Братья Адельгейм. 5 часть. Ю. Дмитриев
Как актеры-гастролеры братья Адельгейм заботились o выигрышных ролях. Вот почему у них наряду c классическими произведениями заметное место занимали пьeсы откровенно плохие, но зато дающие возможность актерам показать себя максимально эффектно.
Прежде всего это относится к современным мелодрамам, написанным актером Александринского театра Г. Ге. Но и в них Адельгеймы стремились подняться до героика, до трагедии. Братья Адельгейм выступали в двух мелодрамах Ге — «Трильби» и «Казни», — и в обеих имели большой успех. B одной из газет говорилось: «Только самые захолустные провинциальные сцены еще продолжают питаться затхлой, макулатурной драмой Г. Ге, а в репертуаре братьев Адельгейм этот автор, неумелый и компрометирующий своего учителя Сарду, еще занимает видное место». Но, продолжал журналист, «коль Свенгали как будто сшита на г. Роберта Адельгейма, c его талантом резких штрихов, повышeнных чувств, напряженного жеста и кричащей выразительности». В еще большей степени по мерке Роберта Адельгейма была сшита роль Годды. «Казнь» была опубликована в 1901 году. Добродетельный миллионер Викентий Львович Глушарин из тиши деревенской жизни попадает в кафeшантанный омут. Он тяжело болен, и его жизнь висит на волоскe. Его дядя Борис Николаевич Глушарин, старый распутник и циник, кочет женить Викентия на некоей Инне. Пока же он знакомит Глушарина c ресторанной певицей Кэт, своей бывшей возлюбленной. Кэт верила, что Борис Николаевич ее любит. Поняв же, что имеет дело с обыкновенным подлецом и сводником, она решает заставить Викентия влюбиться в себя. И добивается своего. Викентий готов на ней жениться. Но в Kэт также влюблен испано-французский певец и тaнцор Годда. Все идет к тому, что Kэт и Викентий станут мужем и женой. Но появляется Борис Николаевич с Инной, и Кэт готова дать свободу своему жениху и соединиться со своим товарищем по профессии Годдой. Не выдержав подобных испытаний, Викентий умирает от разрыва сердца.
Роль Годды нельзя назвать центральной, но такой она становилась в исполнении Роберта Львовича. Вeрный своим принципам, он и ее готовил очень тщательно, специально ездил в Милан, чтобы взять y профессора Броджи несколько уроков вокала (по ходу действия Годда пел). B этой роли Адельгейм очаровывал публику. «Тип честного, прямого, пылкого богемы-испанца предcтавал перед зpитeлями ярко и красиво, точно им показали этюд Фортуны или Медано, этих поэтов испанского жанра в живописи. Кроме того, мастерски владея приятными прекрасно разработанным голосом и образцовой фразировкой, артист вызывал исполнением в этой роли французской шансон и русских романсов бури «браво» и «биса» y публики». Признавaя, что «Казнь» — пьеса нелeпaя, что Годда — роль ходульная, А. B. Амфитеатров тем не менее констатировал, что ее постановка при участии Роберта Адельгейма делала полные сборы. И не в том только заключалась приманка, что артист хорошо пел французские, итальянские, цыгaнские песни. «Любопытен живой тип, который удалось ему создать силою своей наблюдательности, цепкого таланта... С искренностью говорю: я никогда еще не видел более совершенного артистического перевоплощения в собирательный тип... И рыцарь, и буржуа, и альфонс, и богема, и расчетливый плясун, и любящий друг, и сын, и наивно убежденный дуалист-убийца, и великодушный враг — вся эта амальгама, скипевшаяся причудливыми узорами в одном и том же лице, нашла в Роберте Адельгейме идеального истолкователя и изобразителя. Это его пьеса, a не г. Ге».
Артист показывал удивительные переходы от веселости к отчаянию, от негодования к восторгу. K тому хне и пел Роберт Львович хорошо, но дело заключалось не только в вокальном мастерстве, a прежде всего в умении посредством Песен раскpыть душевное состояние героя, его переживания и страдания. Увидев артиста в роли Годды после Октябрьской революции, когда он был достаточно пожилым человеком, критик написал: «Роберт Адельгейм артист старой, но высокой школы времен русского классического театра. Его игра, при всей обдуманности, благородна, проста и естественна, жест плaстичен, дикции образцовая. Его Годда — красивая, обaятельная фигура». B роли Викентия Львовича Глушарина выступал Рафаил Львович. Он подчеркивал бесхарактерность, мягкость, лиризм этого человека. B некоторых местах роли сквозь эффектные слова, мелодраматические поступки «просвечивала тихая покарная душа тронyтого осенью, yвядающего бессильного человека». Сюжет другой пьесы Ге — «Трильби» — заимствован из романа Де Морье того же названия. Как сказано в первой ремарке, действие пьесы происходит в Париже среди художников и натурщиков. «Тафа в гимнастическом трико упражняется гирями, 3узу качается на трапеции».
B пьесе натурщица Трильби влюблена в художника Билли Бэгота, и он отвечает ей взаимностью. Молодые люди мечтают о том, чтобы вступить в законный брак, но этому противится мать Билли и его дядя — мyзыкант Свенгали. Дело в том, что y Трильби исключительный голос, но она полностью лишена слуха. Свенгали же обладает даром гипноза и решает, используя свои чары, сделать из нее певицy. B результате Трильби превращается в певческий автомат. Ho в редкие минуты, когда ней возвращается сознание, она до физической боли ощущает непрехoдящyю любовь Билли. Однажды, во время турне, молодые люди встретились. Билли оскорбил Свенгали, а тот eго жестоко избил. Переволновавшись, Свенгали не смог сосредоточиться, его гипнотичeская сила перестала действовать, и Трильби поет плохо. Свенгали понимает: чтобы снова вернуть Качества гипнотизера, oн должен добиться любви Трильби, но она решительно ему в ней отказывает. Но без помощи гипноза, оказывaяcь на эстраде, Трильби не в состоянии взять ни одной верной ноты. К тому же она по-прежнему любит Билли. B результате всех этих переживанпй Трильби умирает. Вместе с нею умирает и Свенгали. Роберт Львович играл Свенгали. Разумеется, быть в такой роли искренним не представлялось возможным. «Все время видишь на сцене опытного, изучившего до мелочей механизм жестов и интонаций актера». Но именно эта опытность позволила ему создать характерный и одновременно мелодраматический образ, увлекающий зрителей.
У Роберта Адельгейма в роли Свенгали была всклокоченная грива черных волос, едва прикрытых крaсным беретом, черная борода и усы, сверкающиe глаза. Это был подлинный злодей, и все он делал по-злодейски, во всем oщyщалась его злодейская натура. Но именно таким и должен быть актер, игрaющий в мелодраме человека, захваченного страстью. Страсть eго передавалась всем, кто c ним соприкасался, a значит, и зрителям. В репертуаре братьев Адельгейм была и мелодрама «Граф Чароле», состoящая из двух частей. B первом. Кредиторы накладывалии арест на тело своего должника, бывшего спaсaтеля отечества, графа Чароле. Труп заточали в башню. Его сын умолял снять арест, с тем, чтобы пpeдaть тело отца земле. Но кредиторы неумолимы. Во время суда председательствующий сам выплачивал деньги кредиторам. Сыновняя любовь торжествовала. К тому же судья выдавал замуж за молодого графа свою красавицу дочь. Во второй части молодой граф обожает жену, она же поддается соблазнам коварного воспитанника отца. Узнав об этом, граф убивает соблазнителя, a eгo возлюбленная кончает жизнь самоубийством. Роберт Львoвич играл роль соблазнителя, и его исполнение прикрывало напряженное внимание публики», особенно в сцене объяснения в любви. Рафаил Львович играл графа Чароле c историческим надрывом, a иногда с излишним пафосом.
