В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета 2

 

Цирковое лето

 

Цирковое лето... Так называют артисты цирка самый ответственный период своей деятельности  в  году.

В летние месяцы функционирует макси­мальное количество цирковых предприятий, обслуживается больше зрителей, шире раз­вертывается работа по созданию новых но­меров, интенсивнее ведется строительство цирков.

В этом сезоне особое внимание уделяется обслуживанию жителей периферии, труже­ников новостроек и целинных земель. Будут действовать 23 стационарных и 14 передвиж­ных цирков, 13 зооцирков и около 60 бри­гад «Цирк на сцене».

Цирковое лето 1960 года обещает быть интересным. В стационарные цирки Дальне­го Востока будут посланы лучшие артисти­ческие силы. Сформированы 8 цирковых коллективов для работы в стационарных цир­ках. Каждый из них имеет постоянную про­грамму, построенную по тематическому принципу.

Передвижные цирки побывают на Дальнем. Востоке, Урале, в Кузбассе, на Алтае и Коль­ском полуострове. Свои «шапито» они ра­зобьют в 70 городах, жители которых дав­но не видели цирка.

Артисты групп «Цирк на сцене» проведут летом 6800 мероприятий для тружеников се­ла, в том числе 1300 представлений в райо­нах целинных и залежных земель и 700 пред­ставлений на новостройках семилетки. В этой работе кроме бригад «Цирк на сцене» при­мут также участие небольшие передвижные цирки и зооцирки.

По целинным землям Казахстана, Алтая и сельскохозяйственным районам Кубани пройдут цирковые кавалькады. Эти кавалькады организуются силами Ташкентской, Ново­сибирской и Ростовской групп «Цирк на сцене».

В текущем летнем сезоне состоится около 50 представлений на стадионах страны. В ни?: примут участие виднейшие мастера совет­ского   циркового   искусства.

В Москве после майского представления для детей «Последний звонок» (режиссер Н. Зиновьев, художник А. Лушин) в июле на стадионе «Динамо» состоится «Праздник цирка» (режиссеры М. Местечкин и Е. Рябчуков,  художник Л.  Окунь).

В водном бассейне Центрального стадиона им. В. И. Ленина москвичам в июне будет показано веселое, фантастическое представ­ление «Комендант планеты Марс» (автор И.  Луковский, режиссер А. Арнольд).

Передвижной цирк-шапито начнет рабо­тать в июле на территории ЦПКиО им. Горь­кого. В зеленом, театре ВДНХ будет идти программа с участием артистов Московской группы  «Цирк на сцене».

Артисты цирка выедут на гастроли в Че­хословакию, Венгрию и Польшу. В Совет­ском Союзе в июле месяце выступят артисты китайского, чехословацкого и венгерского цирков.

Каждое представление, каждая встреча с тружениками города и деревни должны, про­ходить на высоком идейно-художественном уровне.

Нельзя терять ни одного дня. Время не ждет.  Идет   большое   цирковое  лето.

 

http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/taganrog968

Журнал «Советский цирк» июнь 1960

 

ЗАМЫСЕЛ ОСУЩЕСТВИЛСЯ

 

Летом 1958 года в передвиж­ном цирке № 14 вместе со мной в программе работали акробаты на пьедестале — Елена и Андрей Куделины.

Как-то во время репетиции Андрей поделился с товари­щами своим замыслом создать новый оригинальный трюк: он делает на «вилке» задний бланш, балансируя на коротком перше партнершу, которая исполняет «ласточку».

Все мы хорошо знали Куделина как способного артиста, много работающего над со­бой. Но все же высказали сомнение в возможности создать такой  трудный  трюк.

Первые репетиции Куделиных подтвердили наши предполо­жения: с новым трюком у них явно не ладилось. Малейший уход перша приводил к зава­лу. Так я и уехал из цирка с уверенностью, что замысел Куделина не осуществим.

Однако я и мои товарищи ошиблись в своих предположе­ниях. Недавно я получил пись­мо от Куделина. «Рад тебе сообщить, — писал Андрей, — что этот трюк пошел, и мы пустили   его   в   работу».

В настоящее время Куделины успешно выступают с новым трюком в  Южной  Америке.

 

3.   Махлин

 

СЕЗОН НАЧАЛСЯ

 

2   апреля      в      городе   Сухуми открыл летний сезон передвижного цирка № 4.  Свою работу начали   не  совсем  удачно. Наряду  с такими  квалифицированными   номерами как «Высшая школа верховой езды» Ю. Ермолаева   и  акробатическая группа Кузнецова в программе   не   мало слабых номеров.

Мне    кажется,    что    не    проду­ман    и    маршрут   цирка.    Кроме Сухуми   мы побываем   в   Кута­иси,    Вологде,    Мурманске,   Петрозаводске и Гомеле. При таком маршруте в течение сезона будет  потерян  месяц   на  установку   и   переезды.   Между тем  наш цирк    мог   бы   работать    в   Донбассе,  а  в  Вологде выступил бы  один   из   цирков,   работающих в центральной  части  страны

 

Г.    Рыбальник,

директор   цирка

Артисты в совхозе

 

Недавно в совхозе «Платоне» Елгавского района, Латвий­ской ССР, побывала бригада артистов Ростовской группы «Цирк на сцене».

Рабочие совхоза оказали го­рячий прием артистам. Осо­бенно хорошо были приняты выступления акробатов Григорас и Дубового, воздушной гимнастки Гордич, эквилибристки Воробьевой и ведущих программу Н. Третьяковой и II.  Романченко.

Коллектив рабочих благода­рит артистов за хорошую про­грамму.

 

Котов,   

парторг совхоза

КОГДА БУДЕТ НОВЫЙ ЦИРК?

 

Этот вопрос занимает жите­лей города Пензы и Пензен­ской области.

Почти 30 лет стоял летний де­ревянный цирк. Все артисты конвейера в разные годы вы­ступали на его арене, тысячи зрителей побывали на пред­ставлениях.

Билеты раскупались букваль­но за неделю, и в воскресенье, несмотря на три лредставления: не все желающие могли по­смотреть программу. У подъ­езда, около цирка, всегда сто­яли машины. Это приезжали в   город   колхозники.

И вот здание цирка снесли. Всех волнует вопрос, когда бу­дет   строиться   новый   цирк?

 

Трифонова-Колодная

 

НАШИ   ЮБИЛЯРЫ

 

М. С. МЕСТЕЧКИН

 

В Московском цирке состоя­лось чествование главного ре­жиссера М. С. Местечкина в связи с шестидесятилетием со дня рождения.

Еще в юности М. Местечкин выступал в театральных лю­бительских кружках, затем учился в студии при киевском Соловцовском    театре.

В 1919 году М. Местечкин организовал по поручению по­литотдела 12-й Армии теат­ральную труппу, с которой в течение года успешно высту­пал на фронте. Это было нача­лом его творческого пути. М. С. Местечкин сыграл немало ро­лей самых разнообразных ам­плуа в «Вольном театре», и театре имени В. Э. Мейерхоль­да, в Театре Революции и в
других. В 20-е годы работал художественным руководите­лем Московского областного театра и режиссером Театранародного творчества, где сов­местно с С. Г. Турмачевым поставил оперу Н. А. Рим­ского-Корсакова «Майская ночь». Принимал он уча­стие и в кино как актер (Ферапонт в фильме К. Эггерта «Ледяной дом») и как режиссер    (комсомольский     фильм «Еще двенадцать»). М.  С.  Меетечкии   был  одним из первых педагогов Государственного циркового училища. В годы Великой Отечествен­ной войны он руководил фрон­товой бригадой работников искусства.

С 1947 года М. Местечкин ра­ботает в Московском цирке вначале как режиссер-поста­новщик, а с 1956 года как главный режиссер цирка.

Во многих цирках им в разное время были поставлены тематические представления, пантомимы и клоунады, в том числе «Здравствуй, столица», «Поем о мире», «Отважные» («Песнь докеров»), «Малень­кий Пьер», «Черный Том», «Вокруг света».

На арене Московского цирка им осуществлены в 1957 и 1959 годах водяные феерии «Юность празднует» и «Счаст­ливого плавания».

В дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957), М. С. Местечкин был режиссе­ром цирковой кавалькады по улицам Москвы и спектакля на пяти манежах стадиона «Динамо», а в 1959 году — «Праздника цирка» на том же стадионе.

Много внимания Местечкин уделяет воспитанию молоде­жи. Им была организована при Московском цирке студия клоунады, из которой вышел ряд   талантливых    клоунов.

В настоящее время он занят организацией массового празд­ника на стадионе «Динамо» И большого спектакля в Москов­ском цирке, премьера которо­го намечается в начале 1961 года.

За заслуги в области цирко­вого искусства М. С. Местеч­кин награжден в 1958 году орденом «Знака почета».

 

М. Б.

 

ГОТОВИТЬ БЕРЕЙТОРОВ

 

Берейтор — правая рука дрессировщи­ка. Он выполняет всю черновую работу по дрессировке лошадей. Без берейтора вообще невозможно существование кон­ного цирка. Однако в Союзгосцирке со­вершенно не заботятся о подготовке бе­рейторов.

Один за другим уходят на пенсию опыт­ные старые берейторы, и на их место приходят малоквалифицированные и да­же случайные люди. Это, разумеется, не может не отразиться на состоянии кон­ного жанра  в цирке.

Назрела необходимость организовать при Центральной студии циркового искусства курсы для подготовки берейторов и привлечь в качестве преподавате­лей опытных артистов-конников, нахо­дящихся   сейчас   на пенсии.

 

О. ДРИГАЛЬСКАЯ

 

В ЭТОМ НУЖНО РАЗОБРАТЬСЯ

 

Нередко еще репетици­онный период предостав­ляется артистам без уче­та их творческих возможно­стей. Это приводит к бес­конечному откладыванию сроков выпуска номера и ничем не оправданной тра­те государственных средств.

Так, в Ростовском цир­ке в 1959 году находи­лись на репетиционном пе­риоде артисты Расулов и Рамазанов, задумавшие со­здать номер «акробаты-эксцентрики». Артист Рамазанов оказался совершенно неподготовленным к такому номеру. Его приходилось учить    элементарным   акробатическим упражнениям, а артист Расулов не обладал необходимыми знаниями, чтобы подготовить Рамазанова.

Не удивительно, что им не удалось за пять ме­сяцев репетиций подгото­вить даже какие-либо трю­ковые комбинации будуще­го   номера.

Такого печального фак­та не произошло бы, ес­ли б репертуарно-художественный отдел контролиро­вал репетиционную работу артистов.

Об отсутствии контро­ля за артистами    со    стороны репертуарно-художественного отдела свиде­тельствует также история Л. Этовой — ученицы в но­мере Д. Кострюкова. Она была зачислена в номер в конце сентября 1959 года с месячным испытательным сроком. С тех пор прошло много времени. Этова про­должает числиться в номе­ре, хотя Д. Кострюков счи­тает, что артистки из нее не получится. Когда же и кто поможет Л. Этовой найти свое настоящее место в жизни?

 

Р.  ГРИЛЬЕ,

режиссер

 

Слово хозяйственника

 

В нашей стране повсеместно идет борьба за целесообраз­ное расходование государст­венных средств, за максималь­ное использование резервов. К сожалению, в этой области у нас не все благополучно. Мы, хозяйственники, призванные за­ботиться об экономике цирко­вых предприятий, часто сталки­ваемся с непроизводительной тратой больших сумм.

Много расходуется на так на­зываемые репетиционные пе­риоды артистов — время, ко­торое предоставляется артисту для создания нового номера. Государство окружает артиста заботой и вниманием, сохраня­ет его зарплату, предоставляет ему и его семье жилье, обес­печивает репетиционным поме­щением, аппаратурой, то есть создает самые благоприятные условия для творческой рабо­ты.

Многие артисты растягивают свой репетиционный период и, порой, не создав нового номе­ра, сославшись на творческую неудачу... начинают все сна­чала.

Разумеется, бывают творче­ские неудачи, и с этим необхо­димо считаться. Не всегда за­мысел артиста и режиссера, ка­завшийся интересным, может быть осуществлен. Но свести творческие неудачи до мини­мума можно, только тщательно готовясь к репетиционному пе­риоду. Следует учесть творче­ские возможности артиста, его индивидуальность, возраст. К сожалению, художественный отдел Союзгосцирка иной раз поспешно дает право тому или иному артисту на репетицион­ный  период.

Часто конструкции новых ап­паратов оказываются несовер­шенными, а то и просто непри­годными для создания инте­ресных новых номеров.

Почти в каждом стационарном цирке на репетиционном пе­риоде находятся несколько ар­тистов. Так, по распоряжению Союзгосцирка в Одесский цирк на репетиционный период был направлен артист Донато для подготовки воздушного номера на    качающейся   трапеции.

На одной из репетиций я об­ратил внимание на явно несо­вершенную конструкцию. Ее раскачивал униформист, дер­гая за веревку, словно звонарь на колокольне. Специалисты согласились с моей оценкой. Признал ее и артист Донато. Чтобы предотвратить неизбеж­ную «творческую неудачу», пришлось пригласить мастеров для переделки ряда деталей.

