В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Блеск народных талантов

Свыше полутора лет длится смотр сельской художе­ственной самодеятельности Российской Федерации.

На­чатый еще в октябре 1963 года, сейчас он подходит к концу. В марте состоится заключительный показ. Последний концерт будет в Москве, в Кремлевском  Дворце  съездов. Между предыдущим и этим смот­ром прошло 10 лет. В чем его осо­бенность? Не только в продолжи­тельности, а главное — в разносто­ронности поставленных задач. Смотр проходит под знаком усиления всей культурно-просветительной работы на селе и привлечения широких масс общественности к клубам, Домам культуры, красным уголкам, библио­текам и коллективам художественной самодеятельности. Одной из задач смотра является эстетическое воспи­тание тружеников села. Только пере­чень всех видов и жанров искусства, представленных на этом смотре, сви­детельствует о большом богатстве талантов  в  советской  деревне. 

Но начался смотр сельской худо­жественной самодеятельности не с демонстрации талантов, а отчетами общественности. Такие советы при­званы проявлять заботу о материаль­но-технической базе сельских куль­турно-просветительных учреждений. Тысячи колхозов и совхозов выделя­ли на это средства. По предвари­тельным данным за время смотра построено около трех тысяч клубов и библиотек, капитально отремонти­ровано более трех тысяч помещений. Куплено много музыкальных инстру­ментов, культинвентаря, реквизита. Готовятся кадры руководителей-об­щественников для сельской художе­ственной      самодеятельности.      Почти девять с половиной тысяч любителей искусства прошли специальные кур­сы и семинары.

За десять лет увеличилось число участников сельской художественной самодеятельности. В РСФСР сейчас более 100 тысяч коллективов, кото­рые составляют 1 миллион 500 тысяч человек. Активное участие приняли в смот­ре члены союза композиторов, пи­сателей и художников РСФСР, все­российских театрального и хорового обществ. В состав жюри Всероссий­ского смотра сельской художествен­ной самодеятельности вошли: компо­зиторы Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Новиков, А. Пахмутова, А. Цфас­ман, писатель Н. Сотников и поэтес­са Н. Белосинская, художники В. Се­ров, Н. Жуков, режиссеры И. Тума­нов, Г. Товстоногов, М. Царев, М. Местечкин, артисты Л. Утесов, М. Мак­сакова, Н. Надеждина, А. Прокошина, И. Яунзем, Т. Устинова и многие дру­гие  видные  деятели  искусства. В период смотра значительно активизировалась шефская помощь города селу. Многие профессиональ­ные коллективы и учреждения куль­туры, а также известные мастера ис­кусств стали шефами сельских кол­лективов художественной самодея­тельности. Калининский областной совет профсоюзов объявил конкурс на лучшую помощь сельскому клубу. В ходе смотра родились новые фор­мы помощи художественной само­деятельности. Например — обучение игре на  баяне по телевидению.

Повсюду уже прошли районные, областные, краевые, республиканские смотры народных талантов, В отли­чие от прошлых смотров, когда заключительные показы ограничивались областными, краевыми концертами и торжественным концертом в Москве, ныне проводились еще и заключительные зональные показы в шести городах: Ленинграде, Ростове-на-До­ну, Куйбышеве, Свердловске, Ново­сибирске   и   Хабаровске.   Всего   в   зональных смотрах приняли участие около  шести тысяч человек. Каждый зональный показ был кон­курсом для музыкальных и танце­вальных коллективов, солистов, чте­цов, самодеятельных поэтов, прозаи­ков и композиторов, исполнителей оригинальных жанров. После оценки Всероссийского смотра лучшие кол­лективы и солисты — победители конкурса награждались дипломами и грамотами. Здесь же определялись и кандидаты на заключительный кон­церт в Москву.

Вот как, например, проходил заключительный показ республикан­ского смотра сельской художествен­ной самодеятельности в Калмыцкой АССР. Открылся он докладами-ра­портами председателей районных оргкомитетов. Затем состоялись кон­курсы по хореографии, хоровому пению, вокалу, инструментальной музыке, театральному искусству и художественному чтению, в которых приняло участие 650 человек — побе­дителей районных смотров. Многие участники этого показа были награж­дены дипломами оргкомитета Все­российского смотра, грамотами Ми­нистерства культуры, обкома ВЛКСМ и ценными подарками: баянами, маг­нитофонами, электропроигрывателя­ми. Жюри присвоило звание лауреа­та танцевальному коллективу Яшкульского Дома культуры, танцору клуба совхоза «Приозерный» Юстинского района скотоводу Баде Лиджиеву, вокалисту клуба совхоза «Ленинский» Целинного района ветеринарному врачу    Геннадию    Шандонову,    чтецу Приозерского районного Дома куль­туры учителю Валерию Пюрвееву. Нескольким коллективам и солистам были выданы дипломы первой и вто­рой степени.

На проходящем смотре большим успехом пользовались агитационно-художественные бригады. Они пока­зывали целые эстрадные программы, часто со сквозным сюжетом. Всеобщее одобрение получили агитбригады Владимирского Дома культуры Астраханской области и Дивеевского сельского Дома куль­туры Горьковской области. «Сегодня в номере» — так называлось эстрад­ное обозрение горьковчан. В нем рассказывалась печальная история брошенного в поле новенького трак­тора. Весело и остроумно была ра­зыграна сценка «Клубные страдания» о культработниках, отставших от за­просов молодежи. Форму популярных телевизионных передач «КВН» ис­пользовала в своей программе агит­бригада Дубовского районного Дома культуры Волгоградской области. Агитбригада колхоза имени Кирова Баксановского района Кабардино-Балкарии показала колоритные сцен­ки, основой которых послужил на­циональный песен но-танцевальный фольклор. Всем запомнилась остросатирическая сценка «Приезд агро­нома» из программы агитбригады Ребрихинского районного Дома куль­туры Алтайского края.

Все эти коллективы стали лауреа­тами Всероссийского смотра агита­ционно-художественных бригад. По­четное  звание  присуждено  еще  шести коллективам, а семь агитбригад стали дипломантами смотра. На примере агитбригад можно судить насколько высоко поднялось исполнительское мастерство сельской художественной самодеятельности. Некоторые коллективы ничем не уступали профессиональным арти­стам. А то, что агитбригады строили свою программу на местном мате­риале только подчеркивало ее ори­гинальность и самобытность. Приме­чательно, что репертуар их созда­вался тоже самодеятельными авто­рами, композиторами, хореографами. Смотр народных талантов пока­зал, как неисчерпаем источник ду­ховных богатств в советской дерев­не. Об этом говорится в Программе КПСС: «В условиях перехода к ком­мунизму творческая деятельность во всех областях культуры становится особенно плодотворной и доступной для всех членов общества... Развитие и обогащение художественной сокро­вищницы общества достигается на основе сочетания массовой художе­ственной самодеятельности и про­фессионального   искусства».

Смотр художественного творче­ства тружеников полей явился яркой демонстрацией расцвета многона­ционального народного искусства и культуры в селах Российской Феде­рации.


А. БОГАЧЕВ, Ответственный секретарь секции пропаганды оргкомитета Всерос­сийского смотра сельской   худо­жественной  самодеятельности

Журнал Советский цирк. Февраль 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

День Спа Москва тут