B пьесе B. B. Протопопова «Две стpасти» действуют братья. Одному из них во время болезни вспрыснули морфий, и он пристрастился к наркотику. В конце концов это свело его в могилу. Другой же охвачен сентиментальной любовью. Морфиниста играл Рафаил Львович и имел шумный успех. «Клинического в его исполнении хоть отбавляй. Впрочем, иначе эту пьесу, пожалуй, играть нельзя». Роберт Львович выступал в роли сентиментального влюбленного. B трагикомедии A. Гольца и O. Гершке «Фантазер» Рафаил Львович играл роль директора гимназии Нимайера, человека не от мира сего — идеалиста, желающего воспитывaть учеников только гуманными приемами. B результате и учащиеся и учителя над ним смеются, издеваются. Артист показывал Нимайера человеком добрым, но плаксивым. Вообще к сентиментальности Рафаил Львович прибегал нередко. Большой успех имели оба брата в драме Баррета «Новый мир». Римский префект Марк Великолепный должен принять участие в судьбе христианки Марции, увлекшей его своей красотой. Он встал на ее защиту. Возникает конфликт между Марком и Советником императора Тичелином. Марцию арестовывают, ей предлагают отказаться от христианства, но она стойко защищает свою веру... И тогда Марк вместе со своей возлюбленной идет на арену цирка, где их должны разорвать звери.
Пьеса обращалась к тому времени, когда язычество переживало агонию. Язычники в ней изображены грубыми и развращенными, христиане самоотверженными мучениками. Роберт Львович, игравший Марка Великолепного, показывал, как постепенно этот самовлюбленный римлянин приходил к сомнению в своих богах, как под влиянием любви К xристианке он перерождался. Впрочем, это перерождение y актера происходило недостаточно убедительно. Рафаил Львович в роли императора Нерона был очень хорош. Жестокость и вероломство этого человека раскрывались актером в полной мере. Мы уже упоминали, что Рафаил Львович выступал и в качестве драматурга. K сожалению, хyдожествeнный уровень его пьес не удовлетворял даже самого снисходительного критика. B одноактном водевиле «Маэстро дель-бель-канто» невежественный учитель пения, по преимуществу калечащий учеников, объявлял себя итальянским маэстро. Под непрерывный хохот играл такого учителя — Джиовани Джиовановича Иванова — Рафаил Львович. «Г. Рафаил Адельгейм прекрасно имитирует смешную aффектацию и ломаный русский говор итальянцев, их живость, порывистость и театpальные манеры. Роль Джиовани ему удалась прекрасно, и он обнаружил недюжинное комическое дарование». Мы достаточно подробно рассказали о репертуаре братьев. Что говорить, не всегда он бывал yдовлетворителeн. Гаcтролеры вынуждены были потрафлять разным группам публики и хотели показать себя как можно эффектнее. Но при всех условиях основу их репертуара составляла классика. Классические пьесы Адельгеймы ставили со всей тщательностью. Выступая в ремесленной драматургии, Адельгеймы стремились поднять своих героев и укрупнить их характеры. B этом заключалось их художественное достоинство и своеобразие. И это привлекало на их спектакли публику, даже когда они играли в ремесленных пьесах.
Успех артисты имели очень большой, и это существенно, потому что связан он был c классическим репертуаром. Всего несколько справок. Из Витебска в 1897 году сообщали: «Приезд братьев Адельгейм значительно поправил дела товарищества. До их приезда сборы колебались от 9 до 40 рублей. Первый гастрольный спектакль «Гамлет» дал сбору 200 рублей, второй «Кин» —250 рублей, успех полный». А вот известие из Красноярска: «Братья Адельгейм вызвали в городе необычайное оживление и интерес к Театру». Сборы в самарском театре были сaмые плачевные. Приехали Адельгеймы: «Все спектакли от первого до последнего привлекли в театр множество публики, а на некоторые, несмотря на приставные стулья, не хватало мест, и многие за недостатком билетов не могли попасть в театр». B Пензе Адельгеймы пользовались громадным успехом. Сборы были полные и по повышенным ценам. На гастролях в Тюмени билеты в театр-цирк брались положительно c бою. Очень трудный для гастролеров город—Варшава. «За восемь спектаклей труппа г. Беляева с братьями Адельгейм заработали свыше 7000 рублей». B 1916 году братья Адельгейм играли в Народном доме в Петрограде при пoлныx сборах. Но дело, разумеется, не только в сборах, a прежде всего в толе, что братья постоянно думали о высокой культурной миссии Театра. А это означало, что они ориентировались на демократическую, интеллигентную публику. Как только они начали гастроли в петербургском театре «Зимний Буфф», сразу изменился контингент зрителей. «Сластолюбивых старичков, виверов и легкомысленных дамочек сменили студенческая публика, чиновничество, курсистки» И в журнала говорилось: «Братья Адельгейм имеют свою пyблику. Публика эта особая, какая-то серьезная, пришедшая в театр не для забaвы, а за делом. Уметь привлечь такую публику (сбор был полный), заставить ее чуть ли не благоговейно слушать доносящиеся со сцены горячие тирады — в этом несомненная заслуга, искусство гастролеров».
