Братья Никитины
Рудольф Евгеньевич Славский хорошо знаком любителям цирка как один из авторов-составителей «Цирковой энциклопедии», Из-под его пера вышло много статей об искусстве манежа и целый ряд книг и брошюр — «Цирк нашего двора», «На арене — кинокомедия», «Искусство пантомимы», «С арены на экран», «Леонид Енгибаров», «Советский цирк в годы Великой Отечественной войны» и другие.
И вот теперь передо мной лежит его новая, небольшая по размеру, но очень емкая по содержанию книга «Братья Никитины».
Р. Славский собрал весьма обширный и очень интересный исторический материал, который вылился в увлекательный очерк.
Самые первые страницы переносят нас а старый дореволюционный Саратов, где на оживленной волжской набережной шарманщик Александр Никитин вместе со своими детьми. Дмитрием, Акимом и Петром, прямо под открытым небом дает представление.
Описано все это так, что из читателя невольно превращаешься в зрителя, и видишь, как Аким, сыплющий шутками и прибаутками, вращает веревку с грузом на конце — очерчивает круг «фрай», где и будет дай «спектакль». Отец крутит ручку органа — «фортепьяно англезе», и вот уже Петр поражает публику гибкостью тола. а юный атлет Дмитрий демонстрирует силу и ловкость. Но самый большой успех выпадает на долю обезьянки Ляльки, умеющей ходить на задних ногах, отдавать честь, изображать пьяного и забавно пугаться при одном упоминании городового.
Отлично выписаны уроки акробатики и гимнастики, которые братья получали у заезжего итальянца — владельца балагана. Скупыми, но точными художественными средствами изображена сцена изощренного наказания хозяином маленького Пети.
...Быстро пролетают годы. И вот уже Никитины сами превращаются во владельцев балагана, а затем, совместно с Карлом Крауза, открывают небольшой театр с замысловатым названием «Кладдерачи. И. наконец, приобретение передвижного цирка и установка его в Пензе на замерзшей реке Суре. Рассказ об этом событии. захватывает. Сколько нужно смекалки, сноровки и трудолюбия, чтобы поставить цирк на ледяном поле!
К братьям приходит успех. Однако в условиях непрерывной конкуренции с иностранными предпринимателями дается он весьма нелегко.
Хочется отметить еще одно очень важное достоинство книги: становление «Русского цирка» Никитиных рассматривается здесь в неразрывной связи с историей русского общества в целом.
Славский предполагает, что и до Никитиных в профессиональной среде находились энтузиасты, мечтавшие о создании национального цирка. Но, как видно, были необходимы те объективные условия, в которых русский цирк мог возникнуть.
Небольшой экскурс автора в историю позволяет понять: для создания национального цирка появились необходимые предпосылки. Реформа 1861 года, отменившая крепостное право, «подтолкнула процесс капитализации страны», огромный размах приобретает строительство железных дорог, одна за другой возникают пароходные компании, развивается торговля, «на путь предпринимательства встают и выходцы из крестьян». Далее рассказывается о всеобщем подъеме общественного самосознания в России в 70-е годы XIX века, о том. что проблемы, волновавшие современников, находили отражение а произведениях передовых писателей. композиторов и художников. Затем говорится о деятельности «могучей кучки», о художниках-передвижниках, об Артистическом кружке, возглавляемом А. Островским, о режиссерах-организаторах театрального дела А. Федотове и Л. Медведеве, о русском книгоиздателе И. Сытине, об устроителе народных гуляний в Петербурге А. Алексееве-Яковлеве, открывшем театр «Развлечение и польза», и о М. Лентовском, Земляке Никитиных, создавшем летнее театральное предприятие а Москве.
И вот в таком общественном климате и ступили братья Никитины на стезю циркового предпринимательства. —Все иностранное пошло на спад — самая, самая пора заявить о русском цирке».— читаем
мы.
И хотя иностранное «пошло на спада и Никитины действительно заявили о себе громко, во весь голос, но почти вся их творческая жизнь была посвящена непрестанной борьбе с конкурентами — Суром, Годфруа, Саламонским, Чинизелли. И этой теме посвящено немало поистине захватывающих страниц.
Проследив за жизнью братьев Никитиных, мы узнаем и поймем, что «историческая заслуга саратовских самородков в том»» что, построив во многих городах России свои цирки, они предоставили акробатам и жонглерам, прозябавшим на тесных подмостках балаганов, удобный и мягкий манеж, воздушным гимнастам —подкупольные просторы» («Братья Никитины», стр. 3). Отнюдь не идеализируя Никитиных как капиталистических предпринимателей, Р. Славский тем не менее весьма верно оценивает все положительное, что заключалось в их деятельности. А именно — становление и развитие циркового дела на истинно народной основе.
Если другие авторы основной акцент делали на предпринимательскую и организаторскую стороны деятельности Никитиных, то заслуга Р. Славского состоит в том, что он помимо этого обстоятельно остановился на их режиссерской и актерской деятельности. Под его пером оживают клоунские сценки в исполнении Акима Никитина, различные номера и трюки. демонстрировавшиеся Петром Никитиным в момент бенефисов, самые различные цирковые пантомимы и великолепные массовые зрелища под открытым небом. к которым так тяготел Аким Александрович.
Привлекает и останавливает внимание рассказ о строительстве А. Никитиным прекрасного цирка а Москве на Садово-Триумфальной.
Шелестят страницы, мелькают знаменитые цирковые фамилии—Дуровы, Бим-Бом, Иван Поддубный, Иван Заикин, Виталий Лазаренко, Альперовы, Петр Орлов, Михаил Пащенко, Сосины, Руденко Алекс Цхомелидзе... Встречаешь известные имена н малознакомые, узнаешь, как у одних начиналась артистическая карьера и как у других — заканчивалась.
Увлекательно, красочно, колоритно написана глава «К вершине устремлений». В ней встречаемся с Акимом Никитиным ранним утром. У него большое торжество — он отмечает сорокалетие русского цирка. Мы попадаем в кабинет, где юбиляр примеряет свой новый мундир и «по давней привычке повторяет а уме все, что надобно сегодня сделать, о чем позаботиться, чего не упустить». Вместе с героем дня нам, по воле автора, удается прочесть поздравительную телеграмму от Шаляпина, проникнуть в цирк и там повстречаться с Заикиным и Гиляровским, а лотом принять участие в грандиозном юбилее...
В отличие от вышеназванной глава «На финишной прямой» некоторые события, к сожалению, излагает довольно бегло. Происходит это, мне кажется, оттого, что у автора много материала и он вынужден из-за небольших размеров книги пересказывать его сжато. О последних днях жизни Дмитрия и Петра Никитиных лишь коротко сообщается. Хотелось, чтобы деятельности Николая Акимовича а годы советской власти и биографии его сына Николая Николаевича Никитина, погибшего во время Великой Отечественной войны, было отведено больше страниц.
Но, как видно, это пожелание для новой книги. Об этой же хочется сказать — познавательна и увлекательна.
ГЕНРИЕТТА БЕЛЯКОВА
оставить комментарий