В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Артист покидает номер

На манеже акробаты-прыгуны, их номер слажен, у каждого исполнителя, как говорится, свое амплуа. Вот двое дружно прыгнули на конец подкидной доски, она подбросила их партнера.

Описав в воздухе дугу, тот опустился на плечи товарища. Затем на плечи среднего, подброшенный доской, придет еще один артист — верхний. И так выстроится колонна из трех. Теперь представьте, что кто-то вдруг выбывает из номера: верхний или нижний; да и отбить доску — тоже большое искусство. И тогда уже не построить живую  колонну.

Артисты выбывают из номеров по разным причинам. Ну, скажем, один из участников номера женился. Отныне жена сопровождает его в гастролях, пере­езжает с ним из города в город... И вот тут-то молодой супруг решает подгото­вить из нее артистку, порой далее не задумываясь, достаточно ли у нее для этого данных. Правда, он все же понимает, что для номера акробатов-прыгунов она не подходит, и поэтому начинает исподволь репетировать с ней, к примеру, акроба­тический этюд. Проходит некоторое время, и на стол выкладывается заявка, в которой заботливый муж требует предоставить ему возможность создать пар­ный номер. Таким образом из сложившегося крепкого группового номера выбы­вает исполнитель (а как же колонна из трех?!) и одновременно появляется весьма посредственный акробатический дуэт.

Такова история в ее, так сказать, общем виде. А вот конкретный пример из практики. В репертуарно-художественный отдел от воздушной гимнастки Е. Хабаровой поступило заявление с просьбой разрешить ей подготовить новый номер с партнерам. Кто же должен стать ее партнером? А. Хабаров — руководи­тель своеобразного номера «Акробаты на шарах». Значит, ему надо оставить кол­лектив, который возглавляет и в котором он является одним из основных испол­нителей? А каков будет результат, если удовлетворят просьбу Хабаровых? Из слаженного ансамбля «Акробатов на шарах» уйдет его руководитель, а взамен оригинального воздушного но.нера, с которыж сейчас выступает Е. Хабарова, появится, по мнению специалистов, малоинтересный, заурядный.

Может возникнуть вопрос: так что же — запрешать при всех обстоятельствах уход артиста из номера? А если у него появилась мысль создать нечто действи­тельно новое и оригинальное? Магомед Магомедов расстался в свое время с кол­лективом канатоходцев под руководством Яраги Гаджикурбанова, но ни у кого не вызывает сомнения целесообразность этого поступка: родился новый эффект­ный номер на наклонном канате, в котором органично использованы во­кальные способности партнерши Магомедова. Ранее участвовали в групповых номерах М. Иванов, демонстрирующий сейчас баланс с першем на наклонном канате, и В. Замоткин, возглавивший новаторский номер акробатов-прыгунов с шестами.

Примеры можно продолжить. Но и этих достаточно, чтобы показать, какие плодотворные результаты бывают всякий раз, когда артист, серьезно продумав свой замысел, создает новый номер. Речь, таким образом, идет вовсе не о том, чтобы запретить артистам создавать новое. Так было и будет впредь — пройдя школу мастера, приобретя навыки и опыт, молодой исполнитель всегда стремится к тому, чтобы самостоятельно. подготовить оригинальное произведение. Это вполне отвечает нашим общим устремлениям, содействует развитию циркового искусства.

Совсем иное дело, когда исполнителем движут сугубо личные шжтересы, когда он не думает о судьбе товарищей, о судьбе уже сложившегося -номера. Вот еще один пример. В. Рытов, артист ищущий, фантазирующий, попытался объединить в номере «Акробатический полет» трюки вольтижной акробетжжи и воздушной гимнастики. Специалисты считали, что получается интересно. Номер уже начал демонстрироваться. Артист собирался окончательно завершитъ работу над ним к 50-летию Советской власти. Но сейчас, в 1968 году, Рытов снова репетирует — вводит новую исполнительницу. А где же его прежняя партнерша? Получилось так: дав согласие участвовать в  «Акробатическом полете», освоив под опекой своего руководителя трюки, она внезапно заявила, что уходит из номера.

Случается, что иной исполнитель, чье предложение о создании нового номера не встречает поддержки, искренне возмущается: мол, сковывают мою инициати­ву. А дело часто вовсе не в равнодушии работников репертуарно-художественного отдела. Просто они думают и заботятся о том, чтоб сохранить хороший но­мер, и не дают появиться никчемному, посредственному. Это верно, что для увеличивающегося числа стационаров требуется все больше номеров, но, право же, лучше сохранить один хороший, своеобразный номер, чем заменить его двумя посредственными.

Если же обстоятельства складываются так, что артист все же покидает номер, переходит в другой или создает новый, он обязан позаботиться о том, чтобы не нанести ущерб уже сложившемуся творческому коллективу. При всех случаях не нужно спешить с уходом, необходимо дождаться замены. В первую очередь исполнителю следует подумать о зрителях — о тех, для кого артисты выходят на манеж. Заботу о развитии циркового искусства не должны подменять личная вы­года, стремление во что бы то ни стало утвердить себя создателем номера.

Журнал Советский цирк. Май 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

чернозем - купить