В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Аркадий Новак

Аркадий, сын знаменитого спортсмена, многократного чемпиона и рекордсмена по тяжелой атлетике, Григория Новака. 

Я  его  увидел  в  цирке  на  втором  этаже,  в  спортзале.  Он  был  в  демисезонном  пальто  одетым  на  голое  тело,  на    ногах  штиблеты  без  носок,  перед  ним  штанга  весом  в  50 кг.  Меня  весьма  заинтересовал  его  странный  вид,  так  обычно  одеваются  когда  выходят  по  нужде  в  виду  отсутствия  туалета  в  номере.  Вот  знаете,  бывает,  прихватит, тут  уж  не  до  приличий,  бежишь  в  отхожее  место  чтобы  не   навалить  в  штаны. А  он  в  таком  виде,  оказывается,  вышел  потренироваться  со  штангой.  Я  стоял  в    коридоре,  чуть  приоткрыв  дверь  и  с  огромным  интересом  наблюдал,  что  будет  дальше,  я  боялся  спугнуть  его,  боялся    потерять  прекрасную  мизансцену. Вот  он  расставил  ноги  на  ширину  плеч,  запрокинул  голову,  пошевелил  кистями  рук,  потом  присел,  и  быстрым  движением  взял  штангу  на  грудь.  Жать  не  стал,  аккуратно  опустил  её  на  пол  и  приготовился  на  вторую  попытку.  Зачем  он  это  делал  в  таком  виде,   даже  мне  было  непонятно.

Аркадий,  силовой  жонглёр,  раньше,  когда  был  жив  их  отец  они,  три  Новака,  Григорий,  Роман  и  Аркадий,  работали  в  номере  своего  отца  «Атлетическая  поэма»,  поднимали  тяжести,  гири,  штанги,  даже  живую  силу  в  лице  ассистенток  своих  жён  и  даже  других  близких  родственников.  Всё  что  можно  было  поднять,  всё  поднимали.  Ну,  сильные  были  ребята,  что  тут  скажешь. Силовой  жонгляж,  это  такой  неоднозначный проблемный  жанр  циркового  искусства,  о  котором  споров  было  больше  чем  звёзд  на  небе.  Каждый  даже  самый  яркий  представитель  этого  жанра  старается  убедить  зрителя,  что  он  сильнее  всех  на  свете.  Делают  это  не  только  на  арене,  но  и  за  кулисами  цирка,  куда  приходят  самые  дотошные  зрители,  уверенные,  что  их  надули,  и  желают  удостовериться  туфтовые   были  гири  или  настоящие.

Скажу  со  всей  откровенностью,  для  вас  любители  докопаться  до  истины,  там  уже  приготовлены  настоящие,  а  не  туфтовые  гири. Так  что,  какой  бы  ты  сильный  не  был,  а  заработать  грыжу  или  надорвать  пупок,  будьте  любезны,  всегда  пожалуйста.  Я  знаю, приходили  очень крепкие  парни,  пробовали,  поднимали,  но  одного  не  могли  понять,  как  с  такими  весами  наши  циркачи  работают  на  арене.  А  очень  просто,  работают  на  арене  они  с  другими  гирями,  которые  прячут  у  себя  в  гримёрке,  а  вам  дуракам  дают  попробовать  самые  настоящие,  набитые  свинцовой  дробью  до  отказа.  Вот  так  вам  и  надо,  сами  напросились.  Испокон  веку,  даже  в  старые  времена,  представители  силовых  жанров,  отличались  своей  исключительной  изобретательностью,  они  показывали  зрителям  одну  подкову,  а  ломали  совсем  другую,  подпиленную. И  не,  потому  что  они  отпетые  негодяи,  а  потому  что  вы  зрители  хотите  быть  обманутыми. Ну,  невозможно,  даже  супер  атлету,  руками  сломать подкову,  человек  не  обезьяна  горилла,  которая  по  силе  превосходит  его  на  десять  порядков.

Мне  часто  задавали  вопрос,  а  как  же  Александр  Засс  «железный  Самсон»  он  же  носил  лошадь  на  плечах?  Засс  был  очень  сильным  человеком,  но  посмотрите  на  фотографию,  у  него  на  плечах  маленькая  пони.  Лошадь  на  его  плечах  это  уже  ваши  фантазии.  Также  в  те  времена  рвали цепи,  как  и  ломали  подковы. Я  в  своё  время  увлекался  атлетикой  и  силачами  мне  о  них  рассказывали  старые  актёры,  некоторые  из  них  знали  этих  легендарных  атлетов  лично.

Но  вернёмся  к  Аркадию  Новаку.  Он  выезжал  на  арену  со  штангой  в  руках  на  мотоцикле  приспособленный  под  силовое  действие.  этот  оригинальный  выезд  заметил  главный  режиссёр  и  решил  эту  находку  использовать  в  своей  постановке.  Будучи  очень  общительным  человеком, (Аркадий  говорил  много  но  прекрасно),  он  кратко  изложил  свою  позицию  по  этому  вопросу   в  разговоре  с  главным,  и  предостерёг  его  от  случайностей,  на  первый  взгляд   совершенно  невидимых,  но  реально  существующих.  Режиссёр  говорил  о  сцене  с  мотоциклом  так,  будто  сделал  величайшее  открытие  в  области  искусства.  На горизонтальной   площадке  мотоцикла,  объяснял  ему  главный,  будут  стоять  два  воина  с  автоматами  и  боевым  знаменем  в  руках.  Они  делают  круг  по  манежу,  потом  останавливаются  в  центре  арены,  и  дают  клятву  на  верность  Родине,  что  будут  бить  врага  не  жалея  себя,  до  последней  капли  крови.

Я  всё  понял,  соглашался  с  ним  Аркадий,  а  они   что  клятву  на  верность  Родине  будут произносить  лёжа  в  манеже?

 - Как  лёжа  в  манеже,  возмутился  главный,  почему  лёжа!?  На  площадке  мотоцикла  во  время  движения  стоять  очень  трудно,  тем  более  мотоцикл  движется  не  по  прямой,  а  по  радиусу  круга, объяснял  ему  Аркадий,   манеж  устроен  в  виде  трека,  а  это  значит,  есть  опасность  испытать  на  себе  опрокидывающий   момент,  вы  думаете,  я  не  падал  с  мотоцикла,  ещё  как  падал.  Так  вот,  чтобы  не  было  клоунады  там,  где  она  не  уместна, я  предлагаю  переодеть  наших  ребят  в  военную  форму  и  отрепетировать  с  ними  эту  сцену,  так  будет  надёжнее.

Командир,  узнав,  что  готовится  подмена , не  на  шутку  возмутился:  как,  молодые  ребята  отличники  боевой  и  политической  подготовки  не  смогут  выехать  на  мотоцикле  со  знаменем,  да  вы  что!  Это  наши  лучшие  курсанты,  гордость  училища,  я  категорически  возражаю.

Я  не  возражаю,  резюмировал  Аркадий,  мне  без  разницы  кто  будет  участвовать  в  этой  сцене,  я  просто  обязан  вас  предостеречь  от  неожиданных  неприятностей,  мотоцикл  я  вам  готов  предоставить  вместе  со  своей  ассистенткой,  она  его  водит  прекрасно,  переоденете  её  в  военную  форму  и  никаких  проблем,  можете  ехать  хоть  до  западного  Берлина.  Главного  режиссёра  убедил  боевой  настрой  молодого  командира,  который  сказал,  мы  им  прикажем  и  всё.  На  что  Аркадий  остроумно  заметил,  законы  физики,  армейским  приказам  не  подчиняются.

Я   его  однажды  спросил,   скажи  Аркадий,  вот  твой  отец  прекрасно  известен  в  спортивных  кругах,  десятикратный  чемпион  Советского  Союза,  первый  Советский  чемпион  мира,  это  было  в  Париже  в  1946 года.  В  1953  создал  силовой  номер  с  гирями  и  штангами,  включавший  элементы  акробатики.  Особенно  выделялся  его  финальный  трюк,  лёжа  на  подушке,  он  балансировал  ногами  металлическую  ферму  с  треком,  по  которому  четверо  партнёров  ездят  на  мотоциклах.  Ну  что  мне  тебе  объяснять  каким  атлетом  был  твой  отец,  можно  сказать  неимоверной  силы  человек.  Но  вот  скажи  мне,  почему  он  так  рано  ушёл  из  жизни?  Мне  казалось , такому  человеку  износа  никогда  не  будет.

- Да  отец  действительно  был  очень  сильным  человеком- рассказывал  Аркадий, -  причина в  нагрузках,  они  ведь  были  сумасшедшие,  но  открою  секрет,  не  последнюю  роль  тут  сыграли  его  причуды.  Они  по  молодости,  когда  собирались  все  любители  тяжёлой  атлетики,  не  только  поднимали  тяжести,  но  и  гранёные  стаканчики,  пили,  конечно,  крепко.  Тут  уж  ни  какой  организм  не  выдержит.  Мне  нравился  Аркадий,  прямой,  откровенный,  всегда  открытый.  Я  никогда  не  видел  его  в  плохом  настроении,  а  как  он  говорил,  вот  наделил  же  Господь  его  таким  талантом,  я  и  сейчас  часто  вспоминаю  его,  а  потом  я  узнал  что  Аркадий  умер.  Я   разговаривал  с  его  братом,  но  так  и  не  мог  понять  причину  его  ухода  из  жизни.  Когда  теряешь  таких  людей,  уже  после  смерти  понимаешь,  как  хорошо  было  с  ними  рядом,  но  это  будет  потом  через  много  лет,  а  пока…

В  манеже  шли  репетиции,  главный  отрабатывал  с  молодыми  бойцами  выезд  на  мотоцикле  с  красным  знаменем.  Я  сказал  Аркадию  смотри , вроде  получается,  не  падают.  Это  они  сейчас  не  падают,  на  репетиции,  они  упадут  в  самый  неподходящий  момент,  когда  падать  будет  нельзя.  Многие  простые  трюки  в  нашем  исполнении  кому-то  кажутся  очень  простыми.  Манеж  опильчатый,  а  значит  не  ровный,  держаться  не за что,  нужно  умело  переносить  центр  тяжести  с  одной  ноги  на  другую,  вот  тут  и  нужен  опыт  и  мастерство.

Что  произошло  потом,  я  расскажу  чуть  позже.


Из книги Паяцы Владимира Фалина

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100