Беляковы - акробаты на качелях
Одно из первых выступлений группы Беляковых — акробатов с подкидными досками — проходило на столичной арене в 1935 году. Оно привлекло большое внимание зрителей.
Сальто на колонну из четырех человек
Посмотреть его собрались все свободные артисты. Интерес этот был понятен: давно ходили разговоры о сложном трюке — двойное сальто на третьего, — подготовленном новым коллективом. Официальная премьера Беляковых была впереди. В этот раз их попросили выступить в заключительных представлениях программы. И акробаты решили выполнить двойное сальто с предохранительной лонжей. На арене группа Белякова. Перед самым исполнением двойного сальто акробат И. Девяткин надел пояс предохранительной лонжи, а когда он встал на подкидную доску... лонжа плавно поднялась под купол. Все замерли. Что делать? За доли секунды В. Беляков должен был принять решение. По чуть заметному кивку головы участники номера поняли — будут делать сальто. Все исполнители внутренне подобрались и удвоили внимание — велика была ответственность.
«Ап!» — мгновение — и Девяткин, два раза перевернувшись в воздухе, уверенно встал на живую колонну из трех человек. Раздались восторженные аплодисменты. Такая решительность, смелость, четкость исполнения характерна для всей дальнейшей работы этого коллектива.
Номер был создан Беляковым в 1935 году. И в этом же году группа Беляковых вошла в число лучших акробатических коллективов страны. Этому предшествовала упорная, сложная и напряженная работа. В то время В. Беляков выступал в Калининском цирке с двумя номерами (ручной вольтиж и акробаты-эксцентрики), но находил в себе силы ежедневно по 5—6 часов репетировать трюки с подкидными досками. Помогало то, что все участники будущего номера были влюблены в искусство цирка и репетировали с самозабвением, с полной отдачей. В группу тогда входили: В. Н. Беляков, В. М. Белякова, Н. Шаламов, В. Назаров, С. Кулаков, И. Девяткин, С. Твеленев, Ф. Титаренко, П. Боровиков. Ими были подготовлены трюки, поднявшие еще на одну ступень мастерство советских акробатов с подкидными досками. Одним из высших достижений можно считать двойное сальто на третьего. О первом исполнении этого трюка на столичной арене мы рассказали вначале.
Большая колонна
Еще одно блестящее достижение акробатов под руководством В. Белякова — сальто с подкидной доски на колонну из четырех человек в исполнении Н. Шаламова, В. Белякова, С. Кулакова, В. Назарова и И. Девяткина. Сложность этого трюка настолько велика, что до настоящего времени ни одна группа акробатов с подкидными досками не пыталась его повторить. Тому, кто не видел этого, трудно себе представить: пять человек стоят друг у друга на плечах!
Надо отметить на редкость удачный состав исполнителей и отдать должное одному из лучших верхних во всей истории советской акробатики — И. Девяткину. Номер, руководимый В. Беляковым, по общему признанию, был отличным. Но у настоящих артистов, как говорится, не угасает «творческий огонек».
Беляков стремился найти что-то принципиально новое, однако сохранить при этом возможность групповой плечевой работы. Он пришел к мысли, что нужен новый подбрасывающий аппарат. Как это часто бывает — помог случай. Однажды в одном из парков Беляков проходил мкмо аттракциона «качели». На разноцветных «лодочках» раскачивались веселые пары. Слышался смех, шутки, испуганные восклицания. Беляков обратил внимание на спортивного вида юношу и девушку с развевающимися белокурыми волосами. Они раскачивались сильнее всех. Казалось, что в каждую секунду любой из них может оторваться и плавно улететь куда-то вверх. По профессиональной привычке Беляков мысленно представил себе траекторию этого полета. «Постой, постой, ведь полетят они вверх — назад на большую дистанцию. Качели! Конечно, они смогут заменить подкидную доску! И не только заменят, но и дадут гораздо большие возможности!..» Круто повернувшись, Беляков быстро зашагал домой...
Появились эскизы, расчеты... К концу 1946 года был создан окончательный вариант «качелей», и группа акробатов под руководством В. Белякова приступила к репетициям на новом аппарате. Вместо «лодки» устанавливалась доска строго определенной длины. После первых же репетиций открылись большие возможности. Высота взлета значительно превышала самое высокое сальто с подкидной доски, в воздухе одновременно могло быть три, а то и шесть акробатов. Отрабатывались красивые комбинации «веером» — исполнение различных сальто одно за другим в различных направлениях. В 1947 году этот новаторский номер был полностью подготовлен и артисты начали выступать с ним в цирках страны.
С тех пор прошло шестнадцать лет. Шестнадцать лет почти непрерывных гастрольных поездок по Советскому Союзу и во многие страны мира. И везде — большой и заслуженный успех. Этому способствует и то, что номер Беляковых является единственным в своем роде не только у нас, но и за рубежом. За эти годы коллектив творчески вырос и несколько изменился в составе. Акробаты на качелях недавно вернулись из поездки в Японию, где принимали участие в гастролях группы советских артистов. Рецензии, восторженные овации на выступлениях — все это говорит о том, что и в далекой Японии по достоинству оценили русскую ловкость и смелость.
Л. ШЛЯПИН


Беляковы на манеже Московского цирка
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий