мастерство.

 

*    *    *

 

В мае проводился семинар для артистов цирка  киевской  группы «Цирк на сцене». Для чтения лекций по искусству были при­влечены работники Киевского театрального института, специалисты-режиссеры Союзгос­цирка. Наряду с чтением лекций по вопросам эстетики проводились секционные занятия по физкультурно-спортивному,           разговорному, оригинальному жанрам, музыкальному оформ­лению номеров.

В работе десятидневного семинара приня­ло участие более шестидесяти артистов киев­ской группы «Цирк на сцене».

 

 

ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ В МОНГОЛЬСКОМ ЦИРКЕ

 

В феврале этого года в Мон­гольском государственном цир­ке в Улан-Баторе в торжест­венной обстановке отмечалось пятидесятилетие со дня рожде­ния популярного монгольского циркового артиста клоуна Данзана.

Это первый юбилей, празд­нуемый в цирке, и эта честь выпала заслуженному артисту МНР Данзану, отдавшему цир­ку  двадцать  лет  своей  жизни.

Правительство МНР награди­ло Данзана орденом Трудового Красного Знамени. От органи­заций города артист получил много подарков и грамот.

Юбилей прошел в теплой дружеской атмосфере, свиде­тельствующей о большой люб­ви жителей Улан-Батора к цир­ку и артисту.

Коллектив цирка только что возвратился из поездки по Ко­рее и Китаю. В настоящий мо­мент группа артистов цирка направлена на работу на це­линные земли.

А.   ШИРАЙ

 

НАДО ОЗДОРОВИТЬ НЕПЛОХОЙ НОМЕР

 

Вот уже лет десять в цирках страны работает выпущенный училищем номер оригинальных жонглеров с бильярдом Белоусовых.

Своеобразие номера и непло­хая работа исполнителей сразу же получили хорошую оценку зрителей. Однако успех стал, к сожалению, щитом, под прикрытием которого, особенно за последнее время, происходят вредные и даже недопустимые явления.

Прежде всего в номер внесе­ны очень спорные дополнения: музыка  и танец.

Музыка, исполняемая под­брасываемыми шарами на ме­таллофоне, сделанном в виде зонтика над стойкой для киев, сама по себе неплоха, но сразу резко ломает темп, в котором идет весь номер, вводит в него замедленный ритм, а в сочета­нии с мрачным освещением со­здает  явно   неуместную   камерность мюзик-холльного харак­тера.

Танец, не имеющий опреде­ленной, четко выраженной те­мы, никак не связанный с но­мером да к тому же еще испол­няемый артисткой Белоусовой на бильярдном столе, вносит привкус   кафешантана.

И, наконец, совершенно недо­пустимо, что во время исполне­ния номера зрители передних рядов достаточно отчетливо слышат явно не предусмотрен­ные сценарием номера оскор­бительные замечания и даже ругань, с которыми руководи­тель и главный исполнитель номера А. Белоусов обращает­ся  к своему партнеру.

Думается, что на все это сле­дует обратить серьезное внима­ние и добиться оздоровления неплохого, оригинального но­мера.

 

Ал. МАКАЛ ЮКИН

Журнал «Советский цирк» июнь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Прогулочные коляски новинки Chicco http://lux-or.ru