Зритель берет слово
Все чаще деятели самых разных областей искусства идут к читателю, слушателю — другими словами, к народу. Это знамение времени. Идут не для завоевания популярности, идут за советом. Читательские и зрительские конференции, всевозможные обсуждения — их за прошедший год не перечесть. И это замечательно;
Вот и передо мной лежат материалы одной такой конференции, заочной. Ее привел Московский госцирк. На простой газетной бумаге вопросы анкеты и ответы — карандашом, авторучкой, отпечатанные на пишущей машинке. Они написаны зрителями молодыми и уже пожилыми — от школьников до пенсионеров, людьми, жизу-щими не только в Москве, но и в разных городах страны — от Петропавловска-на-Камчатке до Харькова, рабочими и учеными, скульпторами и врачами, инженерами и военными. Ответы порой наивны, но всегда отмечены горячей любовью к искусству цирка, заботой о его будущем, гордостью его успехами. «Только у вас в советском цирке могут быть такие достижения», — пишут ткачихи Монинского комбината Тумикина, Кулакова и Казанцева. Рабочий-москвич Сахно подчеркивает, что труд артистов цирка не легче труда людей, «которые работают у станков». Научный сотрудник из Петропавловска-на-Камчатке Семко рассказывает: «Каждый раз, приезжая в Москву, обязательно бываю в цирке и всегда испытываю удовольствие и удовлетворенность». А столяр Шунин (Московская область) превратил свою анкету в страстное заявление с просьбой взять его работать в цирк, если можно — помощником М. Назаровой. Подавляющее большинство заполнивших анкеты смотрят каждую программу, а некоторые, как, например, начальник отделения милиции Игнатов и учащаяся Развалова,— по два-три раза.
Штурман же речного флота Хлебников из Коломны — даже раз в месяц, а программу с «Икарийскими играми» приезжал смотреть еженедельно. Да и те немногие, что бывают в цирке реже, объясняют это тем, что живут вдали от центров, и сожалеют, что мастера цирка посещают их не часто. В связи с этим настоятельно высказывается просьба экранизировать целые программы или хотя бы снимать на пленку лучшие номера. Об этом говорят и пенсионерка Тярина (Липецкая обл.), и врач Хархута (Москва), и многие, многие другие.
Но не только этой любовью к цирку замечательны лежащие: передо мной анкеты. Пусть какие-то из них не всегда умело написаны, но в целом они дают удивительно верную всестороннюю и тонкую оценку представления, ставят общие вопросы, развития цирка и в этом смысле, я бы сказан, превосходят все, что писалось о водяной феерии «Счастливого плавания!» Эту необычную, коллективную рецензию зрителя крайне любопытно воспроизвести.
Скажем сразу, возрождение на арене после многолетнего перерыва таких красочных и технически сложных представлений, как водяная феерия, вызвало горячее одобрение зрителя. «Замечательно! Как в сказке! Спасибо организаторам этой необычайной для арены феерии»,— восторженно восклицает харьковчанин-моторист Шевченко. К его мнению присоединяется и военнослужащий Кужоков, и инженер Иванов, и десятки других.
В анкетах похвалы возданы почти всем исполнителям, но любимым героем цирка и юбилейного спектакля признан Олег Попов. Здесь, пожалуй, нет ничего удивительного. Вполне естествен и успех, выпавший на долю дрессировщика И. Кудрявцева.
Их номера ярки и эффектны. Любопытнее другое. Участники конференции называют в числе наиболее понравившихся номеров номер братьев Запашных. Акробаты-вольтижеры Запашные исполняют сложнейшие трюки неброско, без внешней эффектности. И тем не менее их филигранное мастерство зрители разглядели и оценили. Поучительный случай! Как часто еще актеры цирка недооценивают возросшего культурного уровня зрителя, тонкости его художественного чутья. Как часто поэтому стремятся «покорять» людей помпезностью оформления, грубым комикованием. Именно против этого решительно восстают офицер Разин, рабочий Сахно, пенсионер Леев и другие.
