Аттракцион «Северное сияние»
Еще не так давно не страницах журнала приходилось читать о том, что номера с дрессированными животными по целому ряду причин не создаются в ГУЦЭИ, а чаще всего передаются, если так можно выразиться, по наследству — от родителей к детям.
В данное время ГУЦЭИ по-прежнему не имеет возможности выпускать произведения этого жанра, и тем не менее за последние годы на афишах все чаще появляются имена молодых артистов, либо самостоятельно подготовивших интересную дрессуру, либо получивших группу вовсе не по наследственному принципу. Среди них укротители тигров Степан Денисов и Николай Павленко, дрессировщики экзотических животных Любовь и Борис Федотовы, артист Александр Попов, демонстрирующий сюжетные сценки «Доктор Айболит» и «Кошкин дом» с дрессированными собаками.
Перечень этих имен можно было бы продолжить. Но сейчас мне хочется рассказать о новом аттракционе «Фестиваль «Северное сияние», подготовленном молодыми укротителями Денисенко.
Как же, каким путем пришли они к этому нелегкому жанру?
Валентина и Александр Денисенко учились в ГУЦЭИ, закончив его в 1963 году, выступали в цирках страны и за рубежом с эффектным гимнастическим номером. Их сложная вольтижная работа на «Воздушной рамке» всегда имела большой успех у публики. Казалось, что еще нужно молодым артистам? И асе же они мечтали о новом, мечтали вывести на арену группу дрессированных хищников.
Осуществлению мечты помогло то обстоятельство, что Денисенко несколько лет подряд работали в коллективе народного артиста СССР Валентина Филатова и имели возможность наблюдать, как известный дрессировщик репетирует с животными. И не только наблюдать, но и учиться тому, как Филатов готовит своих четвероногих «солистов».
Александр Денисенко учился у Филатова, ассистировал в аттракционе «Медвежий цирк», и у него постепенно рождался замысел нового крупного номера. Медведи? Да. Но только смешанная группа — белые, бурые и гималайские. Сценарий написан и принят в Союзгосцирке. И вот в 1974 году Валентина и Александр Денисенко приехали в Ленинградский цирк, где им предстояло готовить свой аттракцион, режиссером которого стал Михаил Москвин, до этого долго выступавший в качестве ведущего в «Медвежьем цирке» Валентина Филатова.
Опыт, приобретенный у Филатова, помог артистам и режиссеру в их работе. И в результате ленинградские зрители первыми увидели новый тематический аттракцион «Фестиваль «Северное сияние».
Действие происходит на Крайнем Севере. Белые медведи решили провести фестиваль, а поэтому ждут к себе в гости бурых и гималайских мишек. По радио объявляют о прибытии долгожданного самолета и через мгновение зрители приветствуют участников фестиваля, въезжающих на арену на самом настоящем автомобиле. Начинается фестиваль, а котором медведи, соревнуясь, демонстрируют искусство акробатики, гимнастики, проявляют себя как хорошие танцоры. Праздник заканчивается' выступлением медвежьего «вокально-инструментального оркестра».
Итак, родился новый аттракцион. Что же в нем хочется отметить? Стремление артистов и режиссера к сюжетности, красочное художественное оформление, осущественное художником Р. Юношевой, интересное музыкальное оформление композитора О. Хромушина, целый ряд сложных трюков. Вот один из них: два белых медведя держат на плечах две перекладины с площадочкой, а гималайский мишка исполняет на ней кульбиты и стойку на передних лапах. Или такая оригинальная трюковая композиция: белый медведь висит на задних лапах на специальной аппаратуре и держит в зубах трапецию, на которой вначале раскачивается маленький медвежонок, а затем и сама дрессировщица. Эффектная, интересная дрессура.
И все же есть нечто мешающее мне дать этой работе высокую оценку. Это «нечто» заключается в том, что молодые исполнители не смогли полностью пойти по самостоятельному пути. В их аттракционе, к сожалению, мы видим трюки, заимствованные у других дрессировщиков — у Безано, Беляковых, Касеевых. А текст, передаваемый по радио во время празднования фестиваля, удивительно схож с комментариями к «Медвежьему цирку» Филатова.
Аттракциону сейчас явно недостает поголовья и особенно недостает белых медведей. Видимо, поэтому основная работа строится на гималайских. Хочется надеяться, что молодые дрессировщики, увеличив поголовье, станут вводить новые трюки и при этом сделают упор на дрессировку белых медведей, что позволит им отказаться от колировки. Ведь сейчас белые медведи на нашей арене — редкость.
Кто-нибудь, вероятно, может сказать: создан крупный интересный аттракцион, зачем же говорить о некоторых его недостатках? Но если артисты, полные творческих сил, создают новое произведение, то оно должно быть поистине самобытным, должно явиться новым словом в искусстве цирка.
ЗОЯ КОХ, заслуженная артистка РСФСР
оставить комментарий