Большой мастер эстрады
Тысяча девятьсот пятнадцатый год. ...Кафе поэтов в переулке на Тверской. Я — еще студент — с восхищением смотрю на человека в желтой блузе.
Не скрою, завидую ему. Мне импонируют его смелость, находчивость. Восхищает свободная манера двигаться и говорить, общаться с аудиторией... Если я впоследствии ушел из театра на эстраду и стал конферансье, то, прямо надо сказать, это произошло не без влияния Маяковского. В дальнейшем, после Октябрьской революции, я уже молодой артист сначала МХАТ, а потом Камерного театра, стал выступать с чтением стихов современных поэтов и, конечно, в первую очередь с чтением стихотворений В. Маяковского. Волею судеб некоторые из них мне выпало счастье читать первым, — в частности «Необычайное приключение...» Естественно, что мне было приятно увидеть в 13-м томе Сочинений поэта упоминание Маяковского обо мне как исполнителе его произведений.
Великолепно помню Владимира Владимировича уже по совместным выступлениям в Политехническом музее на так называемых литературных вечерах и диспутах. В те годы эти вечера были очень модными и посещались зрителем с охотой. Меня поражали резкие порой по форме, но удивительно остроумные и точные ответы поэта на записки читателей и реплики из зала. Я твердо убежден, что творчество Маяковского оказало огромное влияние на формирование советской эстрады. Это именно у него многое почерпнул такой артист, как Н. Смирнов-Сокольский. Этот большой мастер эстрады не был подражателем, он был очень самобытен, а взял у В. Маяковского умение находить гражданское звучание и, главное, — умение смотреть вперед и не идти вслед за бытующей темой, а быть впереди нее.
М. ГАРКАВИ
Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.
оставить комментарий