Богиня или Золушка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Богиня или Золушка

Трудно, пожалуй, даже не­возможно представить се­бе эстрадное искусство без служителей покрови­тельницы танца Терпсихо­ры. 

Ни один концерт, ни одно представление театра миниатюр не обходится без чисто танцевальных номеров или без элементов танца в выступлениях артистов других жанров. Мы являемся свидетелями боль­ших успехов наших эстрадных тан­цовщиков в СССР и за рубежом. В последнее время посланцами со­ветского искусства за границей ста­ли не только такие прославленные ансамбли, как ансамбль И. Моисеева, «Березка» и другие, но и сольные исполнители,   дуэты.

И все же общее состояние дел на танцевальной эстраде оставляет же­лать лучшего. Мы далеки от мысли решить все наболевшие вопросы и дать исчерпывающие рецепты, кото­рые помогли бы поднять уровень эстрадного танца в целом. Наше же­лание много скромнее: привлечь внимание к этому популярному ис­кусству, попытаться выяснить, поче­му многое в нем порой «не вытанцовывается».

РАЗНООБРАЗИЕ

Какой, на наш взгляд, первый и главный недостаток танцев на эстра­де? Однообразие. Жанровое и ис­полнительское. Увы, в наше время не видно очень многого из того, что раньше имело едва ли не самый большой успех и что совершенно незаслуженно забыто. Прежде всего это относится к юмору. Почти исчезли, например, эксцентрические танцы, вовсе забы­ты танцевальные клоунады. Пропал жанр так называемых салонных тан­цев; очень мало чисто акробатиче­ских. Этот список при желании мож­но было бы продолжить. Однако не в перечислении суть.

Лицо эстрадной Терпсихоры сей­час — это народные танцы с неболь­шой долей классики. Нам могут воз­разить, утверждая, что исчезнувшие танцы не имели «спроса». На наш взгляд, это не так. Сошлемся на при­мер.  У  нас  в  стране  довольно много больших эстрадных и джазовых оркестров. Почти ни один из них не обходится в своих выступлениях без танцевальных номеров. В большин­стве случаев это все те же народные танцы, для которых джаз — не всег­да точно соответствующий акком­панемент. Насколько больше по стилю подходят тут, например, «умершие» салонные танцы? А эксцентрические? А ритмические?

Вывод один. Пора подумать о восстановлении многообразия жан­ров эстрадного танца. Тогда исчезнут из большинства рядовых концертов танцевальные пары, похожие друг на друга, как монеты одного   выпуска. В последнее время специалистов по эстрадной хореографии охватил некоторый страх перед развлека­тельностью. А напрасно. Развлека­тельные танцы непременно должны существовать на подмостках наряду с бытовыми и современными.

ДОСТОВЕРНОСТЬ

Давайте ненадолго оставим в сто­роне «львиную долю» исполняемых на эстраде народных танцев: а имен­но танцы народов СССР, в том чис­ле и русские. Поговорим о беско­нечных кубинских, индийских, ис­панских, мексиканских и многих по­добных танцах. Все эти танцы за последние годы получили у нас ис­ключительно широкое распростра­нение. Впрочем, тут надо вновь огово­риться, что мы ничего не имеем про­тив исполнения на подмостках про­изведений хореографического ис­кусства Латинской Америки, народов мира. Речь идет о другом — как демонстрируется у нас это искусст­во. Вот о чем надо и надо говорить, тем более что уже несколько лет идет все растущий культурный об­мен с заграницей. Теперь специали­сты и зрители воочию видят искус­ство многих стран, которые прежде считались «далекими» и «экзотиче­скими». Наши танцовщики сами бы­вают в этих странах и на месте зна­комятся с достижениями тамошней хореографии.

Следовательно, сейчас все псев­докубинские, псевдоиндийские, псевдовенгерские и прочие псевдотанцы обречены. Но к тому, чтобы они поскорее исчезли, надо еще приложить немало стараний. Причем одна из мер, как нам кажется, — это обмен балетмейстерами. Надо и впредь всячески поддерживать по­ездки советских специалистов хорео­графии за рубеж.

ОБ ЭСТРАДНОЙ «ИЗЮМИНКЕ»

Теперь давайте вернемся к обыч­ному концерту и к самым распро­страненным русским переплясам. Мы убеждены, что у любителя эстрады это предложение вызовет перед мы­сленным взором бесконечную вере­ницу однообразных номеров, кото­рые путешествуют из программы в программу, из концерта в концерт. При том мастерство рядовых про­фессионалов в этом жанре почти ни­чем не отличается от уровня хоро­шей самодеятельности. Здесь мы подошли к главному пункту. Что такое вообще «эстрад­ный номер»? По нашему глубокому убеждению, далеко не всякое вы­ступление на подмостках можно под­вести под это определение. «Номер» непременно должен иметь свое чисто эстрадное реше­ние, свой поворот, свою эстрадную «изюминку». Без этого выступление даже самого талантливого и профес­сионального артиста не будет «но­мером».

В хореографии легче всего про­иллюстрировать это положение на примере классических танцовщиков. Постоянно работают на эстраде очень немногие из них — по боль­шей части это гости из балетных трупп театров. Чисто профессиональ­ные требования к тем, кто исполняет на эстраде классику, бесконечно вы­соки. Здесь такие артисты бывают лишены обычной театральной «помо­щи» — декораций, специально при­способленной сцены, оркестрового аккомпанемента и т. д. Практика показывает, что даже самые техничные и даровитые теат­ральные танцовщики не всегда име­ют на эстраде успех, соразмерный их таланту. Чем же  это  объяснить?

Только тем, что эстрада не тер­пит искусственного перенесения на подмостки того, что достигнуто в Смежном жанре. Сейчас, как прави­ло, артисты балета, выступая в кон­цертах, танцуют отрывки из спектак­лей своего репертуара. Слов нет — это вполне правомерно, они пользу­ются заслуженным успехом. Но по­зволительно им напомнить, как от­носились к эстраде их предшественники и даже учителя — танцовщики старшего поколения. Такие артисты, как О. Лепешинская, А. Мессерер, С. Корень и другие, непременно име­ли в своем репертуаре эстрадный номер, сделанный специально для сольных  выступлений. Можно вспомнить, какой успех был в течение многих лет у Асафа Мессерера, исполнявшего на подмо­стках  номер «Футболист». Талантлинейший классический танцовщик «не стеснялся» появляться перед зрителями в костюме игрока команды и, разыгрывая различные комбинации с воображаемым мячом, демонстри­ровал зрителям неповторимую тех­нику.

Практика показывает, что эстрад­ный номер (в том числе и танцеваль­ный) не компиляция уже виденного, не просто выступление артиста, ко­торый лучше или хуже может что-то продемонстрировать на подмостках, а художественное произведение, со­зданное коллективом людей. В от­ношении танцевального эстрадного номера этот коллектив должен со­стоять как минимум из четырех че­ловек: исполнителя, балетмейстера, композитора и художника.

ГДЕ МОЛОДЕЖЬ!

Исполнитель, как известно, — са­мое важное лицо на эстраде. Если он не талантлив, плохо подготовлен профессионально, конечно, никакой балетмейстер, никакие музыка и ко­стюм его не спасут. У нас на эстраде есть много хороших, техничных и грамотных исполнителей. Однако их все-таки недостаточно. И если, как говорится, взглянуть в корень такого положения, то мы придем к проблеме пополнения ря­дов эстрадных танцовщиков. Попробуем разобраться, как же пополняются эти ряды. Обычный путь эстрадного солиста таков: само­деятельность, затем тот или иной профессиональный ансамбль, где ар­тист получает некоторую школу, за­тем сольная работа на эстраде. Есть, правда, редкие исключения — наи­более талантливые участники само­деятельности сразу становятся соли­стами на эстраде.

Можно ли считать такое положе­ние удовлетворительным? Разумеет­ся, нет. Нет — при тех высоких требованиях, которые предъявляет теперь публика к любому танцеваль­ному номеру. Наш зритель избало­ван если не концертами, то выступ­лениями по телевидению лучших ансамблей и танцовщиков или филь­мами с их участием. Существующая студия эстрадного искусства никак не может решить проблемы кадров. Во-первых, она выпускает очень мало артистов. Во-вторых, она занимается созданием номеров, а не профессиональной подготовкой молодых танцовщиков. По нашему мнению, давно пора возобновить разговор о создании в академическом училище хореогра­фии при Большом театре отделения эстрадного танца.

НУЖНЫ БАЛЕТМЕЙСТЕРЫ

Создание нового яркого эстрад­ного номера — задача чрезвычайно сложная. Для этого требуется дол­гая, кропотливая работа. И очень ча­сто душой такой работы является именно балетмейстер. Трудно переоценить роль балет­мейстера на эстраде. Для исполни­теля — это не абстрактный «поста­новщик танца», а старший опытный товарищ и друг. Как правило, балет­мейстер, сам в прошлом исполни­тель; он может дать совет, удержать от повторения чьих-то ошибок, убе­речь от открытия уже открытых Аме­рик.

Общеизвестно, что талантливый, своеобразный балетмейстер — явле­ние чрезвычайно редкое, пожалуй, такое же редкое, как, скажем, ори­гинальный режиссер. Соответственно, если считать проблему эстрадной ре­жиссуры проблемой номер один, то проблема балетмейстера станет про­блемой номер два. Однако внима­ние, повседневно уделяемое этому вопросу, отнюдь не соответствует его важности. Мы уже не говорим о спе­циальной подготовке постановщиков эстрадного танца: об этом сейчас да­же трудно мечтать. Мы ратуем хотя бы за рациональное использование тех людей, которые готовы или по­тенциально могли бы работать для эстрады. А ведь даже с этим дело обстоит из рук вон плохо.

Сейчас на эстраде создалось по­ложение, когда ведущие мастера практически не работают в этом жан­ре. Здесь значительная доля вины ложится на административных работ­ников. Они должны создать такие условия, при которых талантливым лю­дям этой дефицитной профессии бы­ло бы интересно работать на эстра­де. К благоприятным условиям отно­сится не только оплата труда балетмейстера (кстати, как правило, неоп­равданно низкая), но и уважение к хореографии, сознание ее нужности и важности.

О  КОМПОЗИТОРЕ И ХУДОЖНИКЕ

Думается, не надо рассуждать о том, какое значение в хореографии имеют музыка и костюм исполните­ля. Однако в «технологическом» про­цессе создания нового номера обыч­но участвуют с начала и до конца только двое — исполнитель и балет­мейстер. Композитор же и художник включаются в работу соответственно в начале и в конце процесса. Это не­нормально. Коллектив создателей эстрадного танца, в идеале, должен трудиться целиком все время, кото­рое требуется, чтобы новое произ­ведение   увидело свет. К сожалению, известные компо­зиторы и художники (впрочем, этот упрек можно было бы высказать и ведущим балетмейстерам) часто от­носятся к эстраде, как к Золушке, а посему если и уделяют ей часть сво­его внимания, то весьма снисходи­тельно. Разумеется, при такой прак­тике требование постоянного и дли­тельного участия всего коллектива в создании эстрадных номеров многим может показаться чрезмерным. Од­нако мы уверены, что отступиться от этого требования нельзя.

И здесь, опять-таки обращаясь к примерам из прошлого, хочется при­звать самых популярных и дарови­тых композиторов поучиться отноше­нию к эстраде у покойного И. Ду­наевского. Он никогда «не брезго­вал» работой в этом жанре. И эстра­да щедро платила, да и платит его доброму имени, его славе за эту верную  привязанность. Надеемся, что круг вопросов, за­тронутых в статье, станет основой де­лового разговора о состоянии и за­дачах нашей танцевальной эстрады. Такой разговор должен состояться.
 

В. ЗЕРНОВ, балетмейстер

Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования