Беды и болезни московского графика
Признаться, когда редакция поручила мне написать статью о работе графика Московского отделения ВГКО, то я по простоте душевной предполагал, что достаточно будет побыть один-два дня на графике и все станет ясно. Однако истинное положение дел опрокинуло мои первоначальные расчеты.
График — то самое уязвимое место, где отчетливо проступают все беды и болезни одной из крупнейших концертных организаций страны — Московского отделения ВГКО. График — это звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь. А поэтому разговор о графике по существу сводится к анализу деятельности всего концертного объединения. Знакомство с работой московского графика началось у меня в отделе формирования концертов, с неоднократных бесед с его начальником Е. А. Торосьяном и его подчиненными — редакторами. Название отдела говорит само за себя. Здесь формируются концерты. Функции, прямо скажем, чрезвычайно ответственные. Отдел призван решать судьбу концертов, которых в столице ежегодно проводится около 10 тысяч. От работников отдела зависит идейно-художественный уровень концерта, разнообразие жанров, .представленных в нем, его тематическая направленность и правильное использование в концертах творческих кадров. Словом, отдел — это своеобразный фильтр, который долженствует отсеивать недоброкачественную продукцию, незрелые в идейном и художественном отношении номера, все наносное, случайное.
Всегда ли отдел находится на должной высоте? Отвечает ли он предъявляемым требованиям? К огорчению, далеко не всегда и не во всем. Автору этих строк довелось побывать на некоторых эстрадных концертах, чтобы получить ясное и четкое впечатление о работе отдела. Должен со всей серьезностью и откровенностью признаться, что оставили они отнюдь не блистательное впечатление. Не стоило большого труда и вдохновения, чтобы так примитивно и стандартно составлять программы. Из концерта в концерт кочуют одни и те же исполнители, звучат одни и те же песни, демонстрируются одни и те же танцы и акробатические номера. За редким, счастливым исключением! Правда, для разнообразия редакторы отдела снабжают этн концерты громкой этикеткой, вроде «Весело, задорно, молодо», «Артисты кино на эстраде» и т. д. Зритель иногда верит рекламной шумихе, идет на концерт, а потом... Потом законно мечет громы и молнии... Хорошего исполнителя порой не грех послушать или посмотреть и несколько раз. Хуже, когда вам подают со сцены эстрадный эрзац, когда сцена предоставляется халтурщику.
Я был на концерте молодых артистов эстрады. Программу вели маститый и популярный конферансье М. Гаркави и его молодой партнер Е. Фролов, малограмотный, лишенный признаков профессионального мастерства, не говоря уже о юморе, актер. Было стыдно смотреть на его неумелое, неуклюжее поведение на сцене Колонного зала Дома союзов, одной из крупнейших площадок столицы. Начальник отдела т. Торосьян разводит руками, пожимает плечами.
— Что мы можем делать? У нас имеется приказ включать в концерты всех, кто стоит на московском графике.
— А каково ваше личное мнение о Фролове?
— Конечно, он слабый актер, — соглашается Ерванд Артемьевич. — Но разве он один такой? Мы обязаны всех обеспечить нормами, иначе будем платить простойные.
Вот где собака зарыта! «Сердобольные дядюшки» из ВГКО в ущерб зрительским интересам навязывают им третьесортное эстрадное сырье! Прав т. Торосьян, Фролов — не одинокая фигура. Вокалисты Авраменко, Гордиенко, Бикчурина, Поволоцкая, Глазов, Гегучадзе, конферансье Алексин, чтецы Михайловская, Магдесян, Абрамова, акробаты Игонин, Круглов и еще несколько десятков других уходят со сцены, как принято говорить в эстраде, под стук собственных каблуков. В отдел поступают письма от руководителей клубов, домов культуры с настойчивой просьбой не включать в концертные программы этих артистов, как «потерявших всякую профессиональную пригодность». Формулировка-то какая! А на графике загружают их работой, придерживаясь буквы спущенной сверху директивы! Доколе же? Ставить вовремя точку — давняя житейская мудрость. Но, видимо, для этого нужно обладапъ элементарным гражданским мужеством и, главное, любить высокое назначение искусства, любить не себя в искусстве, а искусство. Конечно, не все обладают этими свойствами. Не перевелись, к сожалению, рыцари легкой наживы и на эстрадных подмостках. Шелест денежных купюр для иных дороже совести. Так почему надо идти на поводу у этих людей, почему протаскиваются на эстраду, тем более столичную, пошлость и халтура?
Нам думается, назрела срочная необходимость провести основательную чистку в среде артистов московской эстрады, определить их профессиональную пригодность и квалификацию. От такой меры никто не пострадает, а в конечном счете в выигрыше останется любимое народом эстрадное искусство, призванное воспитывать в людях черты человека коммунистического общества. Актеры низкой квалификации не только засоряют эстраду, но и приносят немалый материальный ущерб государству. Как правило, они не выполняют норм выработки, а имеют твердые гарантийные ставки. И вот за счет государства им выплачиваются простойные. За первый квартал этого года в московском отделении оказалось в простое около 60 артистов. Им выплачено более пяти тысяч рублей государственных средств. Отсев крайне необходим. Нужна новая тарификация. Об этом говорят сами руководители отделов эстрады, режиссеры, актеры, администраторы. Тем более, что московский график значительно перегружен творческими кадрами. Кстати, в этом вопросе «медвежью» услугу оказывает Московской эстраде отдел учета и планирования творческих кадров ВГКО, не считаясь с реальными возможностями использования артистов в столице. И получается так, что предложение превышает спрос.
Не раз и не два директор московского отделения А. Е. Луковников письменно и устно возражал против неограниченного притока кадров, но его разумные доводы совершенно не принимались в расчет руководством ВГКО. В первом квартале по распоряжению управляющего т. Астахова на московский график были поставлены 410 артистов различных жанров вместо требуемых 260! И часто случается, что на столичную эстраду проникают малоквалифицированные, слабые актеры. И получается — «что делает правая, не ведает левая»... Одной рукой руководители ВГКО подписывают грозный приказ № 413, в котором один из пунктов гласит: «Строго регулировать занятость артистов в концертах, не допускать чрезмерных переработок и необоснованных простоев исполнителей на графике», а другой рукой подписывают реляции, предписывающие ставить на график все новых и новых людей. И график, естественно, лихорадит.
Кстати, раз уж речь зашла о недопущении «чрезмерных переработок», то следует высказать по этому поводу несколько суждений. Я хочу сказать о тех актерах, которым из-за чрезмерной переработки грозит очень скорая дисквалификация. Со временем они теряют свое индивидуальное творческое лицо, не меняют репертуар, не совершенствуют мастерство и не растут. Хуже того, их искусство, некогда принесшее им славу, подвергается профанации. Имена популярных эстрадных актеров И. Кобзона, Т. Миансаровой, В. Беседииа, Е. Ауэрбах, Р. Романова, Б. Брунова и некоторых других мелькают чуть ли не с каждой концертной афиши. Для подтверждения приведу цифры. Так, в феврале (в самом коротком месяце) Т. Миансарова и И. Кобзон выполнили по 90 (!) норм. Помилуйте, о каком творческом росте, о каком совершенствовании исполнительского мастерства может идти речь, если артист в один вечер занят в трех-четырех концертах!
— Не жалеем молодых дарований, — сетует т. Луковников, — слишком их загружаем.
Так кто же их должен оберегать, как не вы, уважаемый Андрей Ефимович! Вы и руководство ВГКО! Но есть опасность и другого свойства. Эстрада для иных зашибателей денег превращается в кормушку. Эта болезнь махровым цветом распустилась среди артистов-массовиков и их аккомпаниаторов. Здесь подвизается немало «дельцов» от искусства, скрывающих свое стяжательское нутро под высоким званием советского артиста. Г. Муркис, супруги Горские, М. Серебро, А. Пятигорский, Е. Константиновский, А. Мордашов — эти и некоторые другие чувствуют себя хозяевами положения. Им предоставлены неограниченные возможности «делать деньги». И они их делают. Токарь высокой квалификации получает в 2—2,5 раза меньше, нежели любой из названных мной лиц, а в иные месяцы и в четыре-пять раз. Не пора ля навести порядок в системе оплаты труда артистов эстрады? Может перевести их на прогрессивную систему или какую-либо другую, чтобы закрыть все лазейки для хапуг? Нынешняя система порождает нездоровые явления. Мы отнюдь не ратуем за уравниловку. Каждый актер должен получать вознаграждение в полном соответствии с его квалификацией и жанром. Это бесспорно. Но нельзя поощрять людей сомнительных, актеров, подверженных духу стяжательства и легкой наживы.
Теперь мне хотелось бы коротко остановиться на деятельности отдела оповещения. Вообразите себе небольшую тесную комнатушку. За двумя столами, уставленными телефонами, у окошечек две дежурные. Звонкой трелью заливаются телефоны. У окошечек нескончаемый поток посетителей. Шум, громкий смех, невообразимая суета. Сюда поступают листы оповещения на артистов, занятых в том или ином концерте. К слову сказать, поступают эти листы по вине отдела формирования с значительным опозданием. Дежурные обзванивают артистов или лично им сообщают о времени концертов. Функции, казалось бы, чисто технические. Однако от четкости и оперативности работы этого отдела зависит и качество предстоящих концертов. Если артиста оповещают своевременно, то он, естественно, имеет возможность хорошо подготовиться к выступлению, ну, а если, скажем, ему за час-полтора сообщают о предстоящем концерте? О каком творческом заряде можно говорить? А таких фактов немало. Чтецу Г. Сорокину сообщили о концерте за три часа до его начала, аккомпаниатор А. Карпинский в спешке оставил дома необходимые ноты. Можно назвать немало других примеров.
И снова, в заключение, о застаревшей болезни — о ведомственных барьерах. В столице три концертных объединения — Гастрольбюро, Московское областное и городское отделения. Спрашивается, так ли уж необходима эта многоступенчатость? Ведь Московскую область могло бы обслуживать Гастрольбюро или Московское отделение. Так зачем это лишнее звено? Кроме этого, в столице как самостоятельные концертные организации существуют Театр эстрады, Зеленый и Эстрадный театры на ВДНХ. И всем известно, что в театрах этих мероприятия проводятся силами актёров Московской эстрады, за исключением гастрольных, групп. Следовательно, никакой, по сути, творческой работы в этих театрах не проводится. Зеленый и Эстрадный театры на ВДНХ функционируют всего лишь четыре месяца в году, зато зарплату директор, редакторы и администраторы здесь получают ежемесячно круглый год. Разве это не растранжиривание государственных средств?
Пухлый штат, состоящий из художественного руководителя, редакторов оплачивается из государственного кармана в филармоническом отделе Московского отделения ВГКО, хотя невооруженным глазом видно, что отдел дублирует деятельность Московской государственной филармонии. Так почему же не объединиться им? Что сулит объединение? Несомненно, значительно возрастет творческая активность концертной организации, расширится поле деятельности режиссеров, представится большая возможность для реализации творческих замыслов, экспериментирования. Наконец, будет значительно сокращен штат творческого и технического персонала. Москва — сердце страны, столица мира. Здесь должны работать лишь достойнейшие из лучших. Столичная эстрада должна, и как можно скорее, избавиться от всех бед, и болезней, чтобы идти в ногу с нашим временем, временем строительства самой светлой мечты человечества — коммунизма.
М. РОМАНОВ
Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.
оставить комментарий