Балансирование на катушках
Это наиболее легкий вид балансирования. Занимающемуся вначале нужно будет приобрести одну катушку и одну доску.
Катушку несложно сделать из сухого бревна, отпилив кругляш диаметром 15 см и длиной 25—30 см. Доска должна быть длиной 60—70 см, шириной 25—30 см и толщиной 1—1,5 см (рис. 1). Поверхность катушки, так же как и доску, следует хорошо отшлифовать. Это самая простая катушка, которая может быть использована для начальных тренировок. В дальнейшем потребуются более усовершенствованные катушки. Размеры их можно менять с приобретением технических навыков (вообще размеры реквизита должны соответствовать индивидуальным особенностям исполнителя и быть удобными для него).
Балансируют и на бутылках из-под шампанского, так как они из толстого стекла и могут выдержать большой вес. Но в этих случаях следует брать доску, ширина которой была бы равна утолщенной части бутылки.
Делают катушки и из алюминиевой трубы соответствующего диаметра и из фанеры. Чтобы сделать катушку из фанеры, следует взять четыре-пять кружков, нарезанных из 10—12 мм фанеры диаметром 15 см (и более). Кружки распределяют на равном расстоянии друг от друга на отрезке нужной длины, соединяют их планками, врезая планки в кружки одну против другой (рис. 2). Планки ставят на клей и прикрепляют гвоздиками. Затем кружки с прибитыми планками обтягивают двух-трехмиллиметровой фанерой, которую предварительно мочат. В стыке фанеру следует подогнать так, чтобы на катушке не было ребра. Затем катушку оклеивают полотном, дают ей хорошо просохнуть и красят. Она получается легкой и прочной.
Катушки могут быть и металлическими, выточенными на токарном станке. Металлическая катушка состоит из двух дисков и оси. На дисках вырезают пазы, стачивая на две трети диски по ширине и на 1 —1,5 см по высоте (рис. 3). Затем берут две металлические полосы, соединенные между собой. Длина полос 60—70 см, ширина их должна равняться длине катушки между желобами до упора (рис. 4).

Начинают изучение балансирования на катушках следующим образом: Вначале катушку кладут на пол (если пол неровный, катушку следует положить на доску такого же размера, как и доска, которая будет положена поверх катушки). Затем катушку покрывают доской так, чтобы один край ее касался пола или нижней доски.
Занимающийся ставит левую ногу на опущенный край доски, а правую — на приподнятый. Затем он переводит центр тяжести тела вправо до тех пор, пока опущенный край доски не приподнимется и доска не примет горизонтального положения (рис. 5).
Первое время это упражнение следует выполнять с помощником, который поддержит занимающегося за руку. Если же помощника нет, упражнение можно выполнять, держась за какой-нибудь предмет или опираясь рукой о стену. Через две-три репетиции (а каждая репетиция должна длиться не менее 1 час) упражнение будет получаться без посторонней помощи. Впоследствии тренировочное время можно увеличивать.

Когда доска примет горизонтальное положение, занимающийся движением ног в стороны (корпус его должен оставаться на месте, в середине доски) удерживает ее равновесие — балансирует, — не давая катушке уходить из-под ног. Во время первых тренировок не следует допускать слишком резкого и широкого колебания доски, иначе катушка может выскочить из-под нее.
После того как занимающийся научится свободно балансировать, стоя на катушке, он может приступить к освоению профессионального входа на доску. Занимающийся кладет доску на катушку так, чтобы она левым краем касалась нижней доски или пола. Придерживая приподнятый край доски правой рукой, занимающийся левую вытянутую руку отводит в сторону.
Затем, поставив левую ногу на левый край доски, занимающийся переводит центр тяжести тела в сторону правой руки. Когда доска примет горизонтальное положение, он ставит правую ногу на край доски рядом с правой рукой, переводит центр тяжести тела на обе ноги, освобождает правую руку и выпрямляет корпус (рис. 6).
Освоив такой вход на доску, можно переходить к еще более сложному. Занимающийся кладет доску серединой на катушку. Отводя в сторону вытянутую левую руку (для сохранения баланса), занимающийся поддерживая доску в горизонтальном положении правой рукой, ставит левую ногу на край доски, распределяя вес тела между правой рукой и левой ногой (рис. 7). Стоя в таком положении, надо научиться балансировать. Затем занимающийся убирает с доски правую руку, одновременно ставя на это место правую ногу, и выпрямляет корпус, не теряя баланса. Освоить такой вход на доску необходимо, так как при построении номеров площадка, на которую придется класть катушку, может оказаться небольшой, и тогда левый край доски не на что будет опереть.

Умение входить на доску таким образом может понадобиться и при исполнении баланса сразу на нескольких катушках, когда надо будет переводить вес тела на обе руки, держась ими за края доски. В этом случае руки, сперва левую, а затем правую, убирают с доски, ставя на их место ноги, и выпрямляют корпус. Вход на доску не обязательно начинать с левой ноги, можно и с правой, как удобнее исполнителю, но в этом случае меняется и порядок движения рук и ног.
Когда занимающийся хорошо освоит баланс, стоя на катушке, он может переходить к выполнению более сложного баланса с вспомогательным реквизитом. В качестве примера приведем несколько эквилибристических трюков на катушках. Наиболее простой трюк: исполнитель кладет на катушку доски, соединенные между собой так, как показано на рис. 8. Длина и ширина сдвоенной доски должны быть такими же, как и размер доски, на которой исполнитель тренировался. Высота боковых стенок делается по усмотрению исполнителя. Но чем боковые стенки выше, тем трюк получается эффектней, хотя и выполнение его становится немного труднее.
Исполнитель, держась руками за края верхней доски, поочередно ставит ноги на края нижней доски. Затем, балансируя, он переводит центр тяжести тела на руки, ставит ноги, также по очереди, на края верхней доски вместо рук и, когда центр тяжести тела перейдет на ноги, выпрямляет корпус.

Второй трюк более сложный. Исполнитель кладет на катушку фигуру, напоминающую букву «2» (рис. 9). Делают такую фигуру из досок, укрепляя их в углах. Вход на эту фигуру выполняется так же, как и вход на сдвоенную доску, хотя он несколько сложнее. Но зрительное впечатление входа на фигуру «2» получается более сильным. При сходе как со сдвоенной доски, так и с фигуры «2» движения выполняются в обратной последовательности. Для построения следующей пирамиды понадобятся четыре-пять досок одного размера. Соответственно, количеству досок берут граненые стаканы с таким расчетом, чтобы поставить по два стакана на каждом крае доски, кроме самой верхней. В каждой доске по краям надо выдолбить по два гнезда диаметром, равным диаметру верхнего края стакана, и глубиной 2—3 мм. Чтобы не делать гнезд, на края досок можно наклеить сукно или полоски резины. Это предохранит стаканы от скольжения. Вместо стаканов иногда берут соответствующего размера металлические трубочки, но в этом случае эффект трюка снижается.
Встав на первую доску, исполнитель ставит на каждый ее край по два стакана (стаканы должен подать помощник; их можно до половины наполнить жидкостью). Затем исполнитель кладет на стаканы, наполненные жидкостью, доску и, не теряя равновесия, переставляет ноги на эту доску. Теперь он снова ставит стаканы на верхнюю доску, а на стаканы кладет новую — и так до последней доски (рис. 10). Побалансировав на такой пирамиде, исполнитель начинает осторожно спускаться на нижние доски, разбирая пирамиду. Если нет помощника, то стаканы и доски кладут на подставку, а подставку ставят так, чтобы с нее можно было легко достать нужный реквизит.
Стоя на катушке с положенной на нее одной доской, а также стоя на всех вышеописанных фигурах, исполнитель может жонглировать, балансировать на лбу какой-либо предмет или выполнять и то и другое сразу (рис. 11). Но это сложно и требует предварительной тренировки на полу.
Все вышеописанные трюки хорошо выполнять на специальном пьедестале, особенно во время концертов (для тренировок можно использовать обыкновенный стол). Форма пьедестала и его размеры показаны на рис. 12.

Их можно изменить по желанию исполнителя, сохранив при этом устойчивость пьедестала.
Интересен и такой трюк. Исполнитель, балансируя на катушке, берет в правую руку металлическое кольцо и продевает в него правую ногу. Выполняется это следующим образом: не отрывая ноги от доски и не прекращая балансирования, исполнитель приподнимает носок правой ноги и пропускает под него кольцо, затем, встав на носок, он приподнимает пятку и надевает кольцо на ногу (рис. 13). Далее, согнув корпус, исполнитель продевает в кольцо левую руку и голову, а затем правую руку. После этого исполнитель проталкивает кольцо по корпусу так, чтобы оно оказалось надетым на левую ногу (в этот момент кольцо надо держать левой рукой). Теперь, опустив кольцо, исполнитель приподнимает пятку левой ноги и пропускает под нее кольцо, затем он опускает пятку, поднимает носок и освобождает кольцо. Все упражнение следует выполнять очень осторожно, не теряя равновесия. Кольцо должно быть не слишком большим, но таким, чтобы корпус исполнителя легко проходил сквозь него.
На катушке можно балансировать и стоя на руках (рис. 14). Но для этого нужно прежде всего научиться выполнять стойку на руках. (Подробно эти упражнения разобраны в разделе «Ручной эквилибр», стр. 74.) Руками в данном случае не следует браться за края доски. Ладони рук кладут на доску немного отступя от края, а затем толчком ног выходят в стойку на руках. В таком положении исполнитель должен найти точку равновесия. Научиться этому легче, выполняя упражнение с разведенными в стороны ногами, как показано на рис. 14.
Во время первых тренировок упражнение лучше выполнять с помощником, который будет поддерживать исполнителя за ноги. Умея хорошо выполнять стойку на руках, исполнитель может демонстрировать ее на любой из вышеописанных фигур.

К эквилибристике на катушках относится еще один оригинальный трюк. Исполнитель берет доску и две небольшие деревянные лесенки, которые должны по высоте и ширине соответствовать доске, лежащей на катушке. На нижние концы лесенок плотно надевают по железному кольцу с приваренной к нему стальной шпилькой. Шпильки должны выходить за края лесенки на 1,5—2 см, то есть на толщину доски. По краям доски, немного отступя от бортика, надо просверлить отверстия, в которые должны плотно войти шпильки (рис. 15). Положив доску на катушку, исполнитель встает на нее и, балансируя, вставляет лесенки шпильками в отверстия доски. Далее он переходит в стойку на руках (стойку на руках надо выполнить жимом, а не толчком; рис. 16), Причем на такой фигуре стойку на руках можно выполнять и разведя ноги в стороны и с соединенными ногами.
Этот трюк красив, и хотя сложен, но вполне выполним. Чтобы облегчить выход в стойку на руках, исполнитель может сначала подняться по ступенькам лесенки до удобной высоты.
Эквилибристический трюк возможен и с использованием только одних катушек. Но для этого исполнитель прежде всего должен освоить балансирование на двух катушках. В данном случае первую катушку кладут на нижнюю доску не поперек, как раньше, а вдоль доски. Вторую катушку кладут поперек первой, а на нее — доску (рис. 17). Входить на такую фигуру следует так же, как и на уже освоенные. Но в первое время понадобится помощник, который поддержит исполнителя за руку.

Выполнение такой пирамиды развивает чувство двойного баланса. Исполнитель должен сохранять равновесие одновременным движением ног в стороны, вперед и назад. 15 лом и заключается сложность двойного баланса. Освоив двойной баланс, исполнитель сможет строить пирамиды сразу на нескольких катушках, приучая себя к высоте и тренируя технику входа па фигуру и спуска с нее.
Пирамида на трех катушках строится следующим образом. Первую катушку ставят торцом на нижнюю доску, вторую кладут поперек первой торцом к исполнителю, третью ставят торцом на бок второй катушки и поверх третьей катушки кладут доску (рис. 18). Входить на эту фигуру и спускаться с нее следует как обычно. Поставленные таким образом катушки дают возможность исполнителю во время балансирования на них поворачиваться на 360° и, кроме того, одновременно жонглировать тремя булавами.

Чтобы во время поворота верхняя доска, на которой стоит исполнитель, не соскользнула с катушки, в центре ее надо провернуть неглубокое отверстие для шпильки, шпильку следует укрепить в центре верхнего донышка третьей катушки. Этот трюк можно начинать репетировать только после того, как исполнитель научится балансировать на двух катушках, так как во время поворота ему придется дважды устанавливать равновесие не только движениями ног в стороны, но и движениями ног вперед и назад.
Освоив балансирование на трех катушках, можно переходить к балансированию на четырех катушках. Пирамида на четырех катушках строится так же, как и на трех. Первую катушку ставят торцом на нижнюю доску, на нее боком вдоль нижней доски кладут вторую катушку. Третью катушку ставят торцом на бок второй катушки, а на нее поперек нижнем доски кладут четвертую катушку и поверх четвертой катушки — вторую доску (рис. 19). Если фигура получится слишком высокой и исполнителю трудно будет взобраться на нее, тогда около нижней доски на удобном расстоянии ставят пятую катушку, которая будет служить в качестве ступеньки.

Наиболее сложный трюк — это балансирование на пяти катушках. Такую фигуру строят так же, как и предыдущую, только добавляют пятую катушку, которую ставят торцом на бок четвертой катушки. Поверх пятой катушки кладут доску и в качестве ступеньки ставят шестую катушку. Для выполнения этой пирамиды понадобится шест, который должен держать помощник. При отсутствии помощника шест вставляют в край пьедестала в специальное гнездо. При входе на фигуру исполнитель правой рукой должен держаться за шест. Сходить с фигуры, построенной из четырех и пяти катушек, следует прыжком. Для нот, балансируя, исполнитель ищет такой момент, когда он сможет удерживать равновесие без движения ног, так называемый момент «мертвой» точки. Найдя его, исполнитель прыгает вперед или назад, как удобнее.
Освоив трюки на катушках, исполнитель может строить эквилибристический номер для выступления перед зрителями. Мы расскажем о нескольких сценарных планах такого номера.
Первый вариант номера включает наиболее простые элементы эквилибристики. По мере освоения более сложных трюков исполнитель сумеет заменять ими легкие трюки. Итак, освоив балансирование на одной катушке, исполнителю нетрудно будет усложнить трюк входом на сдвоенную доску и на фигуру в форме «Z».
Перед началом выступления на сцену выносят реквизит и устанавливают его в порядке использования исполнителем. После объявления номера исполнитель выбегает на сцену и, остановившись в двух-трех шагах от реквизита, приветствует публику; говоря языком профессионалов, делает «комплимент». Затем исполнитель с разбегу впрыгивает на пьедестал (он должен быть не длиннее доски, на которой исполнитель тренировался, но в два раза шире нее). Вначале исполнителю подают (или он сам берет) нижнюю доску. Повернув ее нужной стороной, исполнитель кладет доску на крышку пьедестала, затем берет катушку и, положив ее на доску, толкает с таким расчетом, чтобы она, покатившись, соскочила с пьедестала. Но исполнитель подхватывает катушку рукой и не дает ей упасть. Затем он ставит катушку на нижнюю доску, берет еще одну доску, кладет ее на катушку и, взобравшись на верхнюю доску, балансирует. В начале номера исполнитель должен делать вид, что он вот-вот упадет и что стоять ему очень трудно. Для этого следует производить резкие движения, которые затем постепенно надо успокоить. Побалансировав некоторое время спокойно, исполнитель спрыгивает с фигуры и делает «комплимент» зрителям. Это и будет первый трюк номера.
Второй трюк — баланс на сдвоенной доске. Сложность этого трюка заключается в высоте фигуры, и поэтому исполнитель, преподнося его зрителям, должен подчеркнуть «опасность» выполнения. Достигается это чрезвычайно осторожным входом на фигуру.
Третий и последний трюк номера — вход на фигуру «Z» — надо преподнести так, чтобы еще больше подчеркнуть «сложность» и «опасность» его выполнения. Фигура «Z» еще выше, чем предыдущая, и, кроме того, один край каждой доски ничем не укреплен, что зрительно создает впечатление опасности, тогда как для исполнителя данная форма пирамиды вовсе несложна. Но чтобы сохранить у зрителя до конца нужное впечатление, сходить с этой фигуры следует осторожно. Только после того как исполнитель встанет на пьедестал, он должен быстро и весело спрыгнуть с него, поклониться зрителям и убежать за кулисы.
Второй вариант эквилибристического номера, который включает пирамиду с несколькими стаканами и досками, может строиться следующим образом. Вначале исполнитель балансирует на одной катушке, затем выполняет пирамиду со стаканами. Этот трюк будет и финалом номера. Демонстрируя пирамиду со стаканами, все время следует подчеркивать, что стаканы могут лопнуть, а значит, и вся пирамида может рассыпаться. Закончив финальный трюк, исполнитель спрыгивает с пьедестала и, поклонившись зрителям, убегает за кулисы. Спрыгивать с фигуры со стаканами нельзя, ее надо обязательно разобрать, не прекращая балансирования. Это создает большее впечатление у зрителей. Такой номер (и первый и второй варианты) продолжается 5—7 мин, то есть столько, сколько и должен продолжаться любой эстрадно-цирковой номер.

Если исполнитель умеет жонглировать и держать баланс на лбу, то он может включить эти трюки в программу своих номеров, подготовленных для выступления. Если исполнитель умеет только жонглировать или только держать баланс на лбу, ему следует эти трюки включать в исполнение финальной пирамиды. Но если он владеет и жонглированием и балансированием предметами на лбу, то жонглирование следует демонстрировать при исполнении первой пирамиды, а балансирование на лбу — в финале номера. В том случае, если исполнитель умеет жонглировать и держать баланс на лбу одновременно, ему следует этот трюк демонстрировать во время финальной пирамиды (рис. 20).
Исполнитель, освоив описанные выше трюки, в дальнейшем сумеет сам придумывать реквизит для построения эквилибристических фигур. Это сделает его номера более разнообразными и интересными.
Из книги. Эквилибристика. Н. Э. Бауман
оставить комментарий