Артисты цирка учатся - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Артисты цирка учатся

Студенты факультета цирковой режиссуры ГИТИСа после дипломного спектакля со своими преподавателями и руководителями Союзгосцирка

В прошлом знаменитая артистка цирка, жонглер, а ныне педагог Государственного училища циркового и эстрадного искусства Виолетта Кисе пришла посоветоваться о том, как ей готовиться, с чего начать, чтобы поступить в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского. Меня это поначалу очень удивило. Я подумал, для чего нужно учиться человеку, который завоевал на манеже прочную популярность и уже сам имеет учеников? Внимательно выслушав ее .доводы, я понял, этот человек не может удовлетвориться достигнутым.

Педагогу-режиссеру В. Кисе (несомненно умеющему многое), как и многим другим, институт поможет овладеть основами смежных искусств, научит мыслить сегодняшними категориями и, наконец, расширит его эстетический кругозор.

В 1966 году по решению коллегии Министерства культуры СССР на режиссерском факультете ГИТИСа открылось отделение по подготовке режиссеров цирка. Естественно, поток желающих учиться оказался очень велик, и это было отрадно. Помню, как крупнейшие мастера — М. Туганов, Б. Эдер — говорили: «Эх, если бы мы были моложе... В наши молодые годы таких возможностей учиться не было». По конкурсу принято было двадцать человек. Через год приняли тринадцать, а в 1969 году — одиннадцать. Таким образом, сейчас имеются уже три курса.

Постепенно вырабатывается своя методика преподавания, изыскиваются пути объединения учебы и производственной практики ч т. д. Надо иметь в виду, что это делается впервые за всю историю цирка. И для него на базе лучшего театрального вуза страны готовятся режиссерские кадры, В основу их обучения положена программа режиссерского факультета ГИТИСа, но применительно к цирку и тем законам, которые он диктует. Преподавание по специальности ведут такие мастера, как народный артист РСФСР М. Местечкин, заслуженный деятель искусств РСФСР A. Шароев. Вмеете с ними работают режиссеры-педагоги института, помогают им стажеры.
Кропотливо, упорно овладевают молодые артисты цирка необходимыми знаниями. Форма заочного образования — а здесь, понятно, именно она и применяется, — трудна. Она прежде всего предполагает в студенте навыки самостоятельной работы с книгой, первоисточником, умение отбирать главное, делать выводы. И все это, разумеется, без отрыва от цирка. Заочно — значит уметь учиться в любой обстановке, в любом городе, даже находясь за рубежом.

Кто они, нынешние студенты? Л. Котова, М. Запашный, В. Головко, В. Грачев, В. Суркове, Г. Ротман, Г. Маковский, B. Меликджанян, В. Аверьянов, М. Иванов, А. Кадников, И. Ленков, В. Беляков, В.  Замоткин, А. Николаев, Л. Костюк, В. Солохин, Ю. Бирюков, А, Егоров, В. Редин, Г. Будницкий, К. Кантемирова, Л. Смирнова (Ленинградская группа «Цирк на сцене»), О. Шабанов, Валерий Филатов, И. Байков, Я. Польди, В, Саврасов, В. Ракчеев и другие. Как видно из приведенного списка, большинство — уже признанные актеры, мастера в «своем жанре.

Трудности встретились с самого начала, но в основном они уже позади. Во многом помогли тут педагоги института, комитет комсомола Союзгосцирка.

Учиться и не нарушать работу циркового конвейера далеко не просто. Многие руководители, понимая это, всячески идут навстречу студентам, помогают организовать сдачу зачетов или экзаменов на местах — в университетах или институтах, устраивают консультации профессоров. Так поступают И. Дубинский (Саратов), М, Браймастер (Львов), А. Ядреное (Ярославль), В. Никулин (Киев), Ф. Яшинов (Харьков), И. Маринин (Горький), А. Никитин (Иваново), Д. Калмыков (Тула).

Уже со второго курса студенты практически занимаются режиссурой в тех цирках, где работают. Они помогают ставить детские представления, оказывают помощь артистам, находящимся на репетиционном периоде. В. Саврасов и Я, Польди участвовали в постановке «Парада-пролога» и детского представления в Ереванском цирке, А. Кадников — в Омском, И. Ленков — в Рижском, А. Арнаутов — в Ленинградском, В, Ракчеев — в Иркутском, В. Ярослав-цвв — во Фрунзенском. М. Запашный поставил в Уфе яркий парад-пролог «Мы — артисты цирковые», а его же постановка на местном материале я Новороссийске была высоко оценена общественмостью города.

Конечно, дается это нелегко, Но не менее трудная задача — режиссура собственного номера. Очень важно взглянуть на свою работу по-новому, более требовательно. Сколько творческих мук испытал тот же М. Запашный, когда создавал свой новый воздушный номер, выступая не только как исполнитель, но и как постановщик. И руководитель курса (в данном случае М. Местечкин) • этот момент был его ближайшим советчиком, наставником и судьей. Учеба позволила и другим товарищам гораздо более творчески осмыслить свою работу. Так, В. Головко нашел для своего номера новую, более интересную форму. Он же осуществил в Тульском цирке интересную постановку «Русские самоцветы», В. Беляков-младший упорно овладевает дрессурой медведей.

А с какой повышенной требовательностью, даже придирчивостью к себе стали создавать сейчас каждую репризу коверные Г. Ротман и Г. Маковский, А. Николаев и В. Меликджанян! Они превосходно понимают, что сегодня просто «дурачиться» на манеже нельзя. А раз так, значит надо неустанно вести поиск золотых крупиц юмора.

В. Аверьянов сейчас является одним из режиссеров второго «Цирка на льду», он принимал активное участие в создании пантомимы «Салют смелым». Или вечно погруженный в поиски новых красок для своего номера Л. Костюк... Сколько он придумывал вариантов! И год от года номер становится все совершеннее.

Здесь следует сказать о такой очень важной проблеме, как умение работать с актером. В режиссуре это необходимо как воздух. За время учебы каждый студент должен поставить несколько отрывков из советской и зарубежной классики силами своих товарищей-сокурсников. Формула ясная: все режиссеры — все актеры. Есть только одна особенность: любой отрывок из любого произведения необходимо выразить цирковыми средствами. На пути к этому будущие режиссеры столкнулись с непредвиденной трудностью — надо уметь говорить, И говорить хорошо! Так, в учебную программу была включена техника сценической речи. Разве плохо, если актер в цирке (теперь и режиссер) будет читать в парад-прологе стихи, монолог и т. д., не приглашая для этого артиста со стороны? Кто думал, что так выразительно будут говорить В. Грачев, В. Суркова, Л. Котова, Я. Польди, В. Беляков?

Как прекрасно сыграл третий курс (руководитель А. Шароев) комедию Аристофана «Лисистрата», «Женитьбу» Гоголя, «Сон в летнюю ночь» Шекспира! Большая работа четвертого курса, впервые показанная на манеже Московского цирка — «Мещанин во дворянстве» по Мольеру, — вызвала живой интерес театральной общественности Москвы. Студенты вместе с педагогом М. С. Мес-течкиным проявили изобретательность, умение владеть всеми формами выразительности. И главное, все было сделано цирковыми средствами, но не нарушая основную идею произведения великого драматурга. Мы наслаждались неиссякаемым юмором В. Грачева, Л. Котовой, В, Аверьянова и других, мы каждого из них как бы открывали заново. Работа студентов получила высокую оценку и на кафедре режиссуры ГИТИСа.

И все же не у каждого удачно прошел режиссерский дебют. Например, детское представление so Львове, поставленное студентами, не получилось таким ярким и увлекательным, как было задумано. Но это частности. Важно то, что основная масса студентов учится с полной отдачей. Жажда знаний у артистов цирка необыкновенная, что отмечалось на заседании Ученого совета ГИТИСа.

Совсем недавно отлично защитили дипломы стажеры-режиссеры Ю. Архипцев, С. Макаров, В. Крымко. В настоящее время сто два артиста цирка учатся в институтах. Сто два! Это говорит об очень многом. Сегодня уже нельзя бравировать фразой: «Я родилась на опилках». Вырос зритель, выросло и искусство цирка. Чтобы не отстать, надо учиться. Алексей Леонов — космонавт и художник — написал в своей книге: «Когда знаешь мало, все ясно, когда знаешь много, кажется, что ничего не знаешь». Сказано ярко и точно!
...А Виолетта Кисс уже подала документы в институт.


НИК. СЫКЧИН,
начальник репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования