В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Беляковы - акробаты на качелях

Беляковы - акробаты на качелях. Сальто на колонну из четырех человек. Одно из первых выступлений группы Беляковых — акробатов с подкидными досками — проходило на столичной аре­не в 1935 году. Оно привлекло боль­шое внимание зрителей.

Сальто на колонну из четырех человек

Посмотреть его собрались все свободные артисты. Интерес этот был понятен: давно хо­дили разговоры о сложном трюке — двойное сальто на третьего, — подго­товленном новым коллективом. Официальная премьера Беляковых была впереди. В этот раз их попросили выступить в заключительных пред­ставлениях программы. И акробаты решили выполнить двойное сальто с предохранительной лонжей. На арене группа Белякова. Перед самым исполнением двойного сальто акробат И. Девяткин надел пояс пре­дохранительной лонжи, а когда он встал на подкидную доску... лонжа плавно поднялась под купол. Все замерли. Что делать? За доли секун­ды В. Беляков должен был принять решение. По чуть заметному кивку головы участники номера поняли — будут делать сальто. Все исполнители внутренне   подобрались   и   удвоили внимание — велика была ответствен­ность.

«Ап!» — мгновение — и Девяткин, два раза перевернувшись в воздухе, уверенно встал на живую колонну из трех человек. Раздались востор­женные аплодисменты. Такая решительность, смелость, четкость исполнения характерна для всей дальнейшей работы этого кол­лектива.

Номер был создан Беляковым в 1935 году. И в этом же году группа Беляковых вошла в число лучших акробатических коллективов страны. Этому предшествовала упорная, сложная и напряженная работа. В то время В. Беляков выступал в Кали­нинском цирке с двумя номерами (ручной вольтиж и акробаты-экс­центрики), но находил в себе силы ежедневно по 5—6 часов репетиро­вать трюки с подкидными досками. Помогало то, что все участники буду­щего номера были влюблены в искус­ство цирка и репетировали с само­забвением, с полной отдачей. В группу тогда входили: В. Н. Бе­ляков, В. М. Белякова, Н. Шаламов, В. Назаров, С. Кулаков, И. Девяткин, С. Твеленев, Ф. Титаренко, П. Боро­виков. Ими были подготовлены трю­ки, поднявшие еще на одну ступень мастерство советских акробатов с подкидными досками. Одним из выс­ших достижений можно считать двой­ное сальто на третьего. О первом исполнении этого трюка на столичной арене мы рассказали вначале.

Большая колоннаБольшая колонна

Еще одно блестящее достижение акробатов под руководством В. Бе­лякова — сальто с подкидной доски на колонну из четырех человек в ис­полнении Н. Шаламова, В. Беляко­ва, С. Кулакова, В. Назарова и И. Девяткина. Сложность этого трю­ка настолько велика, что до настоя­щего времени ни одна группа акро­батов с подкидными досками не пыталась его повторить. Тому, кто не видел этого, трудно себе представить: пять человек стоят друг у дру­га   на   плечах!

Надо отметить на редкость удач­ный состав исполнителей и отдать должное одному из лучших верхних во всей истории советской акробати­ки — И. Девяткину. Номер, руководимый В. Беляко­вым, по общему признанию, был отличным. Но у настоящих артистов, как говорится, не угасает «творче­ский огонек».

Беляков стремился най­ти что-то принципиально новое, од­нако сохранить при этом возмож­ность групповой плечевой работы. Он пришел к мысли, что нужен новый подбрасывающий аппарат. Как это часто бывает — помог случай. Однаж­ды в одном из парков Беляков прохо­дил мкмо аттракциона «качели». На разноцветных «лодочках» раскачива­лись веселые пары. Слышался смех, шутки, испуганные восклицания. Бе­ляков обратил внимание на спортив­ного вида юношу и девушку с раз­вевающимися белокурыми волосами. Они раскачивались сильнее всех. Ка­залось, что в каждую секунду любой из них может оторваться и плавно улететь куда-то вверх. По профессио­нальной привычке Беляков мысленно представил себе траекторию этого полета. «Постой, постой, ведь полетят они вверх — назад на большую ди­станцию. Качели! Конечно, они смо­гут заменить подкидную доску! И не только заменят, но и дадут гораздо большие возможности!..» Круто по­вернувшись, Беляков быстро зашагал домой...

Появились эскизы, расчеты... К концу 1946 года был создан окончательный вариант «качелей», и группа акробатов под руководством В. Белякова приступила к репети­циям на новом аппарате. Вместо «лод­ки» устанавливалась доска строго определенной длины. После первых же репетиций открылись большие возможности. Высота взлета значи­тельно превышала самое высокое сальто с подкидной доски, в воздухе одновременно могло быть три, а то и шесть акробатов. Отрабатывались красивые комбинации «веером» — исполнение различных сальто одно за другим в различных направлени­ях. В 1947 году этот новаторский но­мер был полностью подготовлен и артисты начали выступать с ним в цирках страны.

С тех пор прошло шестнадцать лет. Шестнадцать лет почти непре­рывных гастрольных поездок по Со­ветскому Союзу и во многие страны мира. И везде — большой и заслу­женный успех. Этому способствует и то, что номер Беляковых является единственным в своем роде не толь­ко у нас, но и за рубежом. За эти годы коллектив творчески вырос и несколько изменился в составе. Акробаты на качелях недавно вер­нулись из поездки в Японию, где принимали участие в гастролях группы советских артистов. Рецензии, востор­женные овации на выступлениях — все это говорит о том, что и в дале­кой Японии по достоинству оценили русскую ловкость и смелость.
 

Л. ШЛЯПИН



Беляковы на манеже Московского цирка


Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100