Артисты цирка шагают по экватору
Они стояли, обнявшись, и весело переговаривались. Болгарский акробат Никола Бойчанов, канатоходец, и дрессировщик медведей Михаил Иванов, монгольская акробатка Эйхцеце, венгерский гимнаст Ласло Тихамь, кубинский жонглер Архелио Херрера, польский акробат на «русской палке» Джорж Козак, эквилибрист на першах из ГДР Бернард Эсперанто, румынский икариец Михаэль Оанча, чехословацкий гимнаст Иржи Мразек.
На фото - Дворец спорта в Росарио, где проходили гастроли артистов цирка
Они стояли на линии экватора, разделяющей земной шар на две половины. A произошло это интересное сoбытие в один из выходных дней в нескольких километрах от столицы Эквадора — городе Кито.
Для гастролей в Южную Америку была направлена новая международная программа, посвященная 40-летию победы над гитлеровским Фашизмом. B ней приняли участие артисты из социалистических стран. Премьера состоялась s столице Уругвая городе Монтевидео. Готовились к ней c особым воодушевлением. И хотя времени было немного, представление получилось цельным и динамичным.
Опытный клоун заслуженный артист РСФСР Валерий Серебряное c молодыми партнерами Яковом Поповым и Александром Новоселовым своими репризами умело связали цирковые номера и поддержали высокий темп представления. Премьера прошла успешно. Спортивный зал «Пеньяроль», в котором всегда проходят гастроли советского цирка, был полон. Газеты живо откликнулись на премьеру: «Грандиозный Спектакль представляет программа международного цирка», «Высочайшая артистическая культура Советских артистов, и всей программы в цeлом» — отмечалось в прессе.
На фото - Реклама гастолей международных гастролей в Южной Америке
Теперь несколько слов o самой программе. Из советских артистов кроме клоуна B. Серебрякова c партнерами участвовали «Птичий цирк» Илоны и Юрия Эльворти и «Морские забавы» — канатоходцы c медведями под руководством народного артисте Дегестанской АССР Михаила Иванова.
Сюжетность Советских цирковых номеров, их режиссерское решение, актерская игра артистов — все это заметно выделяло наши номера в программе. Высокое профессиональноемастерство клоуна Валерия Серебрякове и его партнеров неоднократно отмечала пресса.
Из артистов других стран хотелось бы в первую очередь отметить болгарских мастеров. Хорошо знакомая в Советском Союзе труппа акробатов c подкидными досками под руководством лауреата Димитровской премии, заслуженного артиста НРБ Николы Бойчанова Вновь покорила своим мастерством, эмоциональностью, темпераментом. Знакомая по недавним гастролям болгарского цирка в Москве, воздушная гимнастка Эмилия Иванова работала на кор-де-волане отчаянно и красиво. Свой номер «Игра c хулахупами» продемонстрировала Надежда Романюк.
Монгольские артисты Норосамбу и Эйхцеце выступали c традиционно сильным номером «Пластический этюд». Молодые чехословацкие гимнасты на ремнях И. Мразек и Ф. Кайзер открывали представление. Большое влияние на их номер оказала работа наших известных воздушных гимнастов заслуженных артистов РСФСР братьев Пантелеенко. И руководитель интересного номера «Икарийские игры» румынский артист Михаэпь Оанча рассказывал, что многому Научился y наших мастеров икарийских игр. Один из лучших жонглеров кубинского цирка — Архелио Херрера — жонглирует шариками на пьедестале. Цветная подсветка пьедестала создает дополнительные эффекты при жонглировании. Архелио — выпускник Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства, ученик Фирса Петровича Земцева.
На фото - На экваторе
Польские акробаты Козак выступали c номером «Акробаты на «русской палке». Так называют за рубежом акробатов на шестах. Вeселый, игровой номер c дрессированными собачками показывали венгерские артисты Варге. Еще два венгерских номера принимали участие в программе. Это воздушные турнисты группа Тихань и акробат на, батуте T. Анжелос. Эквилибристы на першах трио Эсперанто представляли ГДР. Значительный вклад в успех всей программы внес польскийдирижер Тадеуш Коза.
После окончания работы в Монтевидео мы переехали, в столицу Аргентины город Буэнос-Айрес. B спортивном зале «Луна-парка» начиная c 1966 года отработали десять цирковых программ («Интерфестиваль» — десятая, юбилейная). Среди них семь программ советского цирка, две международные программы и одна программа венгерского цирка. Жители аргентинской столицы за эти годы стали большими поклонниками советского цирка. Это мы постоянно ощущали в общении со зрителями, которые после представления подходили к нам за фотографиями или автографом.
B Буэнос-Айресе состоялся в один из выходных дней интересный футбольный матч. Сборная цирковой программы(артисты) встречалась со «сборной Аргентины» (обслуживающийперсонал). Победила со счетом 2:1 «Аргентинская сборная».
B свободное время нам удалось посмотреть две цирковые программы латиноамериканских цирков «Бахукеи» и «Веракрус».
B «Бахукене» была обычная программа. А представление в «Веракрусе» выглядело весьма убого. Жалкое оформление цирка, плохое освшяжие, примитивный реквизит и артисты, действительно «отрабатывающие» свой номер.
B Аргентине нашей программе предстояло выполнить одну приятную миссию. Впервые артисты социалистических стран приехали на гастроли в небольшой городок Сам-Хуан.
Очень красивый и чистый городок. На премьере артистов тепло приветствовал мэр города. Весь манеж был усы пан цветами, И зрители е финале представления долго не отпускали артистов. B Сан-Хуане артистами программы было дано бесплатное представление для детей и бедных этого города. Еще два таких представления мы дали в Эквадоре и Колумбии.
После окончания гастролей в Аргентине мы совершили перелет в эквадорский портовый город Гуаякиль. До нашего приезда s этом городе гастролировала Советская цирковая программа в 1972 году. И вот спустя тринадцать лет привод международной программы. Артистов цирка ждали здесь c нетерпением. Успех программы был настолько велик, что и в Гуаякиле и затем в столице Ките (мы работали в двух городах) наши гастроли продлевались. Условия работы в Эквадоре были сложны е: тесные меленькие закулисные части в залах, плохое Освещение и радиоаппаратура, всего две гардеробные на шестьдесят артистов программы. Но наша дружная интернациональная артистическая семья c честью вышла из всех трудностей.
И вот новый переезд в столицу Колумбии Боготу. Прекрасно оснащенный н удобный спортивный зал «Эль Кампин».
B этом огромном зале артисты работали c большим подъемом. И это неудивительно, ведь в зале находилось пятнадцать тысяч зрителей.
Вскоре после нашей премьеры в Боготе произошло важное событие в политической и культурной жизни Колумбии: 12 сентября в столице состоялось вручение международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами»
известному колумбийскому поэту, публицисту и общественному деятелю Луису Виделесу. Премию вручил председатель Комитета по международным Ленинским премиям академик H. H. Блохин.
На следующий день академик Блохин и сотрудники Советского посольства посетили наше представление.
B Колумбии мы работали в трех городах: Боготе, Кали и Медельине и везде ощущали живой интерес народа к цирку. B последнее пятилетие артисты советского цирка не раз гастролировали в Колумбии. Во время встреч со зрителями нас много расспрашивали об истории советского цирка, o современных мастерах манежа.
Международная программа завершила свои гастроли по Южной Америке. За время, проведенное a совместной работе, в творчестве, артисты Советского Союза, Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии крепко подружились, и, расставаясь, каждый увозил c собой самые добрые воспоминания об этик гастролях.
А. Иванов
Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1986 г.
оставить комментарий