Без манежа. Размышления и предложения
В начале цифры. В стране шесть групп «Цирк на сцене». Объединяют они пятьдесят коллективов, около 1200 артистов.
Почти во всех группах прошли семинары-смотры. В трех из них принимал участие и автор этих строк. Впечатления от двадцати пяти представлений, беседы с артистами, руководителями коллективов, групп вызвали к жизни эти заметки о наименее изученной отрасли циркового искусства.
Так уж случилось, что знакомство с коллективами «Цирк на сцене» я начал в Сибири. Летели мы в Новосибирск вместе со старшими редакторами репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка И. Надеевой и И. Федотовой, режиссером Ю. Карнеевым, чтобы провести творческий семинар. Директор группы И. Лысенко — человек, влюбленный в искусство, — решил показать все так, как бывает в гастрольных поездках.
Нелегкое, ох, нелегкое дело семинары! Ритм их очень учащен. Попробуйте поставить себя на место артиста. Вечером — просмотр коллектива, бывает и двух. Утром — подробный анализ представления. Затем лекции по эстетике, искусству цирка, уроки хореографии, грима, занятия отдельными жанрами. И так день за днем.
Сибиряки, готовясь достойно встретить столетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина, организовали смотр, как творческий отчет перед трудящимися различных районов города. Иначе было в Ташкенте — хуже. Только после приезда представителей главка опытные администраторы многое сделали, чтобы семинар состоялся. В Киеве большинство просмотров было днем, почти без зрителей, что в значительной мере усложнило задачу, стоящую перед артистами, — трудно играть в пустом зале.
Разные группы, разные коллективы, различные условия, а задача одна: нести в самые отдаленные уголки земли нашей искусство цирка, нести так, чтобы короткое и звучное, как выстрел, веселое, как смех, слово «цирк» всегда сверкало свежими красками.
А что это за цирк на сцене? Каким ему быть?
Ответ далеко не прост. Теоретики этим еще не занимались. А практика выработала определенный стандарт представления. И, что греха таить, от таких представлений порой цирком и не пахнет. Каким же быть спектаклю? У цирка на сцене своя эстетика. А какая?
Мыслить по-цирковому могут далеко не все. И если режиссуру циркового спектакля можно сравнить с невспаханным полем, то режиссуру цирковых представлений на сцене — с целиной, где режиссеры прокладывают первые борозды.
Несколько лет назад в Ташкентской группе по инициативе режиссера Ю. Барского коллективы вместо порядковой нумерации получили названия. Вслед за тем и в Киеве каждый из двенадцати коллективов был назван ярко и образно: «Романтики», «Орбита», «Дружба», «Мечта», «Радуга», «Звезда» и т. д. Однако дело не в названии. Не только в названии. Главное — в содержании, во всем строе представлений. Не последнюю роль сыграло привлечение местных писателей, украинских художников, щедрая затрата средств на костюмы.
Вы улыбаетесь: велико событие пошить костюмы. Да, велико! В некоторых группах артистов делят на «своих» (состоящих в штате Союзгосцирка) и «чужих» (работающих на договорных началах). А зрители этого не знают. И удивляются, что один одет со вкусом, а второй — в каком-то вылинявшем одеянии. Так вот, в Киевской группе этого разделения нет.
Зато есть много такого, что привлекает молодых и способных исполнителей. Борис Поташник поставил спектакль «Романтики» с единой организующей линией. Еще больше приблизил спектакль к цирковому режиссер Лев Окрент. Высокая театральная и эстрадная культура сказывается в работах. Не только мажорный пролог и звучный эпилог, а и каждый номер, деталь — предмет его заботы. Представление отличает единый стилистический и темпо-ритмический рисунок. Все воспринимается как настоящее цирковое действо на сцене.
В создании цельных спектаклей есть еще одна сторона — моральная. Каждого заботит не только свой номер, а успех всего представления. А это чрезвычайно важно для людей, которые месяцами живут и работают рядом. Коллектив — организм сложный и тонкий. Творческая работа, упрочняющая его, вдвойне ценна.
В кулуарах, правда, звучали голоса скептиков, что все это лишь для смотра, что на маленькой сцене колхозного клуба, где нет нужного освещения и вообще не повернуться, — не до оформления. Доля истины (и, возможно, значительная) в этом есть. Но отказываться от найденного предосудительно. Поиски ведутся по верному пути.
Многих, вероятно, интересует, кто и где готовит артистов для групп «Цирк на сцене»? Дорог в искусство много. Вот одна, ведущая в группы «Цирк на сцене». Будущий артист начинает в самодеятельности. Ее руководитель — его первый учитель. Но не всегда лучший. Знает один-два жанра, а в остальных — дилетант. Наиболее способные его ученики овладевают несколькими не очень сложными трюками и создают видимость номера. Тут-то их и замечают гонцы из какой-либо группы и предлагают перейти в профессионалы.
И вот девушка или юноша становятся неокрепшими ногами на тернистую дорогу. Итак, в начале пути штамп. Нет умения творчески мыслить хотя бы в пределах избранного жанра. Нет понимания его диапазона. Нет главных предпосылок для становления артистического, мастерства.
Из многообразных разветвлений каждого жанра почему-то берется простейшее. Поэтому уныло однообразны выступления гимнасток на трапеции. У подавляющего большинства жонглеров слаба техника, нет интересных комбинаций, одинаков реквизит. Создается впечатление, что артист вышел с единственной целью — выбросить и поймать предметы. В Ташкентской и Новосибирской группах ни одна из исполнительниц пластического этюда не может стоять на руках, то есть не владеет основой основ акробатики.
Эквилибрист на катушках стремится поразить пирамидой. И только. Невдомек ему, что и на одной катушке можно создать интересные акробатические, музыкально-эксцентрические и другие номера. Лет восемь- десять тому назад был открыт принцип жонглирования мячиками вниз. Открыт на сцене. Однако ни у одного из жонглеров, виденных мною на семинарах, нет такого трюка.
Конечно, неверно перекладывать всю вину на начинающих артистов. Но где, как и у кого учиться им? По году и больше молодой артист ездит с одним и тем же коллективом. И не всегда есть условия для репетиций, для создания нового, а порой и для поддержания формы.
Правда, встречаются в коллективах квалифицированные мастера, которые помогают молодым: А. Урсолов в Сибири, Г. Маркевич в Ташкенте, В. Стымплевич в Киеве и некоторые другие. Но их немного. В группы зачастую попадают старые артисты из конвейера. Их переводы в большинстве случаев происходят отнюдь не по творческим мотивам. И многие из этих людей своими отжившими приемами, устаревшим репертуаром отрицательно влияют на молодежь.
Что может дать ей. к примеру, коверный Гоша Костылев, безразличный ко всему, что происходит на сцене? Или коверный Анатолий Носов, демонстрирующий патологическую мимику, выхолащивающий классические антре до того, что они утрачивают всякий смысл.
Практика перевода в группы провинившихся в конвейере ошибочна. Если рассмотреть проблему во всех аспектах, то выступление на сцене в глубинке не менее ответственно, чем на манеже большого цирка. Часто для юных зрителей гастроли передвижного циркового коллектива — первая в жизни встреча с искусством, с живыми артистами. И след от нее — на всю жизнь.
В коллективах «Цирк на сцене» нередко вырастают хорошие мастера. Лучших из них следует переводить на работу в цирк. Это — стимул для творческого роста и справедливо по отношению к молодому артисту, который, несмотря на сложные условия, сумел добиться успеха. В конце концов, каждый исполнитель групп «Цирк на сцене» мечтает о волшебном круге манежа.
Есть смысл рассматривать группы (еще для того, чтобы усилить художественное руководство ими), как кузницу кадров, в которых цирк ощущает острую потребность. На мой взгляд, могут выступать с успехом на манеже коверные К. Довейко, А. Михлин, Я. Пигель, А. Матюненко, гимнастки на кор-де-пареле Л. Черная и В. Кравцова, жонглеры Г. Аверьянов и В. Ануркин, силовые акробаты Г. Маркевич и С. Каменский, акробатическая группа под руководством Виктора Шульженко, акробаты Нелля и Николай Шаховские, силовой эквилибрист А. Миняйло, гщф^сты на ловиторке Валентина и Йладимир Мак, эквилибристы Г. Львов и В. Мак. Интересны узбекские канатоходцы Ташкенбаевы и Хакимовы. Список этот можно продолжить...
