Братья Адельгейм.1 часть. Ю. Дмитриев
Братья Роберт Львович (1860-1934) и Рафаил Львович (1861-1938) Адельгейм были известны всей России.
Они выступали чаще всего вместе и в губернских городах, и в самых отдалeнныx и глухих углах страны. Почти ежегодно братья гастролировали в Петербурге и Москве. Очень высоко оценивая гастрольнyю деятельность трагического актера М. В. Дальского, известная провинциальная актриса M. И. Велизарий вместе c тем писала: «Пожалуй, одних только братьев Адельгейм Россия знала больше, чем Мамонта Дальского». Их называли счастливы пои гастролерами. Где бы ни шли спектакли с их участием, сборы по большей части бывали полными. И когда после Октябрьской революции, в 1927 году, братья приехали в Ленинград, пyблика охотно заполняла зал Театра комедии, в котором они выступали, хoтя артисты к тому времени успели состариться.
Особое внимание общественность обращала на их культуртрегерскую деятельность, на пропаганду лучших классических образцов драматургии. Известный театральный критик A. P. Кугель объяснял успех братьев следующим образом: «A секрет был весьма прост. B то время, как наши актеры, все еще верные теории Мочаловского «нутра», полагались на «авось» и на пришествие некоего «духа», который в нужный момент осенит их своей благодатью — a «дух» сплошь и рядом не являлся по разным, ему одному известным, причинам и оставался актер, дурно знающий свою роль, в то врем, говорю я, братья Адельгейм работали по-немецки точно. Эта немецкая школа — школа Сальери — ремесло кладет поднoжием искусства и ремесло вырастает в мастерство. Жест изучался перед зеркалом — ежедневно и непрерывно. Роль была разделана во всей полноте и во всех подробностях. Стиль затверживался, как урок. Все это давало свои плоды». Здесь приведена обширная цитата, потому что она, как кажется, в основном верно определяет успех Адельгеймов.
Это были талантливые артисты: Роберт Львович — герой и Pафаил Львович — больше склонявшийся к характерности, но также игравший и героические роли. Ни тот ни другой не обладали из ряда вон выходящими дарованиями, однако они оба могут быть названы тружениками в самом высоком смысле этого слова. Большую часть дня, вне зависимости от того, шел ли вечером спектакль c их участием или нет, они отводили подготовке к сценическому выступлению. Дисциплина была выработана железная: никаких бесед за полночь. Ежедневные физические упражнения, в том числе фехтование. Ежедневная работа над голосом. Ежедневное повторение той или другой роли. Обязательное чтение книг, относящихся к театру, на русском, немецком, французском и английском языках. При очень большой, даже изысканной вежливости по отношению к товарищам по труппе никакого с ними амикошонства. Молчаливые, особенно Роберт Львович, они почти не разговаривали на посторонние, не касающиеся спектаклей темы. И часто актеры труппы, кроме указаний на репетициях, слышали от гастролеров только «здравствуйте» и «до свидания».
Чтобы яснее представить творческую суть артистов, понять причину их особого места в театральном мире, следует хотя бы коротко остановиться на их биографиях. Они родились в Москве, в семье имевшего большyю практику врача. Дома в качестве разговорного был принят немецкий язык. Братья окончили знаменитую немецкую гимназию «Петершулле». Конечно, будучи Москвичами, а потом актерами по преимуществу российских провинциальных театров, братья хорошо знали русский язык, но между собою они чаще разговаривали по-немецки и этот язык оставался для них родным. После окончания гимназии на некоторое время пути братьев разошлись. Роберт Львович в 1884 году окончил Московское высшее техническое училище. Рафаил Львович в 1885 году закончил Московскую консерваторию, как пианист. Но и того и другого тянула сцена, драматический театр. Впрочем, Роберта Львовича в молодости интересовала также оперетта, он недурно пели позже, став драматическим актером, использовал это свое умение. К театральному делу братья подходили очень серьезно: прежде всего им хотелось утвердить в русском театре высокий репертуар. Свою актерскую миссию они видели в том, чтобы нести подлинно высокую культуру тем, кто посещал театр.
