В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Автора!

Несколько лет назад в одном селе, в сибирской глубинке, мне пришлось побывать на концерте коллектива «Цирк на сцене».

Была страдная пора, люди возвращались с полей усталые и все же спешили в клуб. Они хотели непременно поглядеть выступление артистов. Начался концерт. Участвовал в представлении, конечно, и клоун. Собственно, это был даже не клоун, а своеобразное соединение клоуна и эстрадного конферансье. Он и вел программу, и показывал репризы, и разыгрывал скетчи. В одной из сце­нок артист попытался изобразить якобы местного стилягу (тогда осо­бенно модная тема), но, несмотря на то, что в куплеты легко «ложилось» даже название деревни, успеха ко­мик не имел. Больше того, вызвал не­доумение у зрителей, неловкость за него. В самом деле, какие стиляги в далеком сибирском селе!

Я вспомнил этот эпизод теперь, когда задумался об ответственности перед зрителем автора, пишущего для   эстрады. Но позвольте, могут возразить мне, в приведенном выше эпизоде виден промах прежде всего актера. Может быть, режиссера или руко­водителя коллектива. Пожалуй. Одна­ко есть и еще одна существенная сторона дела. После концерта я подошел к артисту и хотел узнать у него об авторе куплетов. Он ничего не знал о нем и добавил: «Прислали как-то к нам в группу пачку мате­риалов, ну мы и взяли...» Куплеты эти, очевидно, «взяли» и в других группах. Пользуются ли они успехом, где и как их воспринимают — автор, мы уверены, об этом не ведал. Произ­ведение его перед зрителями было анонимным. Ответственности, кото­рая возникает всегда, когда дело ка­сается искусства, он не нес. И это была не вина его, а беда. Все прини­мал на себя артист: и успех и не­успех,  похвалу и  порицание.

Было время, к счастью ушедшее, когда на головы авторов буквально обрушился поток фельетонов. И в них авторы зачастую оставались ано­нимными. Их называли почему-то «субъектами в зеленых шляпах». Ка­жется, тогда моден был этот цвет. Правда, мой знакомый, отдававший много сил и времени эстраде, пред­почитал кепи, но он был известный писатель-юморист, и потому фелье­тонисты, видимо, его не имели в виду. Словом, литератор, пишущий для эстрады, довольно долго оста­вался поручиком Киже — «фигуры не имеющим». Отсюда все вытекающие последствия. А эстрада тем временем наби­рала силу, и теперешние ее немалые успехи просто не мыслятся без труда писателя, знающего все секреты звучащего слова. И тем не менее до самого последнего времени эстрад­ному автору с трудом приходилось утверждать свое общественное положение, используя марку какого-либо учреждения.

Все возрастающая роль и значе­ние на эстраде разговорного жанра и необходимый приток молодых ли­тературных сил вызвали потребность иметь особую организацию. И, на­конец, она создана — это Всероссий­ское литературно-творческое объеди­нение драматургов эстрады. Характерно, что членами его с удовольствием стали и маститые ли­тераторы и неизвестные зрителям авторы. Это не случайно. Объедине­ние — не просто еще один админи­стративный орган (каковых более чем достаточно), а творческое товарище­ство. Сомневаться в высокой пользе подобного союза не приходится. В его рядах и «старики» и молодежь, обладающая высокой культурой, с успехом владеющая как летучим эстрадным словом, так и журналь­ным пером (например, Арканов, Го­рин, Розовский, Камов, Успенский, Внуков, Князев, Славкин, Хайт, Курляндский).

Несмотря на молодость, авторы принесли на эстраду свой жизненный опыт, а главное, свое свежее, боевое решение проблем, волнующих зри­телей. Более того, приток молодых сил вызвал не только появление но­вых тем, но и интеллектуального кон­ферансье, который, на наш взгляд, постепенно оттесняет популярного раньше легкого, изящного, находчи­вого, но неглубокого остряка. Ко­нечно,  все это  родилось  не на   пустом месте, а является продолжением традиций советской эстрады. То, что долгие годы приходилось делать Н. П. Смирнову-Сокольскому в оди­ночку, стало делом многих. Причем не только молодых артистов. Родив­шиеся тенденции помогли раскрыться и утвердиться по-новому талантам известным, казалось бы, крепко при­способившимся к определенной фор­ме. Мы можем назвать молодого Олега Милявского и отличного арти­ста старшего поколения Федора Липскерова. Они очень разные, но обоих отличает культура, интеллигентность. Кстати, оба являются и авторами. Конечно, успехи авторов эстрады не могут заслонить недостатки в их творчестве, которые касаются и со­держания и формы произведений. Предстоит упорная работа. Собствен­но, искусство всегда большой, непре­рывный труд. Объединение должно и, надеемся, станет лабораторией поисков новых форм, разработки углубленного содержания, проверки идейного заряда произведения. Что может быть лучше соединения опы­та старших с темпераментом и не­устанным стремлением к экспери­менту молодых?

Работа такая уже идет. Регуляр­но проводятся читки и обсуждения новых произведений членов объеди­нения. Проведено более двадцати собраний и вечеров. На одном из них В. Ардов поделился опытом работы над положительной темой, на дру­гом   доктор   искусствоведения   профессор Ю. Дмитриев выступил с лек­цией об эстрадной драматургии. Со­стоялись встречи с театральными критиками московских газет и жур­налов, с редакциями журналов «Кро­кодил» и «Наука и религия», с акте­рами, работающими в сатирическом жанре. В Театре эстрады успешно прошел вечер авторов литературного объединения. По предложению министерств культуры СССР и РСФСР члены объединения приняли участие а соз­дании наиболее крупных и значи­тельных эстрадных программ, а также в подготовке репертуара для фести­валей и декад литературы и искус­ства в союзных и автономных респуб­ликах — в Молдавии, Узбекистане, Казахстане, Туве. Одиннадцать чле­нов объединения награждены меда­лями и грамотами Верховных Сове­тов  этих  республик.

А члены объединения, активно работая, продолжают учиться друг у друга, оттачивать свое мастерство. Росту мастерства поможет впервые организуемый месячный творческий семинар, на который соберутся эстрадные литераторы Москвы и Ле­нинграда. Это произойдет несколько позже, а пока они охотно приходят на свои собрания. Мы побывали на одном из них, и оно нам понрави­лось творческой атмосферой, пол­ным отсутствием канцелярски «обя­зательных» моментов. Чтобы пере­дать хотя бы немного эту атмосферу, приведем такой факт: некоторые ли­тераторы пришли с неясными еще замыслами, чтобы в беседе с това­рищами найти  решение. Местные филармонии уже успе­ли оценить объединение и часто обращаются туда с просьбой помочь подготовить программу. Растет авто­ритет объединения. Автор теперь знает, для кого пишет, знает, перед какой аудиторией появится актер. Он все чаще и чаще сам выходит на эстраду. Литератор ищет контакта со своим зрителем, ведь пишет-то он прежде всего  для  него.

Автор чувствует ответственность перед объединением — перед твор­ческим товариществом. Это очень хорошо. Но еще большую ответст­венность он призван чувствовать пе­ред зрителем. Зрителю должно быть известно, что, например, необычай­ный и давнишний успех Тарапуньки и Штепселя берет начало от письмен­ного стола писателей В. Бахнова и Я. Костюковского, а молодые и уже популярные А. Лившиц и А. Левекбук составляют прочный квартет с моло­дыми же литераторами Ф. Камовым и Э. Успенским. Критики, пишущие об эстраде, знают, что актер не выйдет на под­мостки, пока писатель не сядет за письменный стол. Так пусть же и зритель знает писателя. Это одно из условий дальнейшего роста раз­говорного жанра на эстраде.
 

А. Г.

Журнал Советский цирк. Август 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100