Беседа с Леонидом Утесовым
Вопрос. Леонид Осипович, принято считать, что эстрада — это миниатюры Райкина, интермедии Мирова и Новицкого, танцы Эсамбаева, песни Зыкиной и Кристалинской. А Рихтер, играющий в концерте произведение Шостаковича, — это эстрада или не эстрада?
Ответ. Мне кажется, что Райкин в спектакле Театра миниатюр — театр. Он же в смешанном концерте — эстрада. Так и Рихтер: в своем сольном выступлении — концерт, в смешанном (если это только возможно) — эстрада. И вообще в этом вопросе существует путаница, надо поговорить и разобраться. У нас нередко ругают Театр эстрады только за то, что он называется театром. Но, позвольте... Если есть театры драмы, комедии, оперы, балета и даже кукол, то почему, спрашивается, не быть и театру эстрады?!
Вопрос. Иные ревнители «чистого искусства» позволяют себе говорить об эстраде как об искусстве «третьего сорта». Что Вы думаете по этому поводу?
Ответ. «Все жанры хороши, кроме скучного». К счастью, это сказал Вольтер, а не я. Вы представляете, что было бы, если бы это сказал я! Меня бы, вероятно, съели ревнители «чистого искусства».
Вопрос. Как, по Вашему мнению, стать оригинальным на эстраде? А популярным?
Ответ. Обзавестись талантом. Ведь давно известно, что талант, как деньги: есть — есть, нет — нет. Если есть талант — популярность придет. Поможет техника — радио, телевидение.
Вопрос. До войны и в первые послевоенные годы было много сборных эстрадных концертов, в которых участвовали ведущие артисты. Теперь такие концерты стали редкостью, но зато резко возросло количество сольных выступлений, рассчитанных на целый вечер. Значит ли это, что увеличилось число исполнителей, имеющих право на сольные концерты?
Ответ. Нет, не значит. Изменилась система оплаты труда артиста. За сольный концерт теперь платят в три раза больше. Право на сольный концерт не всегда получают достойные этого права исполнители. Умение пользоваться этим правом — тоже искусство...
Вопрос. Сколько песен советских композиторов побывало в Вашем репертуаре? Сколько из них записано на пластинки?
Ответ. Несколько сот. Всего было 760 записей. В большинстве своем — это песни советских композиторов.
Вопрос. Какие из песен, спетых Вами за многие годы, наиболее дороги Вам? Почему?
Ответ. Очень многие и по разным причинам. Одни по качеству, другие — по воспоминаниям.
Вопрос. С какой из песен Вашего репертуара связано у Вас самое интересное воспоминание?
Ответ. С песней «Раскинулось море широко». Впервые я спел ее, когда мне было десять лет. Потом, через тридцать лет, когда песня была забыта, я спел ее вновь, и она опять зазвучала. Бессмертная песня!
Вопрос. Некоторые наши конферансье настолько увлекаются своими интермедиями, куплетами и даже фокусами, что порой забывают о концерте, который им поручено вести. Что Вы скажете по этому поводу?
Ответ. Во всем нужна мера. Артист без чувства меры рискует стать надоедливым и ненужным. «Все, что больше, — лишнее». Надо уметь отказываться от лишнего.
Вопрос. Иногда бывает так, что песня с примитивной мелодией и бледным, невыразительным текстом все же пользуется успехом у слушателей. Почему это происходит?
Ответ. К сожалению, не иногда, а довольно часто. Примитивные мелодические обороты легче запоминаются, а в ремесленническом тексте всегда есть «крючок» — ходовое словечко, имя, название.
Вопрос. Может ли хорошая песня стать «запетой песней»? И что это вообще такое — «запетая песня»?
Ответ. Может. Вот, скажем, если песню начнут распевать все ваши соседи (а звукопроницаемость стен в квартирах сами знаете какая!) и у вас появится непреодолимое желание задушить соседей — это значит, что песня «запета». А если всерьез, то дело опять-таки в чувстве меры. Плохо, когда одну и ту же песню поют десятки исполнителей.
Вопрос. Кто из эстрадных певцов среднего поколения нравится Вам больше всех? Кто из молодых? Ответ. Не скажу. Одного похвалишь — другие обидятся. Не люблю огорчать людей.
Вопрос. Нередко спрашивают: почему нынешние конферансье утратили вкус к импровизированию, к остроумной и непринужденной беседе со зрителями. А Вы как думаете — почему?
Ответ. В вашем вопросе есть и ответ: утратили вкус.
Вопрос. За последние годы наша эстрада несколько оскудела жанрами. Почти исчезли скетчи, единицами насчитываются куплетисты, исполнители, выступающие в жанре художественного свиста, и т. д. Как, по Вашему, почему это произошло?
Ответ. Не знаю. Возможно, потому, что представителям исчезающих жанров не дают сольных концертов. Вы представляете: вечер художественного свиста в двух отделениях с прологом и эпилогом!
Вопрос. Вы никогда не подсчитывали — сколько раз Вы выходили на эстраду? Ну хотя бы приблизительно?
Ответ. Вот уж никогда не задумывался над этим. Впрочем, давайте посчитаем. На эстраде я 55 лет. В среднем бывало по 250 концертов в год. Получается около 14 тысяч раз.
Вопрос. Кто из зарубежных исполнителей, приезжавших в нашу страну за последнее время, произвел на Вас самое сильное впечатление?
Ответ. Жак Брель.
«Спасибо, сердце»...
Вопрос. Когда-то руководимый Вами коллектив показывал спектакли, такие, например, как «На двух кораблях», «Царевна-Несмеяна» и другие. Оркестр, помнится, даже именовался теа-джазом. Как Вы относитесь к этому недавнему прошлому?
Ответ. Мечтаю вернуться к нему.
Вопрос. Вас, как известно, с удовольствием пародируют чуть ли не все наши эстрадные сатирики. Как Вы относитесь к таким пародиям и их исполнителям?
Ответ. К одним положительно, к другим равнодушно. Положительно отношусь к тем пародистам, которые делают это талантливо и дружески. Равнодушно к тем, кто делает это неумело, плохо. О таких я даже сочинил эпиграмму:
Мы все произошли от обезьяны, Но каждый путь самостоятельный нашел. А этот видит счастье в подражанье, Ну, значит, он, как видно, не произошел.
Вопрос. Ваши книги «Записки актера» и «С песней по жизни» давным-давно исчезли с полок магазинов. Не подумываете ли Вы о новой книге?
Ответ. Я, может быть, и подумываю. Вот только не знаю — подумывают ли об этом издательства.
Вопрос. Мы знаем, что Вы получали и получаете много писем. Какое письмо Вам более всего запомнилось?
Ответ. Из множества писем мне особенно запомнилось письмо А. Н. Ковалевой из Ейска. Оно тронуло меня какой-то необычайной сердечностью и душевной теплотой. Впрочем, лучше процитировать письмо, которое я бережно храню. Вот что написала мне эта пожилая женщина:
«Дорогой человек Утесов, обращаюсь к Вам с просьбой. Хочу исправить свою ошибку перед человеком неизвестным для меня, извиниться перед ним. 12 августа 1965 года я уезжала от дочери из города Киржача. В 3 часа дня отошел автобус на Москву, поехали. Рядом со мной молодой человек сел — худенький, чистенький, он немного кашлял. Я ему сказала: «Вы простудились, у меня есть малиновое варенье — мне дала дочь баночку пол-литровую. Я вам в Москве отдам ее».
Приехали в Москву, и он помог мне — корзиночку нес. Узнал, в какой кассе мне брать билет на Ейск: «Идите, мамаша, берите». И надо же — я забыла отдать варенье ему. После вспомнила, так меня мучит совесть, что я не отблагодарила, а обманула его, хотя не умышленно, но обманула, да еще в таком возрасте.
И вот стоит эта баночка варенья, и я его не кушаю. А совесть все меня мучит и мучит. Когда мы ехали дорогой, я спросила: «А где вы работаете и зачем едете в Москву?» Он ответил: «Я летчик, еду в командировку».
Вот я вас прошу, дорогой товарищ Утесов, пожалуйста, скажите по радио, что я сто раз прошу прощения у этого незнакомого человека...»
Вопрос. Как Вам представляется дальнейшее развитие искусства Джаза у нас и на Западе?
Ответ. У нас — еще путь, поиски, на Западе — уже тупик. Наша задача — не сбиться с пути.
Вопрос. Случалось ли Вам, оставшись дома одному, прослушать пластинку с записью какой-либо из Ваших песен? Интересно, что думает Леонид Утесов, слушая «наедине сам с собой» песню Леонида Утесова?
Ответ. Случается, но редко. В общем не очень нравится. Пока не прослушаешь пластинку, все кажется, что у Леонида Утесова голос лучше.
Вопрос. Были ли Вы когда-нибудь на детской елке? Что Вы скажете о детских новогодних представлениях?
Ответ. Приходилось. Не знаю, сколь велико удовольствие, которое получают дети, но многочисленных Дедов Морозов и Снегурочек эти представления, по-моему, очень радуют.
Вопрос. Какой Вы представляете себе эстраду будущего?
Ответ. Если серьезно — то очень хорошей. Если же немного пофантазировать (что и полагается в канун Нового года!), то на ум сразу приходит такая солидная организация, как Мослунэстрада. Недурно звучит, не правда ли?
Вопрос. Куда Вы чаще ходите — в цирк или на эстрадные концерты?
Ответ. В кино.
Вопрос. Чем Вы увлекаетесь в свободное от концертов и репетиций время?
Ответ. Кинолюбительством и фотографией.
Вопрос. Любите ли Вы смотреть фильм «Веселые ребята»?
Ответ. Когда-то любил. Новый вариант картины, Переозвученной по воле режиссера другим актером, — не очень.
Вопрос. Что Вы хотели бы пожелать молодым артистам, только что пришедшим на эстраду?
Ответ. Быть очень требовательными к себе, к своему творчеству. Помнить, что внезапная популярность может помочь, а может и погубить. Не надо дуреть от успеха. Успех не любит дураков.
Вопрос. Что Вы прежде всего желаете в Новом, 1967 году артистам цирка и эстрады, всем, кто любит эстрадное и цирковое искусство?
Ответ. Радостей.
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий