В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Братья Буратино

Искусство  цирка всегда инте­ресовало кукольников. Так обстоит у нас,  в Чехослова­кии, в Польше, в Японии  и в других странах, где имеются театры марионеток—кукол, управляемых нитями (в отличие от кукол петрушек они видны зрителю во весь свой рост).

— Почему вы принесли на сцену своего театра цирковое представле­ние? — этот вопрос мы задали руко­водителю Ленинградского государственного кукольного театра заслу­женному артисту РСФСР Евгению Сергеевичу Деммени.
— В   мировой  практике театров марионеток, — сказал он, — всегда имеются в программе «цирковые представления». И это понятно, в самой  технике кукол-марионеток  зало­жено начало трюков — первооснова искусства цирка. Мы не копируем живых актеров, а решаем задачу соз­дания представления своими сред­ствами. Мы не стремимся к тому, чтобы зритель принял куклу  за  жи­вого человека. У нас иная задача. Если зрители поверили, что кукла действует  сама, значит, мы  достигли цели. Наш театр как бы  готовит к большому цирку маленьких зрите­лей, которые еще немогут  воспри­нимать представление на  настоящем манеже, пугаются резких  движений актеров, грозных хищных зверей. Шутка и мягкая ирония в облике кукол увлекают   ребят.

Десятый год не сходит с афиши спектакль «На арене — куклы». За это время прошло свыше пятисот спектаклей, а зал театра всегда пе­реполнен. Маленькие, да и большие зрители с неослабевающим интере­сом смотрят веселое представление деревянных артистов. Мы в зрительном зале. Подни­мается занавес. Перед нами настоя­щий цирк — партер и ложи, заполненные зрителями-куклами. Верхняя часть портала — оркестровая ракови­на, а в ней музыканты и дирижер, тоже куклы. Взмах дирижерской палочки, и ритмично взлетают кверху смычки скрипок. Зрители-куклы в нетерпе­нии аплодируют. Под звуки марша выходят униформисты в белых с се­ребряными галунами костюмах. Они растаскивают в стороны звенья барьера  и выстраиваются. Появляется облаченный во фрак инспектор   манежа. Так начинается веселое представ­ление марионеток.

Заслуженный артист РСФСР Евгений Сергеевич ДеммениЗаслуженный артист РСФСР Евгений Сергеевич Деммени

Первый номер — высшая школа верховой езды. На «кровном» араб­ском скакуне — ловкий наездник. Конь в строгом ритме печатает шаг, поднимает поочередно то правую, по левую ногу, галопирует, танцует «мазурку», «чардаш», «русскую» и «яблочко», раскланивается и опу­скается перед зрителями на колени... Наездника сменяют эквилибрист на якоре и  партерные акробаты.

За полтора часа зрители успевают увидеть на кукольном манеже воз­душных гимнастов, канатоходцев, группу дрессированных медведей, львов, лошадей, клоунаду с живот­ными, балет, музыкальных эксцентри­ков,   жонглеров. Все это сцементировано стихо­творным конферансом инспектора манежа, веселыми сценками и ре­призами коверного. Глядишь на эти номера и думаешь, да как же это возможно? Ведь это куклы! Как они могут так профессионально правиль­но, в быстром темпе исполнять трю­ки, действовать осмысленно, словно живые актеры. Вслед за партерными акробатами на манеже — воздушные гимнасты. Они «работают» на двух трапециях. На верхней, под самым куполом, — гимнаст в белом трико, на нижней — гимнастка в нарядном белом одеянии. Куклы исполняют са­мые  разнообразные трюки.

Если у гимнастки время от вре­мени прорисовываются на темном фоне нити, которыми управляет актер-кукловод, то у гимнаста они не видны. Их просто нет. Гимнаст рабо­тает по иному принципу. Он, если так можно сказать, полумеханизирован. Без вмешательства, казалось бы, кук­ловодов он проделывает умопомра­чительные трюки: «висы» на руках, ногах, повороты  вокруг трапеции на полусогнутой ноге, ложится на трапе­ции на спину и завершает свой но­мер ослепительным гимнастическим «солнцем».

Музыкальные эксцентрики и зрители – куклыМузыкальные эксцентрики и зрители – куклы

В работе гимнастки больше всего поражают ее «руки». Сколько бы вы ни всматривались, как она захваты­вает перекладину своими маленьки­ми кулачками, как она держится ими, выполняя сложнейшие эволюции, вы ничего, кроме живой кисти руки, не увидите. Куклы держатся и двигают­ся, как живые актеры, благодаря ма­стерству тех, кто, оставаясь невиди­мым для зрителей, управляет ма­рионетками. Артисты-кукловоды про­никли в самую суть искусства цирка. Как они добиваются этого? Как они «оживляют» кукол, какими сред­ствами заставляют нас забывать, что мы видим деревянных марионеток? Чтобы ответить на эти вопросы, оста­вим на некоторое время зрительный зал и пройдем за кулисы. Посмотрим на работу актеров-кукловодов, кото­рые стоят наверху, над манежем, на так   называемой   «тропе».

Как известно, марионетки — это куклы, управляемые нитями. Обычно нитей бывает 12—15. У куклы-жонгле­ра их два десятка. Но сложность управления марионетками зависит не только от числа нитей. Часто одну куклу приводят в движение два, три, а то и четыре кукловода. В номере с гимнастами на трапеции, в котором участвуют две марионетки, заняты шесть человек. На каждую куклу-канатоходца приходится по четыре артиста. Куклы на манеже двигаются по горизонтали, по вертикали и по кругу (это уже новое в театре марио­неток). Два кукловода управляют канатоходцем сверху, с помоста: один водит его голову и торс, дру­гой — руки. Еще двое с правой и ле­вой кулисы передвигают ноги. Вот что говорит о технике управ­ления марионетками Е.  Деммени:

— Помните, кукла-гимнастка де­лает прыжок и пролетает под купо­лом? Она точно попадает на трапе­цию и хватается за нее руками. Все зрители в восторге. И никто не до­гадывается, что этот трюк подготов­лен нами уже за кулисами. Невиди­мые нити заранее соединили руки гимнастки с перекладиной. Пока гим­настка в руках кукловода ждет свое­го «выхода», два других артиста, стоя по бокам помоста («тропы»), опу­скают трапецию и постепенно выби­рают нити, которые приводят в дви­жение руки куклы. Нити точно при­водят куклу на перекладину. Затем артист, управляющий гимнасткой, подтягивает ее ноги, и, пока два че­ловека качают трапецию, еще один кукловод быстро перекидывает ноги марионетки через  перекладину,  подтягивает  ее  торс — и   она   принимает сидячее  положение.

Артисты должны виртуозно вла­деть искусством кукловождения и во­время, умело передавать вагу (что-то вроде маленького коромысла с прикрепленными к ней нитями) товарищу справа или слева. Кроме того, артист читает текст. Интонациями своего голоса он усиливает впечатление от игры куклы, причем выполняет это, почти не видя кукол, которые нахо­дятся метра на два ниже артистов. Над созданием представления кроме Е. Деммени — автора сцена­рия и постановщика — трудились ху­дожники, музыканты. Виртуозно ра­ботают актеры-кукловоды. Общими усилиями творческого коллектива обеспечивается успех.
 

М. ЛОБОДИН

Журнал Советский цирк. Август 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100