Без манежа. Размышления и предложения - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Без манежа. Размышления и предложения

В начале цифры. В стране шесть групп «Цирк на сцене». Объеди­няют они пятьдесят коллективов, около 1200 артистов.

Почти во всех группах прошли се­минары-смотры. В трех из них при­нимал участие и автор этих строк. Впечатления от двадцати пяти пред­ставлений, беседы с артистами, руко­водителями коллективов, групп вы­звали к жизни эти заметки о наиме­нее изученной отрасли циркового ис­кусства.

Так уж случилось, что знакомство с коллективами «Цирк на сцене» я начал в Сибири. Летели мы в Новоси­бирск вместе со старшими редактора­ми репертуарно-художественного от­дела Союзгосцирка И. Надеевой и И. Федотовой, режиссером Ю. Карнеевым, чтобы провести творческий семинар. Директор группы И. Лысен­ко — человек, влюбленный в искус­ство, — решил показать все так, как бывает в гастрольных поездках.

Нелегкое, ох, нелегкое дело семи­нары! Ритм их очень учащен. Попро­буйте поставить себя на место арти­ста. Вечером — просмотр коллектива, бывает и двух. Утром — подробный анализ представления. Затем лекции по эстетике, искусству цирка, уроки хореографии, грима, занятия отдель­ными жанрами. И так день за днем.

Сибиряки, готовясь достойно встре­тить столетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина, органи­зовали смотр, как творческий отчет перед трудящимися различных райо­нов города. Иначе было в Ташкенте — хуже. Только после приезда предста­вителей главка опытные администра­торы многое сделали, чтобы семинар состоялся. В Киеве большинство про­смотров было днем, почти без зрите­лей, что в значительной мере услож­нило задачу, стоящую перед артиста­ми, — трудно играть в пустом зале.

Разные группы, разные коллекти­вы, различные условия, а задача одна: нести в самые отдаленные угол­ки земли нашей искусство цирка, нести так, чтобы короткое и звуч­ное, как выстрел, веселое, как смех, слово «цирк» всегда сверкало свежи­ми красками.

А что это за цирк на сцене? Ка­ким ему быть?

Ответ далеко не прост. Теоретики этим еще не занимались. А практика выработала определенный стандарт представления. И, что греха таить, от таких представлений порой цирком и не пахнет. Каким же быть спектак­лю? У цирка на сцене своя эстетика. А какая?

Мыслить по-цирковому могут да­леко не все. И если режиссуру цирко­вого спектакля можно сравнить с не­вспаханным полем, то режиссуру цирковых представлений на сцене — с целиной, где режиссеры проклады­вают первые борозды.

Несколько лет назад в Ташкент­ской группе по инициативе режиссера Ю. Барского коллективы вместо по­рядковой нумерации получили назва­ния. Вслед за тем и в Киеве каждый из двенадцати коллективов был на­зван ярко и образно: «Романтики», «Орбита», «Дружба», «Мечта», «Раду­га», «Звезда» и т. д. Однако дело не в названии. Не только в названии. Главное — в содержании, во всем строе представлений. Не последнюю роль сыграло привлечение местных писателей, украинских художников, щедрая затрата средств на костюмы.

Вы улыбаетесь: велико событие пошить костюмы. Да, велико! В неко­торых группах артистов делят на «своих» (состоящих в штате Союзгос­цирка) и «чужих» (работающих на договорных началах). А зрители этого не знают. И удивляются, что один одет со вкусом, а второй — в каком-то вы­линявшем одеянии. Так вот, в Киев­ской группе этого разделения нет.

Зато есть много такого, что при­влекает молодых и способных испол­нителей. Борис Поташник поставил спектакль «Романтики» с единой организующей линией. Еще больше приблизил спектакль к цирковому режиссер Лев Окрент. Высокая теат­ральная и эстрадная культура сказы­вается в работах. Не только мажор­ный пролог и звучный эпилог, а и каждый номер, деталь — предмет его заботы. Представление отличает еди­ный стилистический и темпо-ритмический рисунок. Все воспринимается как настоящее цирковое действо на сцене.

В создании цельных спектаклей есть еще одна сторона — моральная. Каждого заботит не только свой но­мер, а успех всего представления. А это чрезвычайно важно для людей, которые месяцами живут и работают рядом. Коллектив — организм слож­ный и тонкий. Творческая работа, упрочняющая его, вдвойне ценна.

В кулуарах, правда, звучали голо­са скептиков, что все это лишь для смотра, что на маленькой сцене кол­хозного клуба, где нет нужного осве­щения и вообще не повернуться, — не до оформления. Доля истины (и, воз­можно, значительная) в этом есть. Но отказываться от найденного предосу­дительно. Поиски ведутся по верному пути.

Многих, вероятно, интересует, кто и где готовит артистов для групп «Цирк на сцене»? Дорог в искусство много. Вот одна, ведущая в группы «Цирк на сцене». Будущий артист на­чинает в самодеятельности. Ее руко­водитель — его первый учитель. Но не всегда лучший. Знает один-два жан­ра, а в остальных — дилетант. Наибо­лее способные его ученики овладе­вают несколькими не очень сложны­ми трюками и создают видимость номера. Тут-то их и замечают гонцы из какой-либо группы и предлагают перейти в профессионалы.

И вот девушка или юноша стано­вятся неокрепшими ногами на тер­нистую дорогу. Итак, в начале пути штамп. Нет умения творчески мыс­лить хотя бы в пределах избранного жанра. Нет понимания его диапазона. Нет главных предпосылок для ста­новления артистического, мастерства.

Из многообразных разветвлений каждого жанра почему-то берется простейшее. Поэтому уныло однооб­разны выступления гимнасток на трапеции. У подавляющего большин­ства жонглеров слаба техника, нет интересных комбинаций, одинаков реквизит. Создается впечатление, что артист вышел с единственной целью — выбросить и поймать предме­ты. В Ташкентской и Новосибирской группах ни одна из исполнительниц пластического этюда не может стоять на руках, то есть не владеет основой основ акробатики.

Эквилибрист на катушках стре­мится поразить пирамидой. И только. Невдомек ему, что и на одной катуш­ке можно создать интересные акро­батические, музыкально-эксцентри­ческие и другие номера. Лет восемь- десять тому назад был открыт прин­цип жонглирования мячиками вниз. Открыт на сцене. Однако ни у одного из жонглеров, виденных мною на се­минарах, нет такого трюка.

Конечно, неверно перекладывать всю вину на начинающих артистов. Но где, как и у кого учиться им? По году и больше молодой артист ездит с одним и тем же коллективом. И не всегда есть условия для репетиций, для создания нового, а порой и для поддержания формы.

Правда, встречаются в коллекти­вах квалифицированные мастера, ко­торые помогают молодым: А. Урсолов в Сибири, Г. Маркевич в Ташкенте, В. Стымплевич в Киеве и некоторые другие. Но их немного. В группы за­частую попадают старые артисты из конвейера. Их переводы в большин­стве случаев происходят отнюдь не по творческим мотивам. И многие из этих людей своими отжившими прие­мами, устаревшим репертуаром отри­цательно влияют на молодежь.

Что может дать ей. к примеру, ко­верный Гоша Костылев, безразлич­ный ко всему, что происходит на сцене? Или коверный Анатолий Но­сов, демонстрирующий патологиче­скую мимику, выхолащивающий классические антре до того, что они утрачивают всякий смысл.

Практика перевода в группы про­винившихся в конвейере ошибочна. Если рассмотреть проблему во всех аспектах, то выступление на сцене в глубинке не менее ответственно, чем на манеже большого цирка. Часто для юных зрителей гастроли передвиж­ного циркового коллектива — первая в жизни встреча с искусством, с жи­выми артистами. И след от нее — на всю жизнь.

 

В коллективах «Цирк на сцене» нередко вырастают хорошие мастера. Лучших из них следует переводить на работу в цирк. Это — стимул для творческого роста и справедливо по отношению к молодому артисту, кото­рый, несмотря на сложные условия, сумел добиться успеха. В конце кон­цов, каждый исполнитель групп «Цирк на сцене» мечтает о волшеб­ном круге манежа.

Есть смысл рассматривать группы (еще для того, чтобы усилить худо­жественное руководство ими), как кузницу кадров, в которых цирк ощу­щает острую потребность. На мой взгляд, могут выступать с успехом на манеже коверные К. Довейко, А. Михлин, Я. Пигель, А. Матюненко, гим­настки на кор-де-пареле Л. Черная и В. Кравцова, жонглеры Г. Аверьянов и В. Ануркин, силовые акробаты Г. Маркевич и С. Каменский, акроба­тическая группа под руководством Виктора Шульженко, акробаты Нелля и Николай Шаховские, силовой эквилибрист А. Миняйло, гщф^сты на ловиторке Валентина и Йладимир Мак, эквилибристы Г. Львов и В. Мак. Интересны узбекские канатоходцы Ташкенбаевы и Хакимовы. Список этот можно продолжить...

Стационарных цирков в стране пятьдесят. Будет еще больше. А сколь­ко площадок для выступлений кол­лективов, выступающих на сцене!

Мне кажется, шести групп явно недостаточно. Выгодно ли, целесооб­разно ли посылать коллективы из Киева, Ленинграда на целину в Ка­захстан или на Дальний Восток? Мо­жет быть, есть смысл создать новые группы. На Урале, в Сибири, на Даль­нем Востоке, в Средней Азии растут огромнейшие промышленные ком­плексы, города и поселки нефтяников, горняков, энергетиков. Жители их хотят и должны видеть цирк хотя бы на сцене. Вспомним: многие цирки в годы первых пятилеток росли вме­сте с Днепрогэсом и Магниткой.

Раздумья о перспективах, о мас­штабах роста не исключают, а пред­полагают усиление заботы о тех, кто работает сегодня. Порой недоразуме­ния возникают не из-за невнимания, а из-за незнания, что это такое «Цирк на сцене» и в каких специфических условиях он работает.

Рекламные плакаты с изображе­нием дрессированных слонов присла­ли в Новосибирскую группу, а с изо­бражением лошадей и акробатов-пры­гунов — в Ташкентскую. Хотя ни в той, ни в другой в подобных жанрах никто, разумеется, не выступает.

Из-за незнания условий работы групп возникают нелепости и недо­разумения. До сего времени гастроль­ные маршруты для групп «Цирк на сцене», по существу, не планируются. Маршруты чаще всего зависят от опыта, находчивости, а то и от изво­ротливости администраторов. Офи­циально их почему-то числят вне­штатными организаторами зрителя, хотя им доверяют заключать догово­ра, выплачивать зарплату, они отвечают за выполнение плана, творче­скую и трудовую дисциплину, тран­спорт и многое другое.

Приходит внештатный организатор к иному руководителю в городе, а тот разговаривать не желает, требует штатного работника. Еще нелепость: норма у администратора такая же, как и у артиста. Но артисту за пере­выполнение платят, а администратору нет. И вот представьте ситуацию: за­ехал коллектив в глубинку, выполнил норму. Артисты полны желания ра­ботать еще, но администратор не ор­ганизует концерты. И кто может за­ставить человека работать бесплатно? А ведь в эти дни простоя командиро­вочные средства расходуются. Эко­номится, может быть, сто рублей на зарплату администратору, а теряются тысячи. Без учета условий, в которых работают артисты, исчисляется и амортизация.

Нормально ли, что по зимним до­рогам артисты кочуют в автобусах марки «ПАЗ» или «Кубань»? Разве нельзя переоборудовать большие ав­тобусы (от них не откажутся и пере­движные цирки и бригады филармо­ний)? Сделать там гримировочные, шкафы с вентиляцией и теплым воз­духом для сушки костюмов, умываль­ник, движок со стандартной освети­тельной аппаратурой. Да мало ли удобств можно придумать! А специа­лизированные машины для реквизита и животных! Право, заслуживают этого артисты — вечные кочевники!

Надо бы сделать машины яркими, красочными.

Замечаний могло быть и больше. Почти двухмесячное общение с арти­стами подсказало массу проблем, но автор ограничивается лишь несколь­кими, требующими немедленного ре­шения.

А так и хочется предложить уста­навливать для ищущих исполнителей больший репетиционный период — им труднее, чем в цирке, создавать новое. Быть может, следует проводить в группах репетиционные сборы ис­полнителей одного какого-либо жан­ра. Руководить ими должны выдаю­щиеся мастера. Может быть, надо... Предложений много, и трудно поста­вить точку.

Группы «Цирк на сцене» выросли количественно и качественно. Очень давно непосредственно руководит ими Ия Ивановна Надеева. Она знает поч­ти каждого артиста, в курсе его твор­ческих и семейных дел. Но настало время дать ей помощников, прикре­пить режиссеров, которые бы систе­матически выезжали в группы, отве­чали за состояние дел в них, осущест­вляли методическое и художествен­ное руководство, намечали перспек­тивы.

Цирк без манежа — это тоже цирк. И он требует внимания и заботы!

И. ЧЕРНЕНКО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования