Бой кремлевских курантов
Незабываемая радость — близко видеть Ленина, разговаривать с ним — досталась мне, можно сказать, по наследству. С Владимиром Ильичем был знаком мой отец. Еще до революции он работал слесарем-механиком в Кремле. В домике у Боровицких ворот жила наша семья.
Осенней ночью 1917 года под натиском красногвардейских отрядов юнкера бежали из Кремля через Боровицкие ворота. Отец собрал рабочих, послали гонца к своим. Пока Красная гвардия занимала Кремль, рабочие организовали охрану Оружейной палаты. Вот по этому поводу и вызвали их — несколько человек — в Петроград. Там отец впервые встретился с Лениным.
Помню, взволнованный и счастливый, приехал он домой. Все рассказывал, какой простой и сердечный человек Владимир Ильич. А вскоре, ранней весной 1918 года, правительство молодого Советского государства переехало в Москву. И, волею судьбы, мы стали соседями Владимира Ильича по месту жительства. Он сразу узнал отца (память на людей у Ленина была, как известно, изумительная) и потом не раз просил его то замок починить, то сделать новый ключ.
Однако особенное расположение Владимира Ильича мой отец заслужил после одного памятного события. Непривычно молчали на Спасской башне Кремлевские куранты. Два снаряда угодили в циферблат, к тому же пропал позолоченный маятник (наверное, кто-то украл — подумал, что золотой). Буржуазные газеты писали в ту пору, что ни одно, даже самое потрясающее, событие не останавливало хода часов истории, а вот пришли в Кремль большевики, и куранты замолчали.
Как только Советское правительство переехало в Кремль, Ленин решил во что бы то ни стало восстановить куранты и заставить их играть, но уже по-новому. В газетах были опубликованы объявления о подряде на восстановление часов и переделку курантов. Но инженеры опасались браться за незнакомую работу, а часовщики только головами качали. Ведь они привыкли работать с пинцетом да лупой, а тут требовалась чуть ли не кувалда. Завод целый, а не часы! Приходили к Ленину бельгийские мастера, брались помочь, но запрашивали столько золота, что он был вынужден отказаться от такой «помощи». И вот однажды кто-то подсказал Владимиру Ильичу, что слесарь Николай Васильевич Беренс знает часовое дело и берется починить куранты, разумеется, бесплатно. Ленин обрадовался, тут же позвал отца,
— Как хотите, а часы исправьте, — сказал он ему.
Отец взял себе в помощь одиннадцать слесарей и приступил к работе. Целое лето дни и ночи пропадал он в Спасской башне. Все бы ничего, да маятника нет, а веса его и размера диска никто не знал. Отец вычислял, мучился, чуть с ума не сошел. Встретив как-то Владимира Ильича, пожаловался ему:
— Не могу, не получаются расчеты.
— А давайте попробуем вместе, — предложил Ленин. Он присел, достал записную книжицу, попросил у отца карандаш. На бумагу посыпались цифры.
— Вот посмотрите, может быть, и получится, — протянул Владимир Ильич отцу готовый расчет. И вернул карандаш. (Этот маленький огрызок карандаша хранится у меня до сих пор как самая дорогая реликвия.)
И вот настал день, когда часы пошли! А потом художник Михаил Михайлович Черемных, хорошо знающий музыку, быстро написал партитуры, и Кремлевские куранты заиграли, только, конечно, не «Коль славен» и не «Преображенский марш», а «Интернационал» и «Похоронный марш» в память жертв революции, как хотел того Ленин. Ильич был растроган, когда услышал новую музыку, благодарил отца и распорядился, чтобы ему выдали денежную награду.
Все это время я много слышал о Владимире Ильиче от отца, и часто видел его по утрам, когда шел на службу. Всегда, почти в одно и то же время, Ильич прогуливался от Грановитой палаты, мимо Оружейной, до Тайнинской башни и обратно. Глядел я на него во все глаза, но заговорить, разумеется, и не пытался. В ранней юности я мечтал стать артистом. А в ту пору участвовал в художественной самодеятельности, как теперь это называется. Был у нас драматический кружок при клубе, в котором играли красные командиры, курсанты и служащие Кремля.
Однажды, помню, ставили мы «Лес» А. Островского. Ленин аккурат проходил по верхнему балкончику. Задержался, посмотрел немного спектакль, и почему-то моя игра ему понравилась. Ильич попросил выяснить, кто был в роли Несчастливцева. Когда ему назвали фамилию Беренс, он тут же разыскал отца. Я дословно помню переданные мне слова Ленина: «Товарищ Беренс, вашему сыну надо учиться».
Эти напутственные слова и определили всю мою дальнейшую судьбу. Поступил я в вечернюю театральную школу. Занятия в школе совмещал со службой в Красной Армии. И вот, когда грянуло великое всенародное горе — умер Ленин, случилось так, что я был линейным на Красной площади. Стоял недалеко от мавзолея. Так я проводил Ильича в последний путь. Вскоре я стал артистом, был сначала в студии МХАТ, затем играл в Театре Революции, потом перешел на эстраду. Шли годы, а в памяти никогда не стирался светлый образ Владимира Ильича, его мягкая улыбка.
Когда я бываю теперь на Красной площади и особенно, когда бьют кремлевские куранты, перед моими глазами каждый раз возникает незабываемый образ Ильича.
В. БЕРЕНС, артист эстрады
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1966 г.
оставить комментарий