вместе с тем зрители высказывают ряд важных замечаний. Отдавая должное режиссеру М. Местечкину, исполнительскому мастерству оркестра, многим номерам и трюкам, смотревшие феерию все-таки отмечают, что большое впечатление производит оформительская сторона, актеры же несколько потерялись в потоках многоцветной воды. Зрители объясняют это недостатком опыта в подобных представлениях. Следует подумать, как сохранить сложность и выразительность номера в необычных условиях его исполнения — в воде и на воде. Участники конференции хотят увидеть сюжетно единый спектакль и сожалеют, что на арене цирка идут главным образом сборные программы. «Феерия безусловно хороша, но желателен показ не отдельных номеров, а выступления актеров равных жанров, объединенных в постановку на определенную тему»,— настаивают москвичи Ложников и Шустрова, В этом безусловно есть резон. Подобный спектакль, конечно, имеет большое воспитательное воздействие.
Таковы общие замечания по программе, а предложениям и возражениям более частным — нет числа. Артист балета Тарасов считает, что не совсем удачно попользован свет, он плохо подсвечивает воду, которая временами выглядит бурой, а то и просто грязной. Журналист Самойлов просит по-иному расположить юпитеры — они подчас мешают смотреть. Инженер-киевлянин Невинский рекомендует использовать оргстекло: клоун может спускаться по «струе воды», изготовленной из этого материала.
Зрители не только характеризуют просмотренную программу, но и ставят общие проблемы развития циркового искусства. Прежде всего — о разговорном жанре и представлениях для детей. В анкетах научных работников Тамариной и Ланге, юриста Нестерова, врача Таринского, студента Ушакова, учащегося Струнина и других немало горьких слов сказано в адрес мастеров клоунады, ибо в основном они работают в разговорном жанре. Признавая талантливость наших ведущих клоунов М. Румянцева (Карандаша), Олега Попова, Бориса Вяткина, Константина Бермана, Акрама Юсупова, молодых Ю. Никулина и М, Шуйдина, зрители в то же время справедливо упрекают их в том, что из сезона в сезон они повторяют старые репризы. Пожалуй, номера разговорного жанра и в юбилейной программе подверглись особенной критике. Больше всего досталось параду-прологу, где и текст оставляет желать лучшего и актеры читают его велеречиво-монотонно.
Вопрос о разговорном жанре широк, он выходит за рамки споров о мастерстве отдельных клоунов и чтецов. «Мне кажется, — подчеркивает директор одной из московских средних школ Каплан, — что сложившееся разграничение между разговорными жанрами эстрады и цирка неверно. Это обедняет цирк. Клоуны слишком часто прибегают к грубому комиковаиию на арене. А хотелось бы чаще слышать добрую шутку, теплый, мягкий юмор, яркую острую сатиру, которые и создали большую популярность Райкину, Рудакову и Нечаеву, Гердту, Дуднику». «Репертуар должен быть разнообразнее», — поддерживает Каплана инженер Шулепин. Зрители настаивают, чтобы с арены звучала современность, чаще исполнялись куплеты, фельетоны, сатирические сценки. А для этого, разумеется, нужен полноценный репертуар. «Совершенно необходимо привлечение... писателей-юмористов для написания сценария номеров», — замечают скульптор Евингулов и искусствовед Рязанцев.
Участники конференции, далее, в большинстве своем сходятся на том, что цирк занимает огромное место в жизни детей. Поэтому он должен в полную меру использовать свои воспитательские возможности. Детские представления следует готовить особо и тщательно. «Традиционные новогодние представления для детей и представления в дни школьных каникул проходят, по-моему, хорошо. А вот воскресные дневные представления для детей оставляют желать лучшего, так как почти не отличаются от вечерних»,— подчеркивает штурман речного флота Хлебников. И, как ни горько признавать, он прав.
Детские программы еще чаще, нежели взрослые, необходимо превращать в строимые спектакли с единым сюжетом, лучше — сказочного характера и, во всяком случае, на темы, близкие ребятишкам. «Водяную феерию приятно смотреть и взрослым и детям. Но если сделать одноактный спектакль на воде, приближая его к сказке, это было бы здорово», — настаивает артист балета Тарасов.
За смелое введение в программы номеров на злободневные темы школы и семьи высказываются слесарь Дрожжин, рабочий Петрухин, инженер Левашев и многие другие.
Говоря об отдельных жанрах, зрители высказывают мнение, что в детских программах ведущее положение должны занять клоунада и номера с дрессированными животными.
