Артисты Венгерского цирка в Москве
Не в первый рез на гастроли в Москву приезжают артисты Венгерского цирка. Встречи с ними всегда доставляют москвичам большое удовольствие.
Аида-парикмахер
Так было и в июльские дни, когда мы знакомились с новой программой, привезенной венгерскими друзьями в нашу столицу. На манеже шапито в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького царили молодость, задор и подлинное увлечение, которые придавали представлению особую прелесть. Это объяснялось тем, что в спектакле преобладали номера молодых артистов — воспитанников Будапештской школы циркового искусства.
Среди них прежде всего хочется назвать замечательных акробатов с подкидными досками Фалуди. В творческом арсенале этих мастеров манежа много сложнейших трюков, исполняемых юношами и девушками исключительно чисто и легко. С большой точностью прыгуны-сальтоморталисты «приходили» на колонну — на плечи второго партнера. А самый молодой прыгун Ференц Сабо взлетал с подкидной доски на колонну из трех, красиво делая в воздухе двойное сальто с пируэтом. Под брезентовым шатром шапито долго гремели дружные аплодисменты зрителей, приветствующих замечательное искусство Ференца и всей группы Фалуди. Очень порадовал публику и другой молодой артист — Карой Доннерт из труппы «Жонглеры на лошадях» — «Три Дунай». Он продемонстрировал отличную жокейскую работу, сочетая ее затем с жонглированием на скачущей лошади. В заключение выступления Доннерт принял участие в групповом жонглировании с двумя молодыми артистками — конными жонглерами.
Кстати сказать, в этой программе было несколько хороших групповых номеров. Семь девушек под псевдонимом «Лилла» ловко, в темпе жонглировали кольцами и булавами. Затем они же в номере «Семь Тюнде» исполнили групповые танцы на трех проволоках, протянутых над манежем. Опытный руководитель молодежной группы Сакыч Ыдын, видимо, стремился показать москвичам разностороннюю подготовку своих воспитанников. И он этого достиг. Точностью и четкостью отличалась работа других молодых артистов — Бочкаи. Они исполняли на моноциклах и велосипедах трудные трюки и в заключение танцевали вальс на своих одноколесных аппаратах. Очень пластичны воздушные гимнасты «Два Эвелин», построившие свой эффектный номер по принципу нарастания трудности трюков. Эти же артисты исполняли акробатический этюд, привлекая внимание зрителей пластикой и красотой поддержек.
Жонглеры-«повара» — «Два Сенаши» работали с различными предметами кухонной утвари, а в финале показывали свой главный трюк — десятка полтора тарелок, вертящихся на длинной доске и готовых вот-вот упасть. Интересна и разнообразна работа у дрессировщиков лошадей артистов «Два Доннерт». Они демонстрировали высшую школу верховой езды. Их кони послушно танцевали, ходили «испанским» шагом, раскланивались. Потом Янош Доннерт — опытнейший дрессировщик — демонстрировал различные композиции и перестроения восьмерки лошадей. Введя в эту работу двух пони, он оживил традиционный конный номер элементами комизма.
Эквилибристы на шарах Шаллаи
Но, к сожалению, во всем представлении наших венгерских друзей не хватало юмора. Репертуар клоунов Муската и Хорвата не отличался особой выдумкой, трюки и репризы их трафаретны и давно известны. Клоунада, кстати, сейчас самый дефицитный жанр в цирковых программах, и хорошие, по-настоящему смешные комики — большая редкость на арене. Этот пробел в программе стремился восполнить иллюзионист-манипулятор Галфи. Свои трюки он сопровождал комическими репликами на русском языке, приглашал на манеж «добровольцев» из публики и проделывал с ними забавные шутки.
И, конечно, всяческих похвал заслуживает старейший артист Иштван Криштоф, выступавший со своей знаменитой слонихой Аидой. Огромное животное послушно выполняло массу интересных трюков. Достаточно было Криштофу сделать еле заметное движение рукой, и Аида показывала стойку на одной ноге, играла на дудке и губкой гармошке, важно раскланивалась, а потом осторожно «ложилась» на своего хозяина, не забывая при этом, что своей грузной тушей она может буквально спрессовать его. Много веселья доставил публике коронный номер Аиды — «Слон-парикмахер». Спокойно, как заправский мастер, Аида намыливала лицо «клиента» большим помазком и «брила» огромной бритвой. Затем, набрав в хобот воды, «освежала» целым фонтаном. Известность Аиды уже давно перешагнула границы Венгрии. Несколько лет назад мы видели эту «артистку» в фильме «Слон и клоун», где она с большим успехом продемонстрировала свои исключительные способности. И вот теперь жители столицы могли с ней познакомиться на манеже цирка. Зрители остались довольны этим знакомством и долго аплодировали талантливому дрессировщику Иштвану Криштофу.
Представление наших венгерских друзей, поставленное режиссером Хейтцем Дьердь, смотрелось с большим интересом. Москвичи радушно принимали артистов цирка братской Венгрии и по достоинству оценили их замечательное мастерство.
Мих. ДОЛГОПОЛОВ
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1965 г.
оставить комментарий