Артистка цирка Лидия Худэ
Первые годы жизни Лидии Худэ прошли в Житомирском детском доме. Семой большой радостью для девочки были походы в цирк. Сначала она ходила туда со всем классом, но это бывало редко, и маленькая Лида все чаще стала убегать в цирк одна.
В акробатическом кружке детского дома Лидия пыталась повторить все, что видела в цирке. Здесь ее обучили азам акробатики. Правда, с возрастом менялись ее пристрастия: она то мечтала стать драматической актрисой, то танцовщицей, но неизменным и ясным оставалось одно: жизнь ее будет принадлежать искусству.
Окончив школу, она приехала в Москву и пошла сдавать экзамены в цирковое училище, где обучали профессии и давали жилье. Экзамены выдержала успешно.
Первым режиссером Лидии Ивановны Худэ был Николай Эрнестович Бауман. Хороший режиссер и педагог, он сразу заметил и оценил волевую целеустремленность студентки, ее упорство, настойчивость и неутомимость в работе. Диплом с отличием достойно завершил годы учебы Худэ в цирковом училище. Н. Бауман подготовил с ней номер, который на долгие годы обеспечил молодой артистке успех.
Тут стоит упомянуть о том, что мать Лидии была русской, а отец — выходец из Китая по фамилии Худэ. Оба они погибли в автомобильной катастрофе, оставив после себя дочь, взявшую от матери ее русскую стать, а от отца — миндалевидный разрез глаз. В удивительной пластичности, гибкости девушки тоже было что-то от восточной плавности движений. Все это увидел Бауман, подготовив для нее «Китайский этюд».
Рецензенты тех лет отмечали не только национальное своеобразие этого номера, но и незаурядные способности молодой артистки, показавшей в этом номере свое мастерство в самых разных жанрах: в партерной акробатике, эквилибре, жонглировании. Легко и плавно показывала она игры с тарелочками. Кажется, что она весело говорила зрителям:
а я и так могу и еще вот это умею, а посмотрите, как я стреляю из лука... ногами! Да, это был сложный трюк: выполняя стойку на руках, артистка ногами стреляла из лука по мишени. И всегда без промаха. Лидия Худэ первая продемонстрировала этот трюк. Была она также первой исполнительницей на манеже арабского колеса без рук.
Много добрых отзывов и похвальных рецензий хранится в личном архиве артистки. То была ее юность, счастливое время утверждения себя в профессии. Лидию Худэ сняли тогда в стереофильме «Под голубым куполом». Но наступил день, когда она сказала себе: надо идти дальше, надо искать что-то свое, совсем непохожее на то, что делала все эти годы.
К этому времени Лидия Худэ заочно окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Вместе с режиссером Г. Лебедевым она пишет сценарий «Северное сияние», который хотя и был принят, но с целым рядом оговорок. В него не верили. Не верили в то, что артистка, абсолютно не знакомая с дрессировкой, сумеет за короткий срок подготовить к работе собак, которых до тех пор на манеже не дрессировали — она выбрала лаек, западно- и восточно-сибирских лаек.
Лидия Худэ не сдалась: книги по дрессировке, учебники по ветеринарии, истории народов Севера, этнографические справочники — все это она изучала ночами, дни проводила с собаками, привыкая к ним и приучая их к себе. Три раза пришлось ей переделывать конструкцию нарт, пока они не стали удовлетворять ее полностью.
С собаками было труднее всего. Агрессивные по натуре, лайки выбирают из своей среды вожака, но достаточно малейшего повода, чтоб возникла свирепая драка. Руки артистки и сегодня хранят следы жестоких укусов. Совсем нелегким делом было приучить ходить их в упряжке. Надо было добиться и того, чтоб собаки выполняли оригинальные трюки. Именно к этому стремилась Худэ: ее целью было принести на арену новое, уйти от штампа.
И действительно, в «Северном сиянии» появились удивительные трюки. Вот, например, Кай вез по манежу в санках другую собаку, взбирался на горку, там тоже усаживался в санки и съезжал вниз. Затем приглашался ребенок из зрительного зала, Кай провозил его круг по манежу, а потом лихо скатывался с ним с горки. Кай все делал так охотно, будто сам получал удовольствие от подобного катания. Но лучшим артистом Лидии был обыкновенный дворняга Кузя, который задорно и весело исполнял чудесный трюк «Нанайская борьба».
«Северное сияние» привлекало сюжетностью и новизной темы, зрителям нравились лаконично и точно переданный колорит Севера, профессиональное мастерство артистки, удачно сочетавшей такие жанры, как партерная акробатика, жонглирование, эквилибр, каучук и дрессировка.
Ярким был финал номера, в котором артистка заняла всю группу собак. К ошейнику собаки, сидящей на задних лапах на нартах, привязывались две длинные ленты с разноцветными флажками. Другие концы этих лент держали в зубах две бегущие по барьеру собаки, а остальные прыгали через постоянно движущиеся ленты.
Лидия Ивановна рассказала о таком случае. Когда она работала в Московском цирке, Кузя, который должен был, как и другие собаки, перепрыгивать через ленту с флажками, совершив высокий красивый прыжок, вдруг «раздумал» брать препятствие и важно прошел под лентой. Зрители ответили на шутку собаки веселым смехом и аплодисментами. Юрий Никулин, который видел это, посоветовал артистке закрепить находку ее четвероногого партнера. Последовали долгие и нелегкие дни переучивания собаки, но совет мастера клоунады был выполнен. То, что Кузя невольно нашел сам, стало потом неотъемлемой частью финала номера. И зрители всегда смеялись, видя проделки «халтурщика».
Вспоминая теперь о том времени, Лидия Ивановна говорит:
— Столько крови и пота было пролито, пока я готовила этот номер, что и сама удивляюсь, откуда силы брались. Скорее всего, мне их давала любовь к цирку. Немало помогали и знания, которые получила в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского. Было во мне стремление непрерывно искать что-то новое, и очень сильным было желание оставить какой-то след в истории советского цирка.
Перед уходом на пенсию Лидия Ивановна Худэ решила передать свой номер артистам Елене и Николаю Кузнецовым. Она терпеливо и упорно занималась с молодыми акробатами, осваивавшими новый для них жанр дрессировки. На Всесоюзном цирковом конкурсе, посвященном 60-летию образования СССР, Кузнецовы получили звание лауреатов. Победа Кузнецовых — это победа Лидии Худэ. Номер, отданный в руки молодых, продолжает свою яркую жизнь на манеже.
Л. БОРОДИНА
оставить комментарий