Когда прилагательное становится существительным... Б.М. Поюровский
Среди тех, кто ближе мне по роду своей профессиональной деятельности, был не так давно ушедший из жизни Юрий Арсеньевич Дмитриев, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, театровед, эстрадовед, цирковед, автор сотен статей и многих книг по истории театра, эстрады и цирка, без которых давно уже не могут обойтись наши студенты.
Ученики Дмитриева за эти годы стали опытными педагогами, некоторые из них успешно защитили кандидатские и докторские диссертации, кстати, подготовленные под его непосредственным руководством. Дмитриев неоднократно входил в жюри всесоюзных и международных конкурсов артистов эстрады и цирка, a часто и возглавлял их. K его мнению прислушивались выдающиеся мастера искусства. Потому что в нем сочетались необыкновенная взыскательность c врожденным тактом и редкой доброжелательностью.
B самом уже словосочетании «добрый человек» существительным принято считать второе слово, а первое, конечно, относится к прилагательным. C точки зрения грамматики все, вероятно, так и есть. Но, по существу, мне кажется, случаются исключения. И применительно к Юрию Арсеньевичу Дмитриеву я бы такое исключение, безусловно, сделал. Да, спору нет, он был замечательный человек, отмеченный множеством достоинств. Но среди них едва ли не главным была его поразительная доброжелательность.
Впервые я познакомился с ним в Харькове, в самом начале 50-x годов, куда он был приглашен в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии в Театральный институт. По просьбе дирекции он любезно согласился встретиться для беседы со студентами театроведческого факультета. Это была действительно беседа, a не лекция; Юрий Арсеньевич задавал множество вопросов и по-настоящему, a не формально выслушивал наши сбивчивые ответы. А в конце, никак никого не оценивая, рассказал o жизни театральной Москвы и при этом говорил c нами так, будто мы ему ровня, хотя он давно уже был профессором, доктором наук, автором многих статей и книг. Однако его общественное положение и все титулы и звания никак не обременяли нашего со6еседника, он не прогибался под их тяжестью, a вел себя как равный с равными.
Наше знакомство возобновилось и продолжилось, когда я через несколько лет уже окончил институт и переехал в Москву. Это не были какие-то особенные, близкие отношения. Но мы несколько раз принимали участие в обсуждении гастролей в Москве периферийныx театров. Иногда Юрий Арсеньевич звонил мне, чтобы сказать несколько добрых слов в связи c какой-нибудь понравившейся ему моей публикацией.
C середины 60-x годов мы почти ежегодно встречались в Ялте, в доме отдыха ВТО «Актер». O чем можно говорить у моря? О погоде, o ценах на фрукты, o литературных новинках, наконец, o последних событиях, долетающих сюда благодаря радио и телевидению, но, главным образом, о постоянно вновь прибывающих. Правда, на другой день сведения эти опровергаются или не подтверждаются. Это никого не смущает: появляются новые, более сногсшибательные. Помимо привычного и самого распространенного вопроса о самочувствии, на втором месте – чем вы сейчас занимаетесь?
Подробно на обе темы обычно отвечают исключительно зануды, не подозревающие, что вопрошающий вовсе не стремится к получению исчерпывающей информации, a спрашивает исключительно из вежливости в силу сложившейся традиции.
Мой день в Ялте, как правило, строился достаточно однообразно: утренний короткий пляж до завтрака, мини-заплыв перед обедом и приятный час-другой y моря перед заходом солнца. Остальное время я проводил в библиотеке или за столом в уютной лоджии, где докатывающиеся звуки ровного морского прибоя заметно повышают работоспособность даже самого ленивого.
Однажды ко мне обратились два весьма уважаемых театроведа с одним, как они сами выразились, нескромным вопросом: что я делаю после завтрака, почему они так редко видят меня в эти часы на пляже?
Хитрить я не умею, поэтому запросто отвечаю: во-первых, не люблю жаркое полуденное солнце, a во-вторых, y меня c собой большая работа, которую я должен вскоре закончить и сдать в издательство «Искусство».
— Если не секрет, o чем пишете? – тут же оживляются мои собеседники.
— Помилуйте, какие могут быть секреты при нашей c вами профессии? заканчиваю монографию o Мироновой и Менакере.
— Слушайте, это же замечательная тема! Почему 6ы вам не защитить ее y нас как диссертацию?
— A зачем она мне?
— Не скажите. B нашей стране никогда не знаешь, что, когда и где может сгодиться. Вот, к примеру, сейчас Юрий Зу6ков, полемизируя c вами, обычно пишет: «некий Б. Поюровский». A если вы остепенитесь, он уже так писать не сможет, придется прибавлять «кандидат наук», a словосочетание «кандидат наук» c приставкой «некий», согласитесь, как-то не вяжется...
— Но я никогда не занимался научной работой! Меня больше увлекали острые современные проблемы. Да и какой из меня ученый!
— Что вы, что вы, не скажите! Да вы посмотрите, кто y нас доктора наук? Вы же на этом фоне законченный академик! Одним словом, не валяйте дурака, завершайте свой труд, приносите к нам, a дальше — не ваше дело.
Этот диалог происходил в Ялте, в «Актере», в середине 70-х под знаменитым древом, каким-то странным образом спасавшим не только от палящих солнечных лучей, но и от самого зноя... Моими собеседниками были два доктора наук, два театроведа — Александр Павлович Клинчин и Юрий Арсеньевич Дмитриев, давние друзья, люди необычайно доброжелательные. Клинчин, правда, давно и тяжело болел, однако не любил жаловаться. Дмитриев же, напротив, отличался богатырским здоровьем, но был от природы не по годам легкомыслен, o чем я, к сожалению, узнал слишком поздно...
Поговорили и разошлись, мало ли o чем люди болтают на курорте? А тут еще вскоре не стало Александра Павловича — доконала проклятая астма? И я подумал, что вместе c Клинчиным мы навсегда похоронили и все разговоры o моей научной карьере. Но не тут-то было: год спустя в тот же час, на том же месте, встречает меня теперь уже один Юрий Арсеньевич и спрашивает: «Как двигается диссертация?»
Объясняю, что рукопись книги благополучно прошла рецензирование, и сейчас над ней трудится редактор. Что же касается диссертации, то я абсолютно не знаю, как она делается, a, главное, — по-прежнему сомневаюсь, нужна ли она мне вообще.
Но Юрий Арсеньевич не унимался. Он подключил к своей «безумной» затее двух жен — мою и собственную, и они явно пошли у него на поводу. Мало того, Юрий Арсеньевич от кого-то случайно узнал, что много лет назад, теперь уже и не припомню в связи с чем, я имел неосторожность сдать кандидатский минимум, который срока давности не имеет.
Короче говоря, осенью я проявил малодушие и передал Дмитриеву рукопись моей книги, еще раз подчеркнув, что это – не диссертация, а монография! Каково же было мое удивление, когда спустя месяц мне позвонила Екатерина Павловна Перегудова, ученый секретарь Сектора, и сообщила, что в ближайшую пятницу назначено официальное обсуждение моей диссертации (!?) на Секторе театра ВНИИ.
Разумеется, все завершилось полным моим конфузом, и я считал себя в дальнейшем свободным от какой бы то ни было научной работы. Но Юрий Арсеньевич не котел отступать, он нашел союзников на Секторе, они дали мне ряд дельных советов, и я снова проявил малодушие, за что был жестоко наказан. Обсуждение отчетливо выявило два обстоятельства: мою неспособность к научной деятельности и определенную недоброжелательность некоторых официальных и неофициальных оппонентов соискателя.
И вот тут-то и проявился характер Юрия Арсеньевича. Во-первых, он, как руководитель Сектора, подводя итоги обсуждению, дал открытый бой моим недоброжелателям, во-вторых, вечером того же дня позвонил мне и сказал, что готов выступить официальным оппонентом в любом институте, где я решусь защищать диссертацию. Слово свое он сдержал и, будучи человеком далеко не молодым, специально для этого прилетел в Тбилиси, где и завершилась благополучно вся эпопея. Согласитесь, так поступил бы далеко не каждый. Что ему Гекуба?..
Разве не в этом проявилась доброжелательность и порядочность человека, готового к конфликту c ближним кругом ради торжества принципиальности и справедливости?
Если бы в этом сборнике, посвященном Юрию Арсеньевичу Дмитриеву, опубликовать список людей, которым так или иначе он помог в разные годы и в разных ситуациях, – уверен, получился 6ы интереснейший документ, свидетельствующий o том, что не надо все сваливать на обстоятельства времени.
И прежде, и теперь, и в будущем были, есть и будут разные люди. И с этим ничего не поделаешь!
оставить комментарий