Борис Оплетаев и его номер «Теркин в бане»
На VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Борис Оплетаев был удостоен звания лауреата первой премии по оригинальному жанру за номер «Теркин в бане», постановка заслуженного деятеля искусств РСФСР С. Каштеляна.
В начале номера самый популярный фронтовой весельчак Василий Теркин напоминает о себе бойкими стихами А. Твардовского, находясь при полном походном воинском снаряжении. Персонаж проходит за ширмой, секунда, и вот он уже лишен всех форменных отличий (артист в полосатом трико-тельняшке, облачении, одновременно заставляющем вспомнить костюмы артистов старого цирка). Герой номера входит в «баню», пристраивается на «полатях», поддает жару, плеснув воды из воображаемой шайки.
Сноровистость, изобретательность, юмор отличают Теркина в любой ситуации, а уж недолгий солдатский отдых он превратит в настоящий праздник с непременными скоморошьими потехами. Василий ловко «парится», походя затевая жонглировать березовыми вениками, с удовольствием ощущая их хлесткие прикосновения. Заодно он придумывает бесконечные варианты жонглирования, поддевая веники то руками, то ногами, забавно сочетая оригинальную пляску и «мытье». Откликаясь на позывные трубы, Теркин вновь моментально экипируется и покидает сцену строевым маршем.
Естественно, созданию номера предшествовала кропотливая работа, связанная, как обычно в оригинальных жанрах, с изобретением костюма, удобного для трансформации, и с конструированием веников, которые были бы похожи на настоящие, и в то же время, чтобы бутафорские листочки не слишком утяжеляли их и не были причиной «парусности», неприемлемой для жонглерских булав. Тут Борису Оплетаеву пришлось стать и портным и мастером по изготовлению реквизита.
Артист проявил себя жонглером способным намеченный принцип владения тремя булавами развить до многогранной виртуозности. Его трудолюбие таково, что позволило герою в кульминационный момент номера выразить свой экстаз, забежав по стене на высоту своего роста и, оттолкнувшись, сделать заднее сальто (трюк редкий, известный в 30—40 годы, «гвоздь» выступлений блестящих американских чечеточников братьев Николас).
Как часто успех номера оригинального жанра вскоре омрачается сетованиями на то, что у полюбившегося артиста на освоение новых трюков уходят годы. Получается, будто бы режиссура, за последние два десятилетия привившая вкус к номерам-микроспектаклям, с другой стороны, осложняет привычный ритм работы в цирковых жанрах эстрады, когда «освежить» номер можно, лишь изменив костюмы и введя дополнительный трюк.
Для Оплетаева эта трудность оказалась преодолимой. Создавая номер, Каштелян стремился выявить основные черты индивидуальности артиста, открывая тем самым перспективу дальнейшего пути ее творческого развития. С помощью режиссера Оплетаев сумел продолжить историю худенького проворного весельчака-выдумщика, впервые появившегося в образе Василия Теркина.
Артист выступает со второй миниатюрой — «Фокусы на моноцикле».
Характеру нового персонажа одинаково близки и скомороший задор и кабаретная изобретательность в активизации зрителей. Лучше всего этот номер смотрится в варьете или на празднике-гулянье, когда исполнитель лавирует на одноколесном велосипеде в непосредственной близости от публики. Само достаточно редкое и сложное сочетание жанров намечает условия игры.
Дело в том, что фокусы хочется разгадать, приглядевшись поближе, но неустойчивый моноцикл, подкрепляя и оправдывая манипуляционные пассы, то будто невзначай увозит артиста в сторону, то грозит врезаться в толпу или налететь на столик, отвлекая внимание зрителей от секретов фокусника. Забавный волшебник, могущий превращать одни предметы в другие, засыпать сцену взявшимися «ниоткуда» гирляндами лент и цветов, не может в этой комической сценке совладать, кажется, только со своим вертлявым одноколесным транспортным средством.
Ряд номеров, показанных на VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, обнаружил интерес к воскрешению некоторых элементов эстрады и цирка прошлого, иногда неправомерно забытых, иногда в качестве нюансов стиля «ретро», окрашивающих их юмором современного переосмысления.
Экзотической сказкой выглядит номер «Шива — покровитель воинов» — самостоятельная работа артистов Е. Исаева, С. Нечаева и Б. Оплетаева.
Подобно Прометею, Шива приносит людям огонь познания. Он демонстрирует власть над огнем, проводя по своим обнаженным рукам и груди горящим факелом, который не причиняет ему никакого вреда. Он обучает воинов виртуозно применять нан-чаки (изначально — орудия для обмолота риса), саи (своеобразные короткие пики), бо (длинные крестьянские посохи) — все эти орудия сельского хозяйства служили для народов Востока одновременно и средствами самозащиты.
С каждым экзотическим оружием: будь то катан — удивительной формы меч, или трезубец, или охотничий арапник, который с вплетенной в него пулей метким ударом убивал зверя, или серэндо — складной меч, неожиданно для противника превращающийся в два кинжала,— с каждым предметом, использованным в номере, связано множество легенд. Легендам посвящались ритуальные танцы с оружием, отображавшие функциональные движения боя. Народы Востока использовали и используют каты (системы наиболее красивых и целесообразных действий с оружием в качестве реквизита) для оздоровительной гимнастики или для бескровного поединка, где противники поочередно демонстрируют мастерство и победа признается за наиболее ловким из них.
Артисты консультировались по пластике своего номера с Б. Ван-Тен-Тау, помогали исполнителям в создании номера и вьетнамские студенты, обучающиеся в Москве.
Параллельная работа над несколькими номерами не помешала Оплетаеву успешно сдать вступительные экзамены в ГИТИС, где он учится сейчас на факультете режиссуры эстрады и массовых представлений.
НИНА ТИХОНОВА
оставить комментарий