Братья Буратино
Искусство цирка всегда интересовало кукольников. Так обстоит у нас, в Чехословакии, в Польше, в Японии и в других странах, где имеются театры марионеток—кукол, управляемых нитями (в отличие от кукол петрушек они видны зрителю во весь свой рост).
— Почему вы принесли на сцену своего театра цирковое представление? — этот вопрос мы задали руководителю Ленинградского государственного кукольного театра заслуженному артисту РСФСР Евгению Сергеевичу Деммени.
— В мировой практике театров марионеток, — сказал он, — всегда имеются в программе «цирковые представления». И это понятно, в самой технике кукол-марионеток заложено начало трюков — первооснова искусства цирка. Мы не копируем живых актеров, а решаем задачу создания представления своими средствами. Мы не стремимся к тому, чтобы зритель принял куклу за живого человека. У нас иная задача. Если зрители поверили, что кукла действует сама, значит, мы достигли цели. Наш театр как бы готовит к большому цирку маленьких зрителей, которые еще немогут воспринимать представление на настоящем манеже, пугаются резких движений актеров, грозных хищных зверей. Шутка и мягкая ирония в облике кукол увлекают ребят.
Десятый год не сходит с афиши спектакль «На арене — куклы». За это время прошло свыше пятисот спектаклей, а зал театра всегда переполнен. Маленькие, да и большие зрители с неослабевающим интересом смотрят веселое представление деревянных артистов. Мы в зрительном зале. Поднимается занавес. Перед нами настоящий цирк — партер и ложи, заполненные зрителями-куклами. Верхняя часть портала — оркестровая раковина, а в ней музыканты и дирижер, тоже куклы. Взмах дирижерской палочки, и ритмично взлетают кверху смычки скрипок. Зрители-куклы в нетерпении аплодируют. Под звуки марша выходят униформисты в белых с серебряными галунами костюмах. Они растаскивают в стороны звенья барьера и выстраиваются. Появляется облаченный во фрак инспектор манежа. Так начинается веселое представление марионеток.
Заслуженный артист РСФСР Евгений Сергеевич Деммени
Первый номер — высшая школа верховой езды. На «кровном» арабском скакуне — ловкий наездник. Конь в строгом ритме печатает шаг, поднимает поочередно то правую, по левую ногу, галопирует, танцует «мазурку», «чардаш», «русскую» и «яблочко», раскланивается и опускается перед зрителями на колени... Наездника сменяют эквилибрист на якоре и партерные акробаты.
За полтора часа зрители успевают увидеть на кукольном манеже воздушных гимнастов, канатоходцев, группу дрессированных медведей, львов, лошадей, клоунаду с животными, балет, музыкальных эксцентриков, жонглеров. Все это сцементировано стихотворным конферансом инспектора манежа, веселыми сценками и репризами коверного. Глядишь на эти номера и думаешь, да как же это возможно? Ведь это куклы! Как они могут так профессионально правильно, в быстром темпе исполнять трюки, действовать осмысленно, словно живые актеры. Вслед за партерными акробатами на манеже — воздушные гимнасты. Они «работают» на двух трапециях. На верхней, под самым куполом, — гимнаст в белом трико, на нижней — гимнастка в нарядном белом одеянии. Куклы исполняют самые разнообразные трюки.
Если у гимнастки время от времени прорисовываются на темном фоне нити, которыми управляет актер-кукловод, то у гимнаста они не видны. Их просто нет. Гимнаст работает по иному принципу. Он, если так можно сказать, полумеханизирован. Без вмешательства, казалось бы, кукловодов он проделывает умопомрачительные трюки: «висы» на руках, ногах, повороты вокруг трапеции на полусогнутой ноге, ложится на трапеции на спину и завершает свой номер ослепительным гимнастическим «солнцем».
Музыкальные эксцентрики и зрители – куклы
В работе гимнастки больше всего поражают ее «руки». Сколько бы вы ни всматривались, как она захватывает перекладину своими маленькими кулачками, как она держится ими, выполняя сложнейшие эволюции, вы ничего, кроме живой кисти руки, не увидите. Куклы держатся и двигаются, как живые актеры, благодаря мастерству тех, кто, оставаясь невидимым для зрителей, управляет марионетками. Артисты-кукловоды проникли в самую суть искусства цирка. Как они добиваются этого? Как они «оживляют» кукол, какими средствами заставляют нас забывать, что мы видим деревянных марионеток? Чтобы ответить на эти вопросы, оставим на некоторое время зрительный зал и пройдем за кулисы. Посмотрим на работу актеров-кукловодов, которые стоят наверху, над манежем, на так называемой «тропе».
Как известно, марионетки — это куклы, управляемые нитями. Обычно нитей бывает 12—15. У куклы-жонглера их два десятка. Но сложность управления марионетками зависит не только от числа нитей. Часто одну куклу приводят в движение два, три, а то и четыре кукловода. В номере с гимнастами на трапеции, в котором участвуют две марионетки, заняты шесть человек. На каждую куклу-канатоходца приходится по четыре артиста. Куклы на манеже двигаются по горизонтали, по вертикали и по кругу (это уже новое в театре марионеток). Два кукловода управляют канатоходцем сверху, с помоста: один водит его голову и торс, другой — руки. Еще двое с правой и левой кулисы передвигают ноги. Вот что говорит о технике управления марионетками Е. Деммени:
— Помните, кукла-гимнастка делает прыжок и пролетает под куполом? Она точно попадает на трапецию и хватается за нее руками. Все зрители в восторге. И никто не догадывается, что этот трюк подготовлен нами уже за кулисами. Невидимые нити заранее соединили руки гимнастки с перекладиной. Пока гимнастка в руках кукловода ждет своего «выхода», два других артиста, стоя по бокам помоста («тропы»), опускают трапецию и постепенно выбирают нити, которые приводят в движение руки куклы. Нити точно приводят куклу на перекладину. Затем артист, управляющий гимнасткой, подтягивает ее ноги, и, пока два человека качают трапецию, еще один кукловод быстро перекидывает ноги марионетки через перекладину, подтягивает ее торс — и она принимает сидячее положение.
Артисты должны виртуозно владеть искусством кукловождения и вовремя, умело передавать вагу (что-то вроде маленького коромысла с прикрепленными к ней нитями) товарищу справа или слева. Кроме того, артист читает текст. Интонациями своего голоса он усиливает впечатление от игры куклы, причем выполняет это, почти не видя кукол, которые находятся метра на два ниже артистов. Над созданием представления кроме Е. Деммени — автора сценария и постановщика — трудились художники, музыканты. Виртуозно работают актеры-кукловоды. Общими усилиями творческого коллектива обеспечивается успех.
М. ЛОБОДИН
Журнал Советский цирк. Август 1965
оставить комментарий