В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Балансирование на катушках

Это наиболее легкий вид балансирования. Занимающемуся вначале нужно будет приобрести одну катушку и одну доску.

Катушку несложно сделать из сухого бревна, отпилив кругляш диаметром 15 см и длиной 25—30 см. Доска должна быть длиной 60—70 см, шириной 25—30 см и толщиной 1—1,5 см (рис. 1). Поверхность катушки, так же как и до­ску, следует хорошо отшлифовать. Это самая простая катушка, которая может быть использована для начальных тренировок. В дальнейшем по­требуются более усовершенствованные катушки. Размеры их можно ме­нять с приобретением технических навыков (вообще размеры реквизита должны соответствовать индивидуальным особенностям исполнителя и быть удобными для него).

Балансируют и на бутылках из-под шампанского, так как они из тол­стого стекла и могут выдержать большой вес. Но в этих случаях сле­дует брать доску, ширина которой была бы равна утолщенной части бу­тылки.

Делают катушки и из алюминиевой трубы соответствующего диамет­ра и из фанеры. Чтобы сделать катушку из фанеры, следует взять четыре-пять кружков, нарезанных из 10—12 мм фанеры диаметром 15 см (и более). Кружки распределяют на равном расстоянии друг от друга на отрезке нужной длины, соединяют их планками, врезая планки в круж­ки одну против другой (рис. 2). Планки ставят на клей и прикрепляют гвоздиками. Затем кружки с прибитыми планками обтягивают двух-трехмиллиметровой фанерой, которую предварительно мочат. В стыке фанеру следует подогнать так, чтобы на катушке не было ребра. Затем катушку оклеивают полотном, дают ей хорошо просохнуть и красят. Она получается легкой и прочной.

Катушки могут быть и металлическими, выточенными на токарном станке. Металлическая катушка состоит из двух дисков и оси. На дисках вырезают пазы, стачивая на две трети диски по ширине и на 1 —1,5 см по высоте (рис. 3). Затем берут две металлические полосы, соединен­ные между собой. Длина полос 60—70 см, ширина их должна равнять­ся длине катушки между желобами до упора (рис. 4).

 Катушки могут быть и металлическими, выточенными на токарном станке. Металлическая катушка состоит из двух дисков и оси. На дисках вырезают пазы, стачивая на две трети диски по ширине и на 1 —1,5 см по высоте (рис. 3). Затем берут две металлические полосы, соединен­ные между собой. Длина полос 60—70 см, ширина их должна равнять­ся длине катушки между желобами до упора (рис. 4).

Начинают изучение балансирования на катушках следующим об­разом: Вначале катушку кладут на пол (если пол неровный, катушку сле­дует положить на доску такого же размера, как и доска, которая будет положена поверх катушки). Затем катушку покрывают доской так, что­бы один край ее касался пола или нижней доски.

Занимающийся ставит левую ногу на опущенный край доски, а пра­вую — на приподнятый. Затем он переводит центр тяжести тела вправо до тех пор, пока опущенный край доски не приподнимется и доска не примет горизонтального положения (рис. 5).

Первое время это упражнение следует выполнять с помощником, ко­торый поддержит занимающегося за руку. Если же помощника нет, уп­ражнение можно выполнять, держась за какой-нибудь предмет или опи­раясь рукой о стену. Через две-три репетиции (а каждая репетиция должна длиться не менее 1 час) упражнение будет получаться без по­сторонней помощи. Впоследствии тренировочное время можно увели­чивать.

На катушках

Когда доска примет горизонталь­ное положение, занимающийся движе­нием ног в стороны (корпус его дол­жен оставаться на месте, в середине доски) удерживает ее равновесие — балансирует, — не давая катушке ухо­дить из-под ног. Во время первых тре­нировок не следует допускать слиш­ком резкого и широкого колебания доски, иначе катушка может выско­чить из-под нее.

После того как занимающийся на­учится свободно балансировать, стоя на катушке, он может приступить к ос­воению профессионального входа на доску. Занимающийся кладет доску на катушку так, чтобы она левым краем касалась нижней доски или пола. При­держивая приподнятый край доски правой рукой, занимающийся левую вытянутую руку    отводит   в   сторону.

Затем, поставив левую ногу на левый край доски, занимающийся перево­дит центр тяжести тела в сторону правой руки. Когда доска примет горизонтальное положение, он ставит правую ногу на край доски рядом с пра­вой рукой, переводит центр тяжести тела на обе ноги, освобождает пра­вую руку и выпрямляет корпус (рис. 6).

Освоив такой вход на доску, можно переходить к еще более сложному. Занимающийся кладет доску серединой на катушку. Отводя в сторону вытяну­тую левую руку (для сохранения ба­ланса), занимающийся поддерживая доску в горизонтальном положении правой рукой, ставит левую ногу на край доски, распределяя вес тела меж­ду правой рукой и левой ногой (рис. 7). Стоя в таком положении, надо научить­ся балансировать. Затем занимаю­щийся убирает с доски правую руку, одновременно ставя на это место пра­вую ногу, и выпрямляет корпус, не теряя баланса. Освоить такой вход на доску необходимо, так как при построении номеров площадка, на которую придет­ся класть катушку, может оказаться небольшой, и тогда левый край доски не на что будет опереть.

На катушках

 Умение входить на доску таким образом может понадобиться и при исполнении баланса сразу на нескольких катушках, когда надо будет переводить вес тела на обе руки, держась ими за края доски. В этом случае руки, сперва левую, а затем правую, убирают с до­ски, ставя на их место ноги, и выпрямляют корпус. Вход на доску не обязательно начинать с левой ноги, можно и с пра­вой, как удобнее исполнителю, но в этом случае меняется и порядок дви­жения рук и ног.

Когда занимающийся хорошо освоит баланс, стоя на катушке, он мо­жет переходить к выполнению более сложного баланса с вспомогатель­ным реквизитом. В качестве примера приведем несколько эквилибри­стических трюков на катушках. Наиболее простой трюк: исполнитель кладет на катушку доски, соеди­ненные между собой так, как показано на рис. 8. Длина и ширина сдво­енной доски должны быть такими же, как и размер доски, на которой исполнитель тренировался. Высота боковых стенок делается по усмот­рению исполнителя. Но чем боковые стенки выше, тем трюк по­лучается эффектней, хотя и выполнение его становится немного труднее.

Исполнитель, держась руками за края верхней доски, поочередно ставит ноги на края нижней   доски. Затем, балансируя,    он переводит центр тяжести тела на руки, ставит ноги, также по очереди, на края верхней доски вместо рук и, когда центр тяжести тела пе­рейдет на ноги, выпрямляет корпус.

На катушках

Второй трюк более сложный. Исполни­тель кладет на катушку фигуру, напомина­ющую букву «2» (рис. 9). Делают такую фигуру из досок, укрепляя их в углах. Вход на эту фигуру выполняется так же, как и вход на сдвоенную доску, хотя он несколько сложнее. Но зрительное впечатление входа на фигуру «2» получается более сильным. При сходе как со сдвоенной доски, так и с фигуры «2» движения вы­полняются в обратной последовательности. Для построения следующей пирамиды понадобятся четыре-пять досок одного размера. Соответст­венно, количеству досок берут граненые стаканы с таким расчетом, что­бы поставить по два стакана на каждом крае доски, кроме самой верх­ней. В каждой доске по краям надо выдолбить по два гнезда диаметром, равным диаметру верхнего края стакана, и глубиной 2—3 мм. Чтобы не делать гнезд, на края досок можно наклеить сукно или полоски рези­ны. Это предохранит стаканы от скольжения. Вместо стаканов иногда берут соответствующего размера металлические трубочки, но в этом случае эффект трюка снижается.

Встав на первую доску, исполнитель ставит на каждый ее край по два стакана (стаканы должен подать помощник; их можно до полови­ны наполнить жидкостью). Затем исполнитель кладет на стаканы, на­полненные жидкостью, доску и, не теряя равновесия, переставляет ноги на эту доску. Теперь он снова ставит стаканы на верхнюю доску, а на стаканы кладет новую — и так до последней доски (рис. 10). Побалансировав на такой пирамиде, исполнитель начинает осторож­но спускаться на нижние доски, разби­рая пирамиду. Если нет помощника, то стаканы и доски кладут на подстав­ку, а подставку ставят так, чтобы с нее можно было легко достать нуж­ный реквизит.

Стоя на катушке с положенной на нее одной доской, а также стоя на всех вышеописанных фигурах, испол­нитель может жонглировать, баланси­ровать на лбу какой-либо предмет или выполнять и то и другое сразу (рис. 11). Но это сложно и требует предварительной тренировки на полу.

Все вышеописанные трюки хорошо выполнять на специальном пьедестале, особенно во время концертов (для тренировок можно использовать обыкновенный стол). Форма пьедестала и его размеры показаны на рис. 12.

На катушках

Их можно изменить по желанию исполнителя, сохранив при этом устойчивость пьедестала.

Интересен и такой трюк. Исполнитель, балансируя на катушке, берет в правую руку металлическое кольцо и продевает в него правую ногу. Выполняется это следующим образом: не отрывая ноги от доски и не прекращая балансирования, исполнитель приподнимает носок правой ноги и пропускает под него кольцо, затем, встав на носок, он приподнимает пятку и надевает кольцо на ногу (рис. 13). Далее, согнув корпус, исполнитель продевает в кольцо левую руку и голову, а затем правую руку. После этого исполнитель проталкивает кольцо по корпусу так, чтобы оно оказалось надетым на левую ногу (в этот момент кольцо надо держать левой рукой). Теперь, опустив кольцо, исполнитель приподнимает пятку левой ноги и пропускает под нее кольцо, затем он опускает пятку, поднимает носок и освобождает кольцо. Все упражнение следует выполнять очень осторожно, не теряя равновесия. Кольцо должно быть не слишком большим, но таким, чтобы корпус исполнителя легко проходил сквозь него.

На катушке можно балансировать и стоя на руках (рис. 14). Но для этого нужно прежде всего научиться выполнять стойку на руках. (Подробно эти упражнения разобраны в разделе «Ручной эквилибр», стр. 74.) Руками в данном случае не следует браться за края доски. Ладони рук кладут на доску немного отступя от края, а затем толчком ног выходят в стойку на руках. В таком положении исполнитель должен найти точку равновесия. Научиться этому легче, выполняя упражнение с разведенными в стороны ногами, как показано на рис. 14.

Во время первых тренировок упражнение лучше выполнять с помощником, который будет поддерживать исполнителя за ноги. Умея хорошо выполнять стойку на руках, исполнитель может демонстрировать ее на любой из вышеописанных фигур.

На катушках

К эквилибристике на катушках относится еще один оригинальный трюк. Исполнитель берет доску и две небольшие деревянные лесенки, которые должны по высоте и ширине соответствовать доске, лежащей на катушке. На нижние концы лесенок плотно надевают по железному кольцу с приваренной к нему стальной шпилькой. Шпильки должны выходить за края лесенки на 1,5—2 см, то есть на толщину доски. По краям доски, немного отступя от бортика, надо просверлить отверстия, в которые должны плотно войти шпильки (рис. 15). Положив доску на катушку, исполнитель встает на нее и, балансируя, вставляет лесенки шпильками в отверстия доски. Далее он переходит в стойку на руках (стойку на руках надо выполнить жимом, а не толчком; рис. 16), Причем на такой фигуре стойку на руках можно выполнять и разведя ноги в стороны и с соединенными ногами.

Этот трюк красив, и хотя сложен, но вполне выполним. Чтобы облегчить выход в стойку на руках, исполнитель может сначала подняться по ступенькам лесенки до удобной высоты.

Эквилибристический трюк возможен и с использованием только одних катушек. Но для этого исполнитель прежде всего должен освоить балансирование на двух катушках. В данном случае первую катушку кладут на нижнюю доску не поперек, как раньше, а вдоль доски. Вторую катушку кладут поперек первой, а на нее — доску (рис. 17). Входить на такую фигуру следует так же, как и на уже освоенные. Но в первое время понадобится помощник, который поддержит исполнителя за руку.

На катушках

Выполнение такой   пирамиды   развивает   чувство двойного баланса. Исполнитель должен сохранять равновесие одновременным движением ног в стороны, вперед и назад. 15 лом и заключается сложность двойного баланса. Освоив двойной баланс, исполнитель сможет строить пирамиды сразу на нескольких катушках, приучая себя к высоте и тренируя технику входа па фигуру и спуска с нее.

Пирамида на трех катушках строится следующим образом. Первую катушку ставят торцом на нижнюю доску, вторую кладут поперек первой торцом к исполнителю, третью ставят торцом на бок второй катушки и поверх третьей катушки кладут доску (рис. 18). Входить на эту фигуру и спускаться с нее следует как обычно. Поставленные таким образом катушки дают возможность исполнителю во время  балансирования на них поворачиваться на 360° и, кроме того, одновременно жонглировать тремя бу­лавами.

На катушках

Чтобы во время поворота верхняя доска, на которой стоит исполнитель, не со­скользнула с катушки, в центре ее надо про­вернуть неглубокое отверстие для шпильки, шпильку следует укрепить в центре верхне­го донышка третьей катушки. Этот трюк можно начинать репетировать только после того, как исполнитель научится балансиро­вать на двух катушках, так как во время поворота ему придется дважды устанавливать равновесие не только движениями ног в стороны, но и движениями ног вперед и назад.

Освоив балансирование на трех катуш­ках, можно переходить к балансированию на четырех катушках. Пирамида на четы­рех катушках строится так же, как и на трех. Первую катушку ставят торцом на нижнюю доску, на нее боком вдоль нижней доски кладут вторую катушку. Третью катушку ставят торцом на бок второй катуш­ки, а на нее поперек нижнем доски кладут четвертую катушку и поверх четвертой катушки — вторую доску (рис. 19). Если фигура получится слишком высокой и исполнителю трудно будет взобраться на нее, тогда около нижней доски на удобном расстоянии ставят пятую катушку, которая будет служить в качестве ступеньки.

На катушках

Наиболее сложный трюк — это балансирование на пяти катушках. Такую фигуру строят так же, как и предыдущую, только добавляют пя­тую катушку, которую ставят торцом на бок четвертой катушки. Поверх пятой катушки кладут доску и в качестве ступеньки ставят шестую ка­тушку. Для выполнения этой пирамиды понадобится шест, который должен держать помощник. При отсутствии помощника шест вставля­ют в край пьедестала в специальное гнездо. При входе на фигуру испол­нитель правой рукой должен держаться за шест. Сходить с фигуры, по­строенной из четырех и пяти катушек, следует прыжком. Для нот, ба­лансируя, исполнитель ищет такой момент, когда он сможет удерживать равновесие без движения ног, так называемый момент «мертвой» точки. Найдя его, исполнитель прыгает вперед или назад, как удобнее.

Освоив трюки на катушках, исполнитель может строить эквилибри­стический номер для выступления перед зрителями. Мы расскажем о не­скольких сценарных планах такого номера.

Первый вариант номера включает наиболее простые элементы эквилибристики. По мере освоения более сложных трюков исполнитель сумеет заменять ими легкие трюки. Итак, освоив балансирование на одной катушке, исполнителю нетруд­но будет усложнить трюк входом на сдвоенную доску и на фигуру в форме «Z».

Перед началом выступления на сцену выносят реквизит и устанавли­вают его в порядке использования исполнителем. После объявления но­мера исполнитель выбегает на сцену и, остановившись в двух-трех ша­гах от реквизита, приветствует публику; говоря языком профессионалов, делает «комплимент». Затем исполнитель с разбегу впрыгивает на пьеде­стал (он должен быть не длиннее доски, на которой исполнитель трени­ровался, но в два раза шире нее). Вначале исполнителю подают (или он сам берет) нижнюю доску. Повернув ее нужной стороной, исполни­тель кладет доску на крышку пьедестала, затем берет катушку и, поло­жив ее на доску, толкает с таким расчетом, чтобы она, покатившись, со­скочила с пьедестала. Но исполнитель подхватывает катушку рукой и не дает ей упасть. Затем он ставит катушку на нижнюю доску, берет еще одну доску, кладет ее на катушку и, взобравшись на верхнюю доску, балансирует. В начале номера исполнитель должен делать вид, что он вот-вот упадет и что сто­ять ему очень трудно. Для этого следует произво­дить резкие движения, которые затем постепенно надо успокоить. Побалансировав некоторое время спокойно, исполнитель спрыгивает с фигуры и дела­ет «комплимент» зрителям. Это и будет первый трюк номера.

Второй трюк — баланс на сдвоенной доске. Сложность этого трюка заключается в высоте фи­гуры, и поэтому исполнитель, преподнося его зрителям, должен подчеркнуть «опасность» выполнения. Достигается это чрезвычайно осторожным входом на фигуру.

Третий и последний трюк номера — вход на фигуру «Z» — надо преподнести так, чтобы еще боль­ше подчеркнуть «сложность» и «опасность» его выполнения. Фигура «Z» еще выше, чем предыдущая, и, кроме того, один край каждой доски ничем не ук­реплен, что зрительно создает впечатление опасности, тогда как для исполнителя данная форма пирамиды вовсе несложна. Но чтобы сохранить у зрителя до конца нужное впечатление, сходить с этой фигуры следует осторожно. Только после того как исполнитель встанет на пьедестал, он должен быстро и весело спрыгнуть с него, поклонить­ся зрителям и убежать за кулисы.

Второй вариант эквилибристического номера, который включает пи­рамиду с несколькими стаканами и досками, может строиться следую­щим образом. Вначале исполнитель балансирует на одной катушке, за­тем выполняет пирамиду со стаканами. Этот трюк будет и финалом но­мера. Демонстрируя пирамиду со стаканами, все время следует подчер­кивать, что стаканы могут лопнуть, а значит, и вся пирамида может рас­сыпаться. Закончив финальный трюк, исполнитель спрыгивает с пьеде­стала и, поклонившись зрителям, убегает за кулисы. Спрыгивать с фи­гуры со стаканами нельзя, ее надо обязательно разобрать, не прекращая балансирования. Это создает большее впечатление у зрителей. Такой номер (и первый и второй варианты) продолжается 5—7 мин, то есть столько, сколько и должен продолжаться любой эстрадно-цир­ковой номер.

На катушках

Если исполнитель умеет жонглировать и держать баланс на лбу, то он может включить эти трюки в программу своих номеров, подготовлен­ных для выступления. Если исполнитель умеет только жонглировать или только держать баланс на лбу, ему следует эти трюки включать в испол­нение финальной пирамиды. Но если он владеет и жонглированием и балансированием предметами на лбу, то жонглирование следует демонстрировать при исполнении первой пирамиды, а балансирование на лбу — в финале номера. В том случае, если исполнитель умеет жонгли­ровать и держать баланс на лбу одновременно, ему следует этот трюк демонстрировать во время финальной пирамиды (рис. 20).

Исполнитель, освоив описанные выше трюки, в дальнейшем сумеет сам придумывать реквизит для построения эквилибристических фигур. Это сделает его номера более разнообразными и интересными.

Из книги. Эквилибристика. Н. Э. Бауман

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100