Стационарных цирков в стране пятьдесят. Будет еще больше. А сколько площадок для выступлений коллективов, выступающих на сцене!
Мне кажется, шести групп явно недостаточно. Выгодно ли, целесообразно ли посылать коллективы из Киева, Ленинграда на целину в Казахстан или на Дальний Восток? Может быть, есть смысл создать новые группы. На Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии растут огромнейшие промышленные комплексы, города и поселки нефтяников, горняков, энергетиков. Жители их хотят и должны видеть цирк хотя бы на сцене. Вспомним: многие цирки в годы первых пятилеток росли вместе с Днепрогэсом и Магниткой.
Раздумья о перспективах, о масштабах роста не исключают, а предполагают усиление заботы о тех, кто работает сегодня. Порой недоразумения возникают не из-за невнимания, а из-за незнания, что это такое «Цирк на сцене» и в каких специфических условиях он работает.
Рекламные плакаты с изображением дрессированных слонов прислали в Новосибирскую группу, а с изображением лошадей и акробатов-прыгунов — в Ташкентскую. Хотя ни в той, ни в другой в подобных жанрах никто, разумеется, не выступает.
Из-за незнания условий работы групп возникают нелепости и недоразумения. До сего времени гастрольные маршруты для групп «Цирк на сцене», по существу, не планируются. Маршруты чаще всего зависят от опыта, находчивости, а то и от изворотливости администраторов. Официально их почему-то числят внештатными организаторами зрителя, хотя им доверяют заключать договора, выплачивать зарплату, они отвечают за выполнение плана, творческую и трудовую дисциплину, транспорт и многое другое.
Приходит внештатный организатор к иному руководителю в городе, а тот разговаривать не желает, требует штатного работника. Еще нелепость: норма у администратора такая же, как и у артиста. Но артисту за перевыполнение платят, а администратору нет. И вот представьте ситуацию: заехал коллектив в глубинку, выполнил норму. Артисты полны желания работать еще, но администратор не организует концерты. И кто может заставить человека работать бесплатно? А ведь в эти дни простоя командировочные средства расходуются. Экономится, может быть, сто рублей на зарплату администратору, а теряются тысячи. Без учета условий, в которых работают артисты, исчисляется и амортизация.
Нормально ли, что по зимним дорогам артисты кочуют в автобусах марки «ПАЗ» или «Кубань»? Разве нельзя переоборудовать большие автобусы (от них не откажутся и передвижные цирки и бригады филармоний)? Сделать там гримировочные, шкафы с вентиляцией и теплым воздухом для сушки костюмов, умывальник, движок со стандартной осветительной аппаратурой. Да мало ли удобств можно придумать! А специализированные машины для реквизита и животных! Право, заслуживают этого артисты — вечные кочевники!
Надо бы сделать машины яркими, красочными.
Замечаний могло быть и больше. Почти двухмесячное общение с артистами подсказало массу проблем, но автор ограничивается лишь несколькими, требующими немедленного решения.
А так и хочется предложить устанавливать для ищущих исполнителей больший репетиционный период — им труднее, чем в цирке, создавать новое. Быть может, следует проводить в группах репетиционные сборы исполнителей одного какого-либо жанра. Руководить ими должны выдающиеся мастера. Может быть, надо... Предложений много, и трудно поставить точку.
Группы «Цирк на сцене» выросли количественно и качественно. Очень давно непосредственно руководит ими Ия Ивановна Надеева. Она знает почти каждого артиста, в курсе его творческих и семейных дел. Но настало время дать ей помощников, прикрепить режиссеров, которые бы систематически выезжали в группы, отвечали за состояние дел в них, осуществляли методическое и художественное руководство, намечали перспективы.
Цирк без манежа — это тоже цирк. И он требует внимания и заботы!
И. ЧЕРНЕНКО
оставить комментарий