Клоунада необходима на детском утреннике и потому, что без веселого смеха дети не представляют себе цирка, и потому, что клоуны в первую очередь могут нести воспитательную тему. Но семья инженера Павлова справедливо предостерегает против дешевого юмора полускабрезных трюков и т. п., чем порой грешат некоторые клоуны. Такой смех «ничего не дает для эстетического воспитания ребенка», больше того — портит художественный вкус.
Но, пожалуй, еще лучше принимается детьми дрессура. Ее воспитательное значение безгранично. «Цирк должен быть страстным, настоящим пропагандистом любви к животным,— пишет уже упоминавшийся т. Каплан.— В полной мере этого не может сделать школа и мало делает литература. А детям надо прививать любовь к животным. Больно видеть, как маленькие дети, а порой, и взрослые школьники издеваются над кошками или бросают камнями в собаку». Воспитание любви к животным, конечно, лишь один аспект воздействия на детей с помощью номеров дрессуры. За всемерное увеличение этих номеров в детских программах высказываются аппликатчица декоративного цеха Большого театра СССР Штрак, военнослужащий Чернышев, служащий Иванов и другие.
Наконец, в анкетах ставятся такие вопросы, о которых профессиональная критика пишет редко и с оглядкой, — об организации отдыха зрителей в антрактах, о работе гардероба и буфета, капельдинеров и администрации. К. Станиславский считал, что театр начинается с гардероба; участники конференции продолжили эту мысль — представление начинается с билетной кассы или даже раньше — с рекламы.
Конечно, правы тт. Безменов, Вознесенская, Голосовская, Филатова: «... дело не в рекламе, а в самой программе». Так чаще всего бывает — репутация цирка определяет интерес зрителей к программе.
«...Я два года не был в Москве, — свидетельствует офицер Разин, — и, не глядя на рекламы, пошел в кассу за билетами».
Но если реклама не должна быть зазывалой, то информировать об особенностях и существе новой программы она обязана. И здесь
Белые медведи дрессировщика С. Синицкого
зрители сожалеют, что, кроме «Вечерней Москвы», газеты редко и торопливо пишут о цирке. Высказываются настойчивые пожелания шире использовать радио, кино и телевидение. Хорошую службу могут сослужить со вкусом оформленные фоторекламы и плакаты, рассказывающие как о представлении в целом, так и об отдельных номерах. Причем важно выпускать плакаты не только о крупнейших мастерах цирка, но и обо всех номерах идущей программы. Вместе с тем тт. Евингулов и Рязанцев предостерегают от крикливости в рекламе, а именно такого типа, но их мнению, были плакаты, посвященные Кио. «Следует привлекать ведущих плакатистов для исполнения афиш», — заключают тт. Евингулов и Рязанцев,
Многие недовольны тем, что в цирк трудно достать билеты, особенно живущим за чертой города. В день представления билеты всегда распроданы, а приезжать заранее — хлопотно. Слесарь Дрожжин из Подмосковья предлагает хоть изредка продавать билеты и в области.
Почти во всех анкетах отмечается хорошая работа буфетчиц, капельдинеров, кассиров, гардеробщиков, но немало нареканий вызывает само помещение, в котором дает представления цирк.
«Все хорошо, но вот с гардеробом у вас не ладится. Написал бы вам больше — да мешает пальто! Подумайте об этом», — такими строками заканчивает свою анкету военнослужащий Кужоков. И спорить с ним невозможно. За годы Советской власти гигантски выросла социалистическая Москва, цирк наш завоевал всеобщую популярность, и здание старого цирка не в силах пропустить тот огромный поток любителей искусства арены, который ежевечерне устремляется к Цветному бульвару. Каждый раз аншлаг, каждый раз у входа толпы спрашивающих «лишний билетик», каждый раз толчея в вестибюле и духота в зрительном зале. «Наш советский цирк пользуется огромной любовью у людей всех поколений и возрастов, уже 85 лет существует настоящее здание Госцирка, которое теперь не соответствует возросшим требованиям. Необходимо построить новое помещение, светлое, удобное, просторное», — убеждает переводчик Тращенко,
Восемь месяцев непрерывных аншлагов — убедительное доказательство интереса зрителей к постановке Московского цирка.
Заочная зрительская конференция во многом помогла нам улучшить качество спектакля и организационную работу.
Всем участникам конференции хочется пожать руку и сказать спасибо!
Л. АСАНОВ,
директор Московского цирка
Журнал "Советский цирк" Май.1960 г