Отлично владея немецким языком, братья отправились в Вену, где поступили на драматические курсы при Венской консерватории. Здесь их учителем стал Адольф фон Зоненталь, актер по преимуществу драматического и трагического репертуара, великолепный мастер. Актер холодноватого, но блестящего мастерства, пластически выразительный, умный, несколько риторический, отделывающий каждую роль до малейших деталей. Сделавшись профессиональными актерами, Адельгеймы поддерживали связь со своим учителем, постоянно прибегали к его советам. Окончив курсы Зоненталя, Роберт Львович некоторое время служил в Гамбургском театре, гастролировал в театрах Германии и Австрии. Потом, на время оставив сцену, он переехал в Италию, где брал уроки пения и занимался фехтованием, причем настолько удачно, что, выступив на соревнованиях в Милане и Венеции, он получил золотую и серебряную медали. Рафаил Львович после окончания в 1888 году курсов тоже играл в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. B 1898 году оба брата вернулись в Россию. И здесь они прежде всего занялись переучиванием классического репертуара на русский язык. Дебют Рафаила Львовича состоялся в Орле в 1894 году, где были сыграны роли Отелло, Франца Моора и Лира. Роберт Львович дебютировал в Житомире. B 1895 году братья соединились и c тех пор по большей части выступали вместе. A. В. Амфитеатров так характеризовал братьев:
«Оба несомненно даровиты. Оба несомненно умны. Темперамента у обоих немного, но при уме, даровании, глубокомысленной штудировке ролей, как в общем замысле, так и в деталях, при редкой интеллигентности, при очевидной для каждого актера чисто технической опытности и приспособленности к сцене, Адельгеймы умеют мастерски скpывaть внутренний холодок своего исполнения, и, в театрах русских, я не в состоянии назвать другого, подобного им мастера так интересно «в спокойном духе горячиться» Н. Муханов, работавший помощником режиссера в одном из театров, вспоминал o братьях Адельгейм. По его словам, они отличались выдержанностью, спокойствием и скрупулезностью, переходящей в педантизм. Иногда казалось, что в жизни братья во обще лишены страстей. Они никогда не позволяли себе накричать, выйти из себя, перепутать реплики, опоздать к выходу, пропустить хотя бы одно слово из своей роли. «Не люди, а хорошо смазанные машины», — c некоторым даже раздражением заканчивал характеристику братьев Н. Муханов.
B процессе репетиций братья, особенно Роберт Львович, требовали от партнеров напряженного внимания, безусловного соблюдения указанных мизансцен и всех переходов. Они добивались такой окраски фраз, какая им казалась наиболее уместной, заставляли повторять фразу до пятидесяти раз, доводили провинциальныx актеров до бешенства, но своего добивались. «Нужно отдать справедливость: терпению и настойчивости Роберта не было пределов. Кропотливо, внимательно, даже подчас раздражающе мелочно он всегда доводил репетицию до конца, не выходя из себя и не повышая тона». Обычно Роберт Львович проводил общие репетиции, a Рафаил Львович работал с отдельными актерами. У него не было замечательного терпения старшего брата, и он мог в каких-то случаях, рассердиться и даже повысить тон. В ту пору проводить репетиции, особенно массовыx сцен, было делом сложнейшим, в них часто выступали солдаты. И вот o каком случае рассказали братья писателю B. E. Ардову: «Вечером должны были идти «Разбойники», Роберт Львович репетировал и мучился c солдатами. Наконец, дело наладилось. А на спектакль прислали другой взвод, y того, который репетировал, кончился наряд». Надо было начинать сначала.
Ответственностью перед сценой братья отличались поразительной. Я. O. Mалютин, артист Ленинградского академического Театра драмы имени Пушкина, встретился с ними, когда старшему из братьев исполнилось 74 года. В это время они уже целых спектаклей не ставили, a выстyпали в отрывках из любимых пьес. Так вот в одном из ленинградских клубов должны были идти фрагменты из «Уриэля Акосты», в котором Малютин был назначен на роль де Сильвы. Пьеса известная, роль Уриэля Акосты Роберт сыграл сотни раз, казалось, от репетиций можно было отказаться. Тем не менее репетировали трижды, причем Роберт Львович самым тщательным образом прислушивался к чтению Малютина, напряженно следил за его артикуляцией. B старости ему сильно мешала глухота и выступлeния c партнером стоим ему немалого напряжения. Роберт Львович попросил Mалютина прийти в театр за несколько часов до спектакля, чтобы еще раз проверить отрывки и освоиться со сценой. Придя в театр к назначенному часу, Малютин, к немалому удивлению, увидел Роберта Львовича, ходящего по сцене и что-то бормочущего под нос. На вопрос: «Неужели недостаточно проведенных репетиций?» Адельгейм ответил совершенно искренне: «Конечно, нет! Актер должен репетировать всегда, и ни одно повторение не может оказаться лишним».
Закончив репетицию, Адельгейм предложил Малютину пройтись перед спектаклем. «Нельзя было не восхититься молодой походкой, подвижностью Адельгейма». В ответ на восхищение Малютииа Роберт Львович сказал: «Очень просто, со стyденческих лет мы с братом никогда не отступаем от принятого режима. Шестьдесят лет подряд каждое yтро мы делаем зарядку, проделываем целую серию голосовых упражнений, фехтуем. B течение всех этих шестидесяти лет мы никогда не наедались до отвала, не нарушали порядка репетиционной работы, не распускали себя». И далее Малютин рассказывает: «Начался вечер, я увидел молодые, горящие лихорадочным блеском глаза Гамлета, глаза Карла Моора, глаза Уриэля Акосты. Признаюсь, я подумал тогда, что одной тол утренней зарядки и фехтования не могло хватить для того, чтобы сохранить такие молодые глаза. Для этого надо было еще сохранить в неприкосновенности свою душу, свою любовь к искусству, свою готовность служить ему самоотверженно и бескорыстно».
В то же время братья тратили на спектакль, если можно так сказать, только полагающуюся по их Творческому бюджету энергию — ни больше ни меньше. Того, что называется творческим потрясением, на спектаклях этих актеров не бывало. Pафаил Львович всегда серьезно, вдумчиво прорабатывал роль, стремился максимально приблизиться к авторскому замыслу. Он был, что называется, крепким актером, соединяющим щепкинские реалистические традиции c некоторыми, иногда довольна значительными мелодраматическими эффектами. Роберт Львович, выступая в героических ролях, прежде всего обращал внимание на внешнюю сторону того, кого ему предстояло трать, и всегда стремился г: некоторой помпезности и эффектности. Современники иногда говорили, что Poбepт Львович представлял на русской сцене немецкую школу. На наш взгляд, было бы вернее сказать, что он продолжал традицию В. A. Каратыгина, c той разницей, что, в отличие от знаменитого трагика, не обладал импозантной фигурой и у него не было мощного, покрывающего большие расстояния голоса. Вот пластика артиста была великолепной, и в этом отношении он в русском Театре почти не знал себе равных. И вот что существенно: оба брата во многих трагических и мелодраматических ролях становились на воображаемые трагические котурны. Один из критиков отметил это: «Мало у них непосредственности, непринужденности и простоты в положениях, не требующих выражения «бушующих страстей», «клокочущей ярости» и тому подобных сильных чувств. Обычная разговорная речь y обоих слишком аффектировалась. B мимике и движениях те же недостатки. Неизбежные трагические жесты, заученность трагических поз, однообразное убегание со сцены».
Однако и этот строгий критик называет Адельгеймов выдающимися исполнителями ролей классического репертуара. Кaждый образ y них был детально проработан, и если они, особенно Роберт Львович, впадали в излишнюю аффектацию, то зрители понимали:
в этот момент герой находится в состоянии подъема всeх чувств. B 1905 году братья Адельгейм отмечали в Петербурге десятилетие своего служения сцене. Был издан посвященный этому событию буклет, в нем перечислялись десятки городов, в которыx братьям приходилось играть. K юбилею накопился значительный репертуар: «Отелло» они сыграли 130 раз, «Гамлета» — 113 раз, «Короля Лира» — 77 раз, «Венецианского купца» — 77 раз, «Ричарда III» — 15 раз, «Уриэля Акосту» — 150 раз, «Разбойников» — 154 раза, «Царя Эдипа» — 40 раз, «Фауста» — 45 раз, «Кина, или Гения и беспутство» — 98 раз, «Ревизора» — 25 раз, «Смерть Иоанна Грозного» A. K. Толстого — 7 раз.
Вместе с тем в репертуар входили И такие пьесы, как «Кручина» И. B. Шпажинского, «Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана, «Мадам Сан-Жен» B. Сарду и Э. Моро и занимали в их репертуаре довольно заметное место. Конечно, названные выше пьесы трагедиями не назовешь, но тот же Pоберт Львович стремился придать драматическим персонажам трагический или, по крайней мере, мелодраматический оттенок. B частности, это касается роли Наполеона в пьесе «Мадам Сан-Жен». Плохо обстояло дело c произведениями современных авторов, иные из них иначе, как макулатурой, назвать невозможно. Например, «Трильби» и «Казнь» Г. Ге, «Новый мир» Баррета и другие.
Но и эти пьесы братья стремились повернуть в сторону трагедии. Так, «Казнь» была сыграна 162 раза. Ею часто начинались их гастроли. Ко дню своего юбилея братья поставили драматическую поэму А. К. Толстого «Дон-Жуан». Сделали они это первыми: ранее произведение находилось под цензурным запретом. Критика оценила исполнение высоко. Юбилей прошел, гастроли продолжались, a вместе c тем возобновлялась работа над ролями, иногда сыгранными десятки раза Они еще и еще раз пересматривались, шлифовались. Подводя итог творческой деятельности братьев, известный провинциальный актер A. А. Сумароков говорил: «Братья Адельгейм являлись живым примером того, как должен вести себя актер на сцене и в жизни».
Из книги Ю. Дмитриева "Русские трагики конца XIX начала XX века"
оставить комментарий