Арнольд Григорьевич Арнольд - человек эстрады и цирка
К 70-летию Арнольда Григорьевича Арнольда.
Летом 1924 года два события дали пищу для разговоров тифлисским любителям сенсаций: землетрясение и гастроли эстрадной группы «4 Фоли» в местном саду «Арто».
Землетрясение было несильное, всего лишь отголосок катастрофы в городе Гори (в Тифлисе только раскрылись окна и задрожала посуда в буфетах), поэтому говорили в основном о предстоящих гастролях. Пестрые афиши сообщали, что в саду Артистического общества на открытой летней эстраде начинаются выступления «4 Фоли». Никто не знал, что это такое, и публика валом повалила в сад.
Под загадочным коллективным псевдонимом зрителям раскрылись четыре таланта. Их нельзя было назвать ни танцорами, ни музыкантами, ни пантомимистами, хотя все они были и тем, и другим, и третьим. Это были четыре поистине синтетических артиста, делавшие на эстраде все, и все с одинаковым мастерством. Возглавлял группу Арнольд, он же выступал в паре с танцовщицей Люси Атамановой. Им сопутствовали превосходный танцор и скрипач Альберт Триллинг и его партнер — комический артист Николай Виниченко (оба впоследствии играли в джазе Утесова и снимались в фильме «Веселые ребята»).
Так я впервые познакомился с Арнольдом. Это был блестящий двадцатисемилетний актер, рослый, хорошо сложенный, пластичный, все его существо было пронизано искристым юмором. В следующем десятилетии ему суждено было стать одним из популярных киноактеров, режиссером эстрады, мюзик-холла и цирка, а в наши дни он известен как организатор Молодежного коллектива советского цирка, как создатель и художественный руководитель первого и пока единственного в мире цирка на льду.
Со дня нашего первого знакомства миновало сорок три года. В нынешнем году заслуженному деятелю искусств Арнольду исполняется семьдесят лет. Впрочем, для него это только дата, а не возраст: Арнольд и старость понятия несовместимые. Он шутит даже тогда, когда ему не до шуток. Сам сочиняет о себе анекдоты и искренне хохочет, когда кто-нибудь, смущаясь, ему их пересказывает. Среди работников цирка о нем говорят, что это единственный человек, которого слушаются клоуны. Ходит о нем и более злая шутка: поговаривают, что понимают Арнольда только клоуны. Эту шутку, кстати, он тоже сам о себе сочинил. Арнольд родился в Киеве в прошлом столетии. Узнав, что я собираюсь о нем написать, он сказал:
— Знаешь что! Назови свой очерк «Человек из прошлого столетия». Все прочитают. Ведь таких стариков в искусстве осталось не так уж много...
Отец Арнольда, киевский юрист Борской, рано умер. Мальчик с красивым именем попал в труппу артиста Горина. Хороший актер, но еще лучший антрепренер, Горин держал детскую труппу, которая разъезжала по близлежащим городам и давала представления. Опытному антрепренеру что-то приглянулось в десятилетнем Арнольде. Мальчик оправдал надежды. Он играл комические роли, прекрасно танцевал. Некоторое время спустя мальчика взял на воспитание танцор и художник С. В. Козловский (танцы он, правда, вскоре забросил, а в живописи преуспел и впоследствии ему было присвоено звание народного художника РСФСР). Под его руководством Арнольд стал профессиональным танцором. Разъезжал с бродячими труппами в качестве артиста и помощника режиссера, выступал в Киеве и в Харькове, играл в пьесах вместе с такими снискавшими затем большую сценическую славу актерами, как Полевицкая, Кузнецов, Радин, Тарханов.
В эти бродячие годы имя «Арнольд» стало также и фамилией артиста. Актеров в труппе было обычно немного, но провинциальные импрессарио хотели создать впечатление, что они привезли «настоящий театр». На афишах печатались не только фамилии, но и имена исполнителей, которые могли звучать, как фамилии. Поэтому Арнольд всегда присутствовал на афишах в «двух лицах»: как Борской и как Арнольд. Иностранные псевдонимы в то время были в моде, и постепенно Борской был забыт, уступив место Арнольду. Так появился на подмостках человек с одинаковыми именем и фамилией: «Арнольд Арнольд». Это было неудобно для произношения и в конце концов осталось просто «Арнольд».
Не помню, кто и когда сказал, что случай — лучший друг артиста. Если бы не случай, Арнольд, возможно, никогда не стал бы цирковым режиссером, и цирк, конечно, много бы от этого потерял.
1919 год. Киев. Разруха и неразбериха. Молодой театральный актер, которому уже начинала улыбаться сценическая судьба, шел по улице и вдруг увидел перед собой здание цирка. Он вспомнил, что именно здесь находится какая-то организация, в которой работает его друг антрепренер Кисо. Арнольд перешагнул порог и попал на импровизированное собрание. Цирковая труппа обсуждала вопрос о том, где и как выступать, если здание цирка занято, не приспособлено, запущено.
Со свойственной ему экспансивностью Арнольд вмешался в разговор и стал доказывать, что цирк нужно во что бы то ни стало отстоять, отремонтировать, открыть. Не прошло и получаса, как труппа единогласно избрала его своим руководителем. Когда Арнольд пришел в себя и понял, что на его плечи легла ответственность за судьбу целой труппы, он спросил, почему руководителем избрали именно его. Артист Донато похлопал его по плечу:
— Так ведь ты у нас один грамотный.
«Грамотный» не подкачал. Он горячо взялся за дело. Во-первых, удалось отстоять здание цирка. Затем Арнольд сочинил цирковую пантомиму и сам ее поставил. Пантомима называлась «Мариетта», и через некоторое время это имя стало чуть ли не самым популярным в Киеве. «Мариетта» делала полные сборы, ее хвалили в газетах.
Первая встреча с цирком была недолгой, и вскоре Арнольд вновь вернулся на эстраду. Он подготовил номер с молодой танцовщицей Еленой Ленской, которая была женой уже в то время известного актера В. Я. Хенкина. Номер имел успех. И вот тогда-то Арнольд решил создать эстрадный аттракцион со странным названием «4 Фоли». С этим аттракционом он поехал в свою первую самостоятельную гастрольную поездку по Советской стране. Спустя некоторое время Арнольд оставил модную тогда профессию «салонного танцора». В Ленинграде у него были друзья кино — режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Они руководили экспериментальной киномастерской ФЭКС. В 1923 году Арнольд уже пробовал себя на поприще киноактера, снявшись в фильме «Чертово колесо».
И теперь наступила для Арнольда новая полоса деятельности. Он снялся в фильме «Новый Вавилон», преподавал движение и танец в Институте сценических искусств. Если правда, что успехи учеников говорят о таланте преподавателя, то можно сказать, что у Арнольда были достойные доверия свидетели. У него в классе занимались Тамара Макарова, Янина Жеймо, Сергей Герасимов, Леонид Кмит, Сергей Филиппов. Целая плеяда советских кинозвезд. Собственной квартиры в Ленинграде Арнольд не имел. Он жил у Утесовых. В то время Леонид Утесов только начинал выступать с джаз-оркестром и настойчиво искал новые формы. Дружба Арнольда и Утесова принесла пользу обоим; Одна из лучших утесовских программ «Музыкальный магазин», которая завоевала джазу всесоюзную известность и позднее стала основой фильма «Веселые ребята», была создана Утесовым совместно с Арнольдом. Хотя сам Арнольд утверждает, что эстрадным режиссером его сделал Утесов, здесь, мне думается, было взаимное творческое обогащение. Два талантливых и остроумных человека, встретившись на жизненном пути, помогли друг другу.
Из «Музыкального магазина» вышел зрелый эстрадный режиссер Арнольд. Долгое время после этого он ставил спектакли е Ленинградском мюзик-холле, затем в Москве— в летнем театре Центрального Дома Советской Армии, в Центральном Доме культуры железнодорожников. Его эстрадные постановки всегда отличались изобретательностью и юмором, популярность режиссера росла, и вскоре наступило время, когда чуть ли не каждый ансамбль хотел, чтобы программу ему непременно ставил Арнольд. В это время он работал с Утесовым, с Покрассом, с Кио.
Арнольд — один из создателей замечательного циркового аттракциона, который возглавлял покойный Эмиль Теодорович Кио. Уже в 1931 году он ставил Кио первую программу. Ставил не только мизансцены, но и сам нередко выдумывал фокусы. В то время Кио выступал в традиционной манере фокусника-факира. Но прошло несколько лет, и однажды Арнольд сказал артисту:
— Дорогой друг, с этим пора кончать. Время чалмы и халата миновало.
— Как же буду выступать? — удивился Кио.
— Будешь выступать во фраке.
— Но это невозможно!
— Возможно. Мало того, ты будешь выступать коверны клоуном. Надо переводить иллюзию в юмор. «Жертвой» твоих фокусов будет комик. Над ним ты будешь проделывать все свои штучки, и публика будет смеяться и благодарить тебя за то, что ты не принимаешь ее за сборище глупцов.
Кио начал работать во фраке. Переменился весь стиль номера. Сам Арнольд так рассказывает о своем знаменитом друге:
— Это был изумительный актер. Распрощавшись с таинственностью, он обрел достоинство. Кио выходил на манеж так, будто он не фокусник, а по крайней мере президент Академии наук. И все, что он проделывал, принималось как должное, ибо никто не мог себе представить, что такой солидный человек способен обманывать публику.
Дружеский шарж на А.Г. Арнольда Н. Лисогорского
После смерти Э. Т. Кио Арнольд поставил два аттракциона его сыновьям — Эмилю и Игорю. Для обоих молодых артистов он нашел манеру, соответствующую их внешним данным и дарованию. С Игорем Кио Арнольд ездил в Японию на гастроли, которые прошли с большим успехом. Связь Арнольда с цирком не ограничивалась работой над аттракционами Кио. Сразу же после войны он был назначен художественным руководителем и главным режиссером Московского цирка. К этому времени относятся его наиболее интересные и удачные постановки. Противник ложной помпезности, Арнольд создавал яркие цирковые спектакли.
Как-то, выпуская вместе с балетмейстером Лавровским первый советский «Балет на льду», Арнольд обратил внимание на то, что зрительный зал особенно оживляется, когда среди балерин на ледяном поле появляются клоуны. Здесь у неутомимого режиссера зародилась новая идея: а не попробовать ли создать представление «Цирк на льду». Не поставить ли на коньки не только клоунов, но и акробатов, жонглеров и даже... дрессированных медведей. Идея нашла и сторонников, и противников. Противников было больше. Будучи в Соединенных Штатах, Арнольд рассказал о своем замысле антрепренеру американского ледового ревю «Холидей оф Айс». Тот только скептически улыбнулся.
— Вы фантазер, — сказал он. — Фантазировать в вашем возрасте!.. Ну что ж, это делает вам честь. Но, поверьте моему опыту, вам этого никогда не осуществить!
Спустя несколько лет, в Брюсселе, где гастролировал первый в мире советский «Цирк на льду», Арнольд увидел среди зрителей знаменитого американского антрепренера. Тот смотрел как завороженный и аплодировал громче всех. В антракте он подошел к Арнольду:
— Поздравляю, маэстро! Поздравляю и беру свои слова обратно. Вы сделали то, чего нельзя было даже предвидеть. Я расскажу об этом в Штатах...
Вскоре из Голливуда пришло письмо. Одна из крупных американских кинофирм приглашала советский «Цирк на льду» принять участие в грандиозном супер-боевике, который будет поставлен по специальному сценарию. Предложение было заманчивым. Но оно таило в себе серьезную опасность: голливудский фильм, по существу, закрыл бы новому коллективу путь на арены мира. Предложение было отклонено. И уже одно это создало нашей труппе невероятную рекламу. Теперь «Цирк на льду» получает приглашения из самых разных стран. Управляющий Союзгосцирком Ф. Г. Бардиан сказал как-то на одном из совещаний:
— Просто не знаем, что делать с этим ледовым цирком. Все страны требуют его к себе. Если бы у нас было десять «Цирков на льду», и тогда мы бы не могли удовлетворить все заявки...
Я думаю сейчас о том, как должно быть радостно человеку, прошедшему долгий жизненный путь, увидеть в дни своего семидесятилетия международное признание его труда. Я думаю о том, как радостно всем нам видеть молодого семидесятилетнего Арнольда. Нет, я не назову этот очерк «Человек из прошлого столетия». Я назову его: «Человек эстрады и цирка».
Н. ЛАБКОВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Август 1967 г.
оставить комментарий