На складе Одесского цирка уже лежит конструкция для партерного полета, также «творческая неудача» артиста Донато.

Не слишком ли много «твор­ческих неудач»? Не пора ли потребовать от артиста боль­шей ответственности, бережно­го отношения к государствен­ным средствам?

Расчетная книжка артиста До­нато сухим и лаконичным язы­ком цифр рассказывает исто­рию, в которой в большей ме­ре повинен Союзгосцирк. Вот она.

В 1956 году артист репетиро­вал с апреля по декабрь, то есть  девять  месяцев.

В 1958 году — репетировал девять месяцев, три месяца был в отпуске и за весь год работал  четыре дня.

В 1959 году снова репетиро­вал десять месяцев.

За три года двадцать восемь репетиционных  месяцев!

В 1960 год он перешел не с новым номером, а со старым репетиционным периодом.

Художественному отделу и от­делу труда и зарплаты следу­ет чаще анализировать и рас­шифровывать сухой язык рас­четных книжек артистов цирка.

Почему миллионы наших мо­лодых рабочих и колхозников, ежедневно перевыполняя про­изводственные планы, могут получать среднее и высшее об­разование, осваивать сложней­шие профессии без отрыва от производства, а нашим артис­там, располагающим значитель­но большим свободным време­нем, чем остальные трудящие­ся, необходимы тепличные условия, обязательный отрыв от производства?

Много средств тратится в Со­юзгосцирке также на провоз лишнего багажа артистов. Стоит только побывать за кулиса­ми любого цирка, чтобы убе­диться в том, что десятки ящи­ков привозят и увозят, даже не распаковывая. Например, за­служенный артист РСФСР Ев­гений Морус возит из города в город металлические мачты, хотя они могут понадобиться ему только летом. Многие ар­тисты ездят с реквизитом и ап­паратурой вторых номеров, с которыми   они   не   выступают.

Помимо непроизводительных денежных расходов допускает­ся неоправданная консервация имущества. Склады многих цир­ков забиты аппаратурой, рек­визитом, сданным на хранение артистами. Из-за непригодности большинства складских поме­щений это имущество прихо­дит в  негодность.

В одном только Одесском цирке скопилось материальных ценностей на 190 тысяч рублей: новая аппаратура партерного полета, сданная на хранение артистом Донато, аппаратура номера Е. Бараненко, имущест­во В. Дурова, артиста Кио и ар­тиста  Марчеса.

А сколько еще таких «кладов» в   других   цирках?

Союзгосцирку необходимо создать специальную комиссию для учета хранящихся в цирках материальных ценностей. Пе­ред тем как заказывать тому или иному артисту новую ап­паратуру, реквизит, костюмы и обувь, работникам художест­венного отдела следует по­смотреть, а нет ли на складах цирков имущества, в котором нуждаются эти артисты.

 

П. Ткаченко.

директор   Одесского  цирка

 

 

Е. Т. МИЛАЕВ

 

Зрители и артисты тепло приветствовали на манеже Одесско­го цирка художественного руководителя белорусского цир­кового коллектива заслуженного артиста РСФСР и БССР Е. Т. Милаева в связи с пятидесятилетием со дня его рожде­ния   и   тридцатилетием  творческой деятельности.

 

В. А. АРЗУМАНОВ

  

Недавно на манеже Тбилисско­го цирка было торжественно от­мечено шестидесятилетие со дня рождения и 42 года работы в цирке заслуженного артиста Армянской ССР Владимира Аршановича   Арзуманова.

Придя в цирк восемнадцати­летним юношей, Арауманов свя­зал свою жизнь с советским цирковым искусством.

Он работал почти во всех цир­ковых жанрах, но свое призва­ние  нашел   в жанре эквилибра.

В настоящее время Владимир Аршакович выступает с номе­ром «эквилибр на голове», исполняя редкий и сложный трюк «спуск на голове по на­клонному   канату».

Несмотря на свой возраст, он находится в прекрасной арти­стической форме, полон энер­гии   и творческих  планов.

Арзуманов является инициа­тором создания и руководите­лем армянского национального циркового   коллектива.

 

Г.   Курбанов

заслуженный   артист Дагестанской АССР

 

  

В странах Латинской Америки с успехом гастролировала большая группа артистов советского цирка.

                                                                                                            Журнал «Советский цирк» июнь 1960

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100