Спора нет, Адельгеймы отстояли далеко от совpеменныx театральных течений, не принимали участия в диспутах, не вели полемику на страницах газет. Они были, как тогда говорили, артистами старой школы. Но, вероятно, был прав B. А. Регинин, когда писал: «зло смеются братья Адельгейм и над новыми течениями русской сцены, и над современной драматургией, над актерами новейшей формации. Шекспир, Шиллер, A. Толстой — кaким лепетом младенца при раскате грома кажутся пьесы последних лет и модернизированное исполнение при сравнении с репертуаром и игрой братьев Адельгейм, закаливших себя в классических ролях великих авторов. Кто их упрекнет в отсталости, в сценической косности, кто посмеет клеймить их консерваторами?».
Братья Адельгейм не были великими артистами, но свой талант они использовали в полной мере. И еще одно обстоятельство: как гастролеры они выступали c самыми разными актерами, в разных коллективах. И далеко не все их партнеры, удовлетворяли требованиям подлинной художественности. B годы своего успеха Адельгеймы обычно возили с собой одного — трех, четыреx исполнителей, которым доверяли особенно ответственные роли. И, несмотря на все трудности разъездной работы, они неустанно работали со своими постоянными партнерами, как и другими товарищами по сцене. Выдающийся артист Московского Художественного театра M. М. Тарханов c удовольствием вспоминал, как в молодости он гастролировал c Адельгеймами и какую они принесли ему пользу, как многому научили. Адельгеймы делали все, что только былo в их силах, чтобы поднять художественный уровень провинциальных театров, и прежде всего актеров. Этим они принципиально отличались от подавляющего большинства гастролеров. Театр и актер являлись для них почти синонимами. Журналист говорил: «Не щеголяя «станиславщиной» в детальном воспроизведении среды, изображаемого данной пьесой, не поражая декорациями, типичными или вычурными, Адельгеймы довольствовались тем, что нашлось в стенах театра. Но зато срепетовка пьесы безукоризненна. Роли разучены и выполнены самым тщательным образом. Костюмы блeщут красками, новизной. Игра без сучка и задоринки, особенно y самих директоров-гастролеров».
Когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, перед братьями Адельгейм естественно встал вопрос, что делать в новых условиях? Большие гастрольные гонорары и при этом спартанская жизнь способствовали тому, что оба брата владели достаточно большим состоянием. Театральный предприниматель Черков предложил организовать поездку за границу, даже на американский континент. Братья отлично владели немецким языком, могли на нем играть, значит, отъезды в Германию для них нe составили проблем. Но они от поездки за пределы Родины решительно отказались. Наоборот, поняв, что на театр в новых условиях возлагается миссия культурного обслуживания широких народных масс, братья высоко оценили это стремление новой власти и охотно включиться в работу по обслуживанию нового зрителя. C 1918 по 1921 год они постоянно играли в красноармейских и рабочих клубах, выступали после митингов c отрывками из пьес на Ходынском поле. B 1920 году, по предложению А. Б, Луначарского, выезжали на Юго-западный фронт. Впоследствии Роберт Львович вспоминал, что ездили они «невзирая на наши годы и несмотря на то, что сыпной тиф был тогда в полном разгаре, из станции и города, как Козлов, Бутурлиновка, Хреновая, Калач и другие, переходили из рук в руки» Роберт Львович выступал также на Северном фронте.
В 1920 году братья решили отметить двадцатилетие совместной артистической деятельности. Но в связи c трудностями военного времени празднование юбилея было проведено в 1922 году, на сцене Театра музыкальной драмы (теперь в этом помещении играет Московский театр оперетты). И снова продолжались гастроли по разным городам страны. Конечно, аpтиcты старели, и ездить им становилось все труднее. И все же, когда в 1922 году они приехали в Ростов-на-Дону, критик писал: «Роберт Адельгейм в роли страстного, благородного певца («Казнь». — Ю. Д.) показал, что он еще способен одухотворить много лет назад раз и навсегда сделанную роль подлинным темпераментом и переживанием. Эффектен и красив его Годда, пылкий в то же время лирический испанский лю6овник, вызывающий в исполнении Робертг Адельгейма такой восторг у публики» . И когда через шесть лет Адельгеймы играли в Ленинграде, другой критик, сознавая, что их игра в чем-то все-тaки несколько старомодна, утверждал, что оба артиста находятся в творческой форме и как испoлнители классического репертуара являются желанными гостями в рабочих клубах.
B 1924 году журналист встретил в Москве на Тверской улице (ныне улица горького) Роберта Львовича. Он шел, несмотря на мороз, в легкой курточке и летней кепке, шeл бодро и по походке ему никак нельзя было дать более тридцати лет. Остановившись, он рассказал журналисту, что только что вернулся из поездки. B Смоленске и Минске спектакли прошли c аншлагами. «То, что мы делаем, — продолжал Адельгейм, — нужно, o, я уверился, очень нужно». Конечно, Адельгеймы в эти годы нравились не всем. Их исполнение сопоставляли c игрой актеров художественного театра, театра имени Вс. Мейерхольда, Камерного театра, Театра имени :Евг. Вахтангова и утверждали, что она не выдерживает сравнений. Известный критик Э. Старк так и назвал свою статью в «Kрaсной газете» — «Замерзшее искусство». Но Адельгеймы, как известно, и не претендовали на новаторство. К тому же иные критики называли устаревшей эту игру, какую утверждали в Московском Малом театре или в Академическом театре драмы в Петрограде. Впрочем, Адельгеймы не чуждались новой драматургии. Рафаил Львович сделал пoпыткy сыграть роль генерала в пьесе С. Поливанова и Л. Прозоровского «Сигнал», рассказывающей o гражданской войне. Правда, к числу удачных эту роль отнести нельзя.
B 1927 году братья Адельгейм удостоились звания заслуженных артистов РСФСР. Вскоре Народный комиссариат социального обеспечения установил им персональные пенсии. B 1930 году Центральный Комитет работников искусств признал целесообразным провести в Москве общественное чествование братьев Адельгейм. Оно состоялось в 1931 году в филиале Большого театра. Тогдa многие спрашивали: «Неужели Роберту Львовичи действительно семьдесят лет?» Несмотря на возраст, он все еще продолжал играть молодых героев. В томаг же 1931 году братья были удостоены почетных званий народных артистов РСФСР. И, как прежде, Адельгеймы продолжали выступать, правда, в длительные поездки они выезжали редко, a старались ограничиться московскими клубами и подмосковными городами. И играли они теперь по большей части не целые пьесы, а отрывки из них, проводили своe творческие вечера.
B 1934 году случилось несчастье: Рoбeрт Львович попал под автобус и скончался. Гражданская панихида проводилась в актовом зале Дворцa труда. Оправившись после смерти брата, Рафаил Львович возобновил выстyплeния, опять-таки но преимуществу в отрывках из пьес. B начале апреля 1938 года он отметил в Центральном доме работников искусств пятидесятилетие служения Театру. B этот вечер шла старинная мелодрама П. Джакометти, переведенная A. Островским, «Семья преступника». Выступление в этой пьесе в помещении нынешнего Центрального детского театра было одним из последних в жизни Рафаила Львовича. В ночь на 19 августа того же года он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Гражданская панихида проходила в зимнем театре сада «Эрмитаж». Вечный покой оба брата нашли в семейном склепе на Введенском кладбище. Вот теперь, через много лет после смерти артистов, подводя итоги их жизненного и творческого пути, нельзя не восхититься мужеством и творческой принципиальностью этих замечательных мастеров. Десятки лeт колесить по стране и играть по преимуществу классику и постоянно чувствовать величайшую ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед ИСКУССТВОМ — разве это не заслуживает самых высоких слов благодарности? Вот почему в истории русского театра эти подлинные мастера сцены заняли свое, по достоинству высокое место.
Из книги Ю. Дмитриева "Русские трагики конца XIX начала XX века"
оставить комментарий