Арутюн Акопян - обыкновенный чародей
«Маги», «чародеи», «волшебники» — не странно ли, что так восторженно мы называем тех, кто умеет увлекательно обманывать?
Может быть, это происходит потому, что их изумляющее мастерство возвращает нас в забытый мир детской сказки? Так или иначе, но фокусник, о котором пойдет речь здесь, именуется «магом» не только в обиходе. Это звание присвоено ему официально.
АРУТЮН АКОПЯН
У меня в руках удлиненный, позолоченный футляр. Когда его откроешь, пахнет чем-то незнакомым и приятным. Это запах сандала. Очень стойкий запах: ведь прошло уже девять лет с тех пор, как футляр из знойного Цейлона перелетел моря и горы и очутился в московской квартире на Кутузовском.проспекте. В 1957 году в этот футляр был вложен диплом победителя Международного конкурса иллюзионистов и манипуляторов в Коломбо. На дипломе надпись: «Почетный член Международного Магического Круга».
Рядом, на столе, в большом альбоме — афиши, фотографии, дружеские записки от зрителей на разных языках. Вот лежит перед нами карандашный рисунок с факсимиле-маргариткой — приветствие Жана Эффеля. Еще один диплом — от Ассоциации французских артистов-иллюзионистов. Вместе с дипломом его владельцу был вручен «Гран-При» 1959 года — именная золотая медаль. Медаль эта украшает концертный костюм народного артиста Армянской ССР Арутюна Амаяковича Акопяна.
...Когда конферансье объявляет номер Акопяна, по залу прокатывается волна оживления. Зрители ждут, что сейчас произойдет нечто таинственное, хотя сцена пуста и никаких магических аксессуаров не видно. Да и в облике артиста нет ничего от всемогущего кудесника — он во фраке и в белых перчатках. И все, что он делает, вроде бы обыкновенно: раскланивается, улыбается, снимает перчатки. И вдруг неожиданное — перчатки исчезают, словно растворившись на ярко освещенной сцене. С этой минуты внимание зрительного зала безраздельно принадлежит иллюзионисту.
Манипуляционная техника Арутюна Акопяна безукоризненна. Во время его гастролей во Франции одна из газет писала: «...все, что он проделывал голыми руками, приводя в изумление весь зал, он делал с таким изяществом, что мы невольно забывали следить за его руками». Мне думается, что если бы автор этой статьи и старался следить за руками Акопяна, ему вряд ли удалось бы что-то увидеть. Я пыталась разобраться в самом, казалось бы, простом, общеизвестном фокусе с исчезающей монеткой, но как ни напрягала внимание, все равно не сумела понять — как же все-таки это делается. Зафиксировать хоть какую-нибудь деталь в фейерверке движений Акопяна просто невозможно.
Кстати, манипуляцию с монетой, в несколько видоизмененном варианте, Акопян показывает, выступая перед детьми: монета, которую он достает прямо «из воздуха», оказывается вдруг в кулаке маленького зрителя... В этих концертах разноцветные платки внезапно меняют окраску, из пустого бокала взмывают в воздух и разлетаются по сцене яркие пятнышки конфетти, выскакивает живой заяц, из вазы бьет бесконечный фонтан разноцветных лент. Выступая перед взрослой аудиторией, Акопян прибегает к помощи «магических» атрибутов лишь в недавно созданном номере «Спутник» — тонкий шелковый платок вдруг превращается в небольшой, вертящийся шар, вокруг которого ритмично кружатся крохотные ракеты.
Когда читаешь о фокусниках и иллюзионистах разных времен и стран, их искусство поражает своеобразием и, кажется, неповторимостью. Однако такое впечатление несколько обманчиво. Из века в век, от поколения к поколению передавались одни и те же трюки и манипуляции, давно уже ставшие классическими. Менялись лишь приемы демонстрации, техника и методы показа. Основа многих трюков и по сей день остается неизменной. Большинство трюков и фокусов в программе Акопяна тоже традиционны. Таковы молниеносные превращения: разорванная на мелкие кусочки газета внезапно становится целой, обрывки афиши превращаются в денежные купюры. Сами собой развязываются и вновь связываются узлом цветные платочки. Разной длины куски веревки неведомым путем оказываются абсолютно одинаковыми. Карты «извлекаются» из карманов или рукавов удивленных зрителей. Но даже традиционным трюкам Акопян умеет придавать свою окраску, свою интерпретацию.
Акопян пришел на профессиональную эстраду около четверти века назад. Как и многие иллюзионисты, он начал выступать «вооруженный» сложнейшей аппаратурой. Но сейчас артист считает, что аппаратура для него — пройденный этап, что для эстрады наиболее перспективно и выигрышно искусство чистой манипуляции. Его не привлекает возможность использовать современные достижения механики и оптики. «Чем зауряднее реквизит, — говорит он, — тем лучше и полнее выявится мастерство артиста: легкость и подвижность его рук, умение свободно обращаться с предметами». Конечно, такая точка зрения может показаться спорной, но Акопян убежденный сторонник ее.
В репертуаре артиста есть трюк, именуемый «Антиспиритический опыт». Из зала приглашают двух зрителей. Одному вручается запечатанный конверт, другому — кусок мела. На грифельной доске один из приглашенных пишет то, что говорят ему из зала: названия городов и книг, имена писателей, свои имя и фамилию. Когда же вскрывают запечатанный конверт, в нем, как вы, вероятно, уже догадались, оказывается тот же текст, что и на доске. Этот трюк пользуется неизменным успехом. Название его вполне оправданно: для проведения такого «опыта» используются только манипуляционные приемы. Отсутствие аппаратуры — налицо; что же касается каких-либо кодов мнемотехники, то они исключаются: Акопян работает без ассистентов.
И все же в творчестве Акопяна есть свои «секреты», отличающие его от многих предшественников и современников. Прежде всего артист, как мы уже говорили, демонстрирует трюки «голыми руками», которым присуща удивительная, почти музыкальная чуткость. Его великолепная натренированность и техническое совершенство манипуляций сочетаются с легкостью и непринужденностью «подачи» номера, с изяществом и отточенной пластикой движений.
Есть и еще одно характерное для артиста качество: он создает сценический образ. Кого же он играет? Неправильно было бы считать, что Акопян изображает этакого хитрого и наивного простачка (такое мнение, кстати, существует). Действительно, иногда он изображает «испуг», словно боится, что мы вот-вот проникнем в его «святая святых». Иногда поддразнивает, мистифицирует публику. Но делает он это, однако, так приветливо, что невольно подкупает зрителей. Импонирует им и чуть ироническое отношение самого артиста к своим фокусам.
Акопян прежде всего артистичен. Он нашел свою, присущую только ему манеру поведения на сцене. Он «обманывает» зрителя тактично, с достоинством, относясь к собственным «чудесам» с подчеркнутой серьезностью. Но вот «чудо» совершилось — и фокусник весело смеется вместе с нами. Отчего зависит выбор профессии? Иногда она как бы передается по наследству: известны целые династии — актеров, сталеваров, архитекторов, музыкантов. Но чаще всего дети сами, независимо от склонностей родителей, выбирают себе специальность.
Арутюн Акопян — сын ереванского молотобойца. Вначале он учился в хореографической школе, затем (ведь надо же иметь «настоящую» специальность) закончил строительный техникум, а потом — институт. Что же заставило обладателя двух дипломов заняться вдруг «чародейством»? Наверное, все долгие годы учебы жило в нем детское восхищение и удивление мастерством заезжих фокусников. Не давала покоя мысль: а я смог бы добиться такого? Он пробовал сам делать фокусы — смастерил незамысловатый реквизит и развлекал товарищей. О сцене в те времена он и не мечтал.
На этих подробностях биографии артиста, возможно, и не следовало бы останавливаться, если бы они нам кое-что не объяснили. Очень часто Акопяна спрашивают: зачем он, профессиональный фокусник, выпускает книгу за книгой, раскрывая секреты своего мастерства? А Акопян вспоминает собственную юность, свое тогдашнее стремление постичь «волшебную науку» и — вежливые отказы профессионалов. Он не может и не хочет поступать так. Со всех концов страны идут к нему письма с просьбами: «подскажите, как тренировать руки?», «как лучше подготовиться к выступлению?», «где достать специальную литературу?» Спрашивают школьники, студенты, солдаты. Можно ли отказать в таких просьбах?
Акопян выпустил три книги: «50 занимательных фокусов», «Фокусы на эстраде» и «10 фокусов для детей». Он регулярно печатается в эстрадных сборниках, знакомит читателей с основами иллюзионизма, с традиционными и общеизвестными приемами. Такое никому не мешает, а помогает многим. Тем и хорош традиционный жанр, что на его «азах» талантливый исполнитель может создать новое, свое. Именно к этому и стремится Арутюн Акопян, один из наших лучших иллюзионистов-манипуляторов.
А. КЛЕБАНСКАЯ
Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.
оставить комментарий