Без лошади нет цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Без лошади нет цирка

В февральском номере журнала «Советский цирк» была опубликована статья С. М. Буденного «Без лошади нет цирка». Она вызвала горячий отклик у мастеров ма­нежа, которые прислали в редакцию свои письма.

Ниже мы печатаем некоторые из этих писем.

ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ

Такими словами заканчивается интересная статья о кон­ном    цирке    большого    друга    лошади  —  Буденного Семена  Михайловича, который  выступил   в  защиту го­рячо любимого всеми  зрелища. Я,  наверное,  не  ошибусь, если   скажу   здесь   от   имени   всех   дрессировщиков.   Нас осталось,   к   сожалению,   мало:   всего   шесть   человек.   Са­мому молодому из нас 50 лет. Мы много лет боремся за возрождение   конного   цирка,   поднимаем   этот   вопрос   на конференциях  и  совещаниях,  высказывали  свое мнение и на страницах «Советского  цирка», но никакого сдвига нет. Управление Союзгосцирка остается глубоко равнодуш­ным к такому вопросу, как лошадь на манеже. Между тем не секрет, что в программах цирка все чаще появляются номера эстрадного характера, особенно в летние сезоны тратятся большие денежные суммы на фокусников и ил­люзионистов. А на покупку лошадей, так необходимых для искусства манежа, отпускаются скудные средства, с большим нажимом. Мы часто слышим от руководства Союзгосцирка и особенно от художественного отдела обидные, несправедливые слова: «Что, вам лошадей? Их и так у  вас много. Да и с  фуражом трудности...»

Но разве можно представить себе цирк без дресси­рованных лошадей? Ведь ни фокусники, ни клоуны с их порой безвкусными частушками и остротами не заме­нят это прекрасное зрелище. Мы просим Министерство культуры СССР и Союзгос­цирк вынести решение и, главное, провести его в жизнь, которое бы предусматривало расширение конных групп, номеров,   подготовку   наездниц   и   наездников. Для этого нужно создать конную школу, привлечь туда специалистов этих жанров, не дать им уйти на пенсию, по­тому что их опыт и знания очень дороги. Работоспособных лошадей нельзя отправлять на мясо­комбинаты — такие случаи, к нашему прискорбию, не­однократны. Но все это нельзя откладывать в долгий ящик. Нужно действовать, пока мы, дрессировщики, еще имеем достаточно сил и энергии для того, чтобы передать свое мастерство молодежи, которая бы могла продолжать и развивать этот вид искусства. Будем же действовать об­щими   усилиями!

П. РУССО-ПОЛУПАРНЕВ

БОЛЬШЕ  ВНИМАНИЯ

Статья   Семена   Михайловича   Буденного   об   отмирании конного жанра в нашем цирке очень правдива и свое­временна.   Действительно,   зачем   нужен   тогда   манеж, если  все,  что  на нем  показывают, может с успехом  идти на любой эстраде, в театре, клубе. Семен Михайлович пишет, что после окончания войны не нашлось энтузиаста, подобного В. Труцци, который бы возглавил работу по восстановлению в цирке конного жанра. В связи с этим мне хочется рассказать один эпи­зод,  случившийся  во  время  войны. В августе 1941 года, когда фашисты наступали, в управ­лении цирков был издан приказ о распродаже лошадей. Я и мои товарищи просили не делать этого. Мы ручались, что сохраним лошадей и обеспечим их кормом, но до­воды наши не подействовали. Дрессированные животные были распроданы за бесценок, как обыкновенный скот.

Совершенно уверенный, что работники Управления не­правильно обошлись с ценным государственным имуще­ством, я написал в декабре этого же года заявление на имя Комитета Обороны и Центрального Комитете партии, и  уже 9 февраля  1942 года я  получил  распоряжение  Комитета Обороны возвратить распроданных дрессирован­ных лошадей государственным циркам. Партия и прави­тельство даже в те тяжелые для страны дни проявили огромную   заботу о конном цирке. Узнав, что есть такое распоряжение, мои товарищи Руссо и Монкевич, так же как и я, собрали часть своих лошадей. К сожалению, я заболел и с 1943 по 1948 год вынужден был работать на эстраде. В 1948 году меня пригласили в цирк, чтобы создать большую конюшню, о которой пишет в своей статье С. М. Буденный. Мне хочется привести некоторые цифры, чтобы в срав­нении показать, как незаслуженно мало мы обращаем внимание на конный цирк. До войны на манеже было около четырехсот лошадей; только восемнадцать советских и четыре иностранных групповых номера дрессированных лошадей постоянно работали   на   наших   аренах.

Почти в каждом цирке весь сезон работали на манеже дрессированные лошади, приезжали и джигиты и жонглеры на лошадях и жокеи, были и другие конные номера. Всем хватало места, все вместе работали, и никаких возражений не было .ни со стороны конников, ни со стороны дирекции. Сейчас в Управлении Союзгосцирка осталось всего около двухсот пятидесяти лошадей, а групповых номеров дрессированных лошадей только восемь! Однако в Управ­лении почему-то любят утверждать, что конных номеров много, а нас упрекают, что в групповых номерах случаются совпадения в трюках, фигурных перестроениях. Но кто в этом виноват? Дрессировщики? Нет! В Управлении Союз­госцирка много режиссеров, в цирках достаточно главных режиссеров, художественных руководителей, но есть ли хоть один специалист, который бы разбирался в конном жанре? Нет! Вот почему основной жанр цирка не совер­шенствуется,   не   развивается. Еще хуже обстоит дело с кадрами. Цирковое училище не хочет обременять себя заботой о лошадях, корме, об­служивающем персонале. Студия при Союзгосцирке та­кого же мнения, а специалисты-конники стареют, уходят на пенсию. Литературы-то по дрессировке, увы, нет. Если так будет продолжаться, то не станет и педагогов. Грустно видеть, как дрессировщик уходит на пенсию, а конюшни дрессированных лошадей расформировывают, то есть про­дают   на   мясо.

Я считаю, что в цирке необходимо возродить конный жанр. Поэтому надо помимо передвижных конюшен в цирках крупных городов создать постоянные. Лошади, так же как и люди, должны участвовать в парадах, ораториях, пантомимах, на представлении должно быть не менее двух-трех номеров. Нужно, чтобы в репертуар этих конюшен входили более крупные, чем в передвижных конюшнях, группы лошадей на свободе, разнообразные табло, манев­ры-кадрили, «омические сценки, почта, школа верховой езды, тандем, кабриолет, жокей, гротеск, джигитовка, па-де-де,   вольтиж   и   другие   работы. Изредка между цирками можно было бы производить обмен   постоянными   конюшнями. В столичном же цирке необходимо иметь крупную ко­нюшню с расширенным репертуаром и большими груп­пами лошадей на свободе. Она должна давать не менее трех-четырвх номеров в представлении. Думается, что помимо постоянных и передвижных ко­нюшен необходимо иметь при Управлении Союзгосцир­ка базу, где следует готовить лошадей для всех видов работы: в свободу, под джигитовку, под жонглеров, шко­лу верховой езды, гротеск и т. д. Выбыла где-нибудь ло­шадь, номер не должен быть на простое. Сейчас же можно послать готовую дрессированную лошадь. Работа по подготовке конных номеров очень трудная и кропотливая, она требует особого внимания, заботы и чуткого отношения со стороны директоров и Управления Союзгосцирка.

М. АНИСИМОВ, заслуженный артист РСФСР

ПРАВ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ!

Большая любовь к коню и доскональное знание кон­ного  дела   позволили   маршалу   Советского   Союза Буденному нарисовать верную картину больших успе­хов  и  мастерства  в  русском  и   советском  конном  цирке в   недалеком   прошлом   и   печального   состояния   этого важнейшего вида циркового искусства в настоящее время. Совершенно  забыты  многие  конные жанры,  руководи­тели Союзгосцирка, пожалуй, и не знают о них. Скудость жанрового разнообразия подтверждают эти цифры: номе­ров    высшей    школы — 10,   джигитовки — 7,    свободы — 8, гротеск — 5, па-де-де  и   па-де-труа — 5,  жонглеры   на ло­шади — 5, жокеи — 3.

Всего же конных номеров 43 на всю страну! Это не только лошадям на смех. Просто стыдно. Мастера стар­шего и среднего поколения обязаны отдать все силы, что­бы возродить это прекрасное зрелище. Что касается меня, то я готов сделать еще столько, сколько сделал за свою жизнь, чтобы исправить это плачевное состояние родного конного  цирка.

АЛИ-БЕК КАНТЕМИРОВ, заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР

НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО

Б. МАНЖЕЛЛИ,  дрессировщик лошадейМы    всесторонне   обсудили   статью   С.   М.    Буденного среди участников   готовящейся   конно-балетной   пан­томимы   «Бахчисарайская   легенда»   и с удовлетворе­нием   отметили   ее  своевременность.

На фото. Б. МАНЖЕЛЛИ,  дрессировщик лошадей

Ко  всему   сказанному другом  нашего   цирка  Семеном  Михайловичем  можно добавить  большое  количество  при­меров плохого отношения к конному искусству в цирке. Мы много говорим о неудовлетворительном состоянии конного жанра, о творческом застое его мастеров, но до сих пор практически ничего не сделали, чтобы сдвинуть этот наболевший вопрос с мертвой точки. Даже обещан­ное руководством Союзгосцирка совещание артистов-кон­ников до сего времени не состоялось и неизвестно, когда состоится. А ведь настала пора серьезно и подробно поговорить  на  эту  волнующую нас  тему. Неужели мы и впредь будет мириться с безразлич­ным отношением к лошадям многих директоров цирка? Немалая вина в отставании конного жанра лежит и на художественном отделе Союзгосцирка. Наши дрессиров­щики даже не имеют права отбирать лошадей во время их закупки. Кони поступают для цирка иногда без всякой пробы на манеже. Разве можно в таких условиях создать конный   номер   высокого   класса?

Сейчас наша труппа готовит большую конно-балетную пантомиму. Нам хочется сделать шаг в возрождении забы­того в цирке жанра, который успешно развивал в двад­цатые   годы  В.  Труцци. Много у нас творческих радостей, но еще больше труд­ностей и огорчений. Вот уже полгода, как мы не можем добиться в Союзгосцирке приобретения необходимых для пантомимы  животных  и  реквизита. Хотелось, чтобы работники управления прониклись соз­нанием того, что цирковое искусство немыслимо без кон­ных номеров и что их создание является общим делом как для артистов, так и для сотрудников аппарата. Мы благодарны уважаемому Семену Михайловичу Бу­денному за его заботу о конном цирке и уверены, что с его «легкой руки» у нас начнет крепнуть и развиваться любимый нами  цирковой жанр.

Б. МАНЖЕЛЛИ, дрессировщик лошадей. Н. ЗИНОВЬЕВ, режиссер
 

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования