Балет о цирке
Танцует собачка вокруг дрессировщицы, демонстрирует свое искусство красавица наездница Коломбина, играют мускулами силачи, вовсю смешат публику Пьеро и Арлекин... А происходит это цирковое представление в балете итальянского композитора Касагранде «Приключения Пиноккио», поставленном Московским театром оперетты.
Касагранде очень точно почувствовал родство циркового искусства и искусства танца. Он написал музыку мелодичную, танцевальную и вместе с тем очень цирковую (думаю, артисты цирка смогут использовать некоторые фрагменты его яркой балетной партитуры).
...В цирковом представлении вместе с собачками и лошадками участвует ослик.
Впрочем, на самом деле это не ослик, а деревянный человечек Пиноккио. (В вольном пересказе итальянской сказки Алексеем Толстым — Буратино.)
Проказник Пиноккио провинился: стрелял из рогатки по воробьям и за это добрая фея превратила его в ослика, а злой директор цирка заставляет маленького, слабенького ослика плясать и прыгать, а если что-то у него не получается, то хозяин беспощадно избивает его хлыстом.
Яркий, запоминающийся образ бессердечного директора цирка создает артист балета Московского театра опереть! В. Можаев.
Полная противоположность директору цирка — мастер Джелетто, Мягким, добрым, человечным играет его А. Дмитриев.
Спектакль начинается в тот момент, когда мастер доделывает Пиноккио. Осталось кое-что «обстругать», приделать смешной и длинный нос. Удивительно точные «деревянные» краски нашла для Пиноккио художница спектакля Н. Хренникова. Когда впервые видишь еще не доделанного до конца Пиноккио, кажется, что чудесное превращение впереди, а пока на сцене действительно деревянный человечек. Но оказывается, что это уже живой Пиноккио, вернее, живая балерина (Пиноккио танцует А. Воспаленно).
Но вот мастер все доделал. Еще раз оглядывает со всех сторон человечка, которого держит на коленях. Вот он подбрасывает его, а тот ни рукой, ни ногой не шевельнет — действительно кукла.
Либреттисты и балетмейстеры нового спектакля Н. Конюс и А, Борзов часто обращаются к цирковой лексике. Так, например, А. Воспаленко — Пиноккио несколько раз с завидным мастерством делает шпагат. Стихия цирка ощутима в большинстве сцен балета, в том числе и в тех, которые не происходят непосредственно на цирковой арене.
А появление Пиноккио живым и невредимым из горящего костра напоминает нам цирковые иллюзионные аттракционы. Как и неожиданное появление на цирковой арене волшебного сада с волшебницей-феей (Н. Горюнова) и ее верной собакой Ами (Ю. Воспаленко).
...Удивительно эффектно поставлена цирковая кавалькада по городу. В роскошной колеснице появляется красавица Коломбина. Сопровождают ее огромные, гордые силачи и маленькие дрессированные собачки. Замечу, что и собачки и лошадки, конечно, не настоящие — их танцуют балерины.
И вот уже весь город спешит в цирк. Безудержно быстрый темп циркового галопа властвует над уличным движением, и полицейский (В. Татарин) едва поспевает в этом темпе руководить движением машин и людей. (Великолепно играет галоп оркестр Московского театра оперетты под управлением Б. Диева.)
Красочным парадом-алле заканчивается спектакль а том самом здании, где многие годы размещался знаменитый цирк Никитиных.
Ю. ЗАРАНКИН
